Главная Форум Обсуждение материалов и новостей Игрушки.Сегмент.Ру Алексей Бачурин, ООО «Смарт»: «Планов – громадье. Думаю, как раз на следующую "десятилетку"»

Форум

Алексей Бачурин, ООО «Смарт»: «Планов – громадье. Думаю, как раз на следующую "десятилетку"»
Гость

 

Алексей Бачурин, генеральный директор ООО «Смарт»: «Если ты не придешь и не займешь нишу – это сделают другие, и, например, на полке магазина вместо твоих игрушек будут стоять игрушки твоих конкурентов».

 

– Алексей, мы поздравляем Вас с юбилеем компании: 10 лет – это серьезно! Для ребенка 10 лет – это переход из начальной школы в среднюю. А как Вы можете обозначить этот этап для компании? Чувствуете себя «старичком»?

Я думаю, скорее всего, это окончание школы, успешная сдача ЕГЭ и поступление в институт. С одной стороны, 10 лет по меркам бизнеса это мало, но, если вдуматься, что современной России в нынешнем ее виде чуть более 20 лет, то так уже не думаешь.

За эти 10 лет на моих глазах родилось и умерло огромное количество как стартапов, так и крупных компаний. Мы же и в кризис выжили, и пережили потерю ключевых брендов, которые, кстати, занимали 100% в нашем обороте на тот момент. Представьте на секунду, что у «Газпрома» закончится газ (не дай бог, конечно), а у «Лукойла» нефть (тьфу три раза). Что с ними произойдет? Мы столкнулись в своей работе именно с такой ситуацией. И огромное спасибо за то, что мы успешно продолжили свой бизнес, нашей дружной команде ООО «Смарт», иностранным партнерам-поставщикам, которые поддержали нас в трудную минуту, а также нашим любимым клиентам!

– Вы начинали работать как представительство французской компании Smoby в России, так и назывались – «Смоби-Россия». Потом сменили имя на «Смарт» и расширили свой ассортимент продукцией других производителей. Когда это произошло и почему приняли такое решение?

Это произошло в конце нулевых. Немецкая компания Simba Diсkie купила французскую компанию Smoby и передала дистрибуцию этого бренда своему  российскому филиалу. Мы же, в свою очередь, вынуждены были срочно искать новые бренды. Затем мы сменили название, чтобы еще больше дистанцироваться от Smoby и не вводить в заблуждение клиентов.

– С какими компаниями Вы теперь сотрудничаете?

­Это английская компания HTI (Halsall Toys International), которая удачно заменила в нашем портфеле брендов Smoby, как по качеству, так по ассортименту и ценам. Есть также испанские компании Educa и  Chicos, канадские BJ и Wrebbit, французская Big Ben Interactive. Кроме того, есть партнеры из Гонконга и Китая. Все, кто заинтересован в сотрудничестве с нами, могут зайти на наш официальный сайт www.htitoys.ru и познакомиться с нашими брендами, с их описанием, с новостями компании и так далее.

– Какие игрушки из вашего ассортимента наиболее востребованы? Поменялись ли предпочтения потребителей за 10 лет? Современные дети переключились на интерактивные игрушки…

Да, Вы правы, многие производители, следуя моде, уходят в интерактив, производя игрушки, похожие на планшеты и смартфоны или же производят игрушки, которые управляются этими электронными гаджетами или коммутируются с ними. И мы здесь не исключение. Например, испанский бренд Educa производит, а мы с успехом продаем на российском рынке серию электронных игрушек, таких как электронные дуэли, интерактивные планшеты, электровикторины и так далее.

Нужно следовать мировым тенденциям и быть в гуще событий, чтобы не пропустить интересные и перспективные направления развития бизнеса.

– Десять лет на одном рынке – это довольно длительный срок, особенно когда речь идет о стремительно меняющемся рынке детских товаров в России. Как Вы считаете, куда он движется?

Один из векторов движения мы обозначили в предыдущем вопросе – это интерактив. Второй вектор это лицензии. Думаю, что уже больше половины игрушек, которые продаются на российском рынке, имеют ту или иную лицензию. Здесь мы также следуем тенденциям – в нашем ассортименте самые популярные на сегодняшний день лицензии – My Little Pony, Tranformers, Barbie, Disney и другие.

ООО «Смарт» - это новое название ООО «Смоби».

Компания является многолетним членом Национальной Ассоциации Игрушечников России (НАИР) и Ассоциации Предприятий Индустрии Детских Товаров (АИДТ).

Работает на российском рынке игрушек 10 лет и является эксклюзивным дистрибьютором в России следующих брендов: HTI, Chicos, Bojeux, Jakos, Educa, Bigben interactive. Постоянно участвует в международных и российских специализированных выставках и конференциях.

– Вы уже давно осознали преимущества работы с лицензиями. Что-то изменилось за эти годы? Какие еще лицензии есть в вашем портфеле сейчас?

Изменилось. Лицензий стало только больше. Помимо вышеперечисленных, это Zanussi, Max Steel, Spaiderman, Ben 10,  «Властелин колец», «Хоббитон», JCB, Tatty Teddy, Sony Playstation и другие. Сейчас в разработке такие лицензии, как Minecraft, «Маша и медведь», «Виолетта».

«Куй железо, пока горячо», - помните эту знаменитую фразу? Вот мы и куем. Век лицензии обычно недолог – год-два, не больше. Вернее так – лицензия может быть и «долгоиграющей», но пик спроса на нее - год-два, затем идет неизбежный спад.

– Не кажется ли Вам, что рынок скоро перенасытится лицензионной продукцией?

Когда-нибудь это, наверное, случится, но помните, как у Некрасова? «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе» (смеется).

Сейчас это самый востребованный товар на рынке. Абсолютно все производители стараются производить игрушки с прицелом на популярные лицензии. И это работает.

Да и обладатели лицензий нашли в этом золотую жилу, вкладывают миллионы долларов в раскрутку все новых и новых лицензий, задолго до премьеры  анонсируют и продают эти лицензии производителям игрушек или снимают фильмы и мультфильмы в их поддержку, а затем осуществляют розничную поддержку совместно с лицензиатами.

– Чувствуете ли Вы, как повышается интерес зарубежных компаний к российскому рынку? Рост европейских рынков находится на уровне 1-2% в год, чего нельзя сказать о нашем – эксперты называют его одним из наиболее перспективных.

Наш рынок в последние 10 лет развивался очень стремительно, отсюда и интерес зарубежных компаний. И если сначала  производители довольствовались работой с российскими дистрибуторами, то сейчас они, особенно крупные, открывают собственные филиалы в России и заключают прямые контракты на поставку игрушек в крупные сети. Мы живем в очень конкурентном мире, и на сегодняшний день не может быть так, чтобы какая-то сфера деятельности не была охвачена полностью крупными игроками рынка. Если ты не придешь и не займешь ее – это сделают другие, и, например, на полке магазина вместо твоих игрушек будут стоять игрушки твоих конкурентов.

– Довольно неоднозначна позиция экспертов по отношению к Китаю. Кто-то говорит, что производить в Китае становится невыгодно, кто-то развивает производство в Европе, а кто-то молча ставит новые заводы в Поднебесной. А каким Вы видите будущее Китая?

Китайцы молодцы! Нам и нашим руководителям можно многому у них научиться. Начиная с трудолюбия простых граждан и заканчивая действиями правительства, направленными на поддержание и развитие экономики и экспорта. А посмотрите, что они в последние годы делают в спорте, в космосе, не говоря уже о производстве сейчас это вторая экономика в мире и это действительно «экономическое чудо».

Что касается переноса производства из Европы и других стран в Китай – сейчас действительно экспансия замедлилась. Думаю, здесь две основных причины: первая это увеличение себестоимости производства в Китае, а вторая, мне кажется, что в Европе и Америке в какой-то момент поняли, что еще чуть-чуть и у них не останется ни одного собственного производства, а миллионы граждан их стран вдруг, в один миг, станут безработными. Ведь при закрытии любого производства страдает не только сам завод – страдают или закрываются смежные заводы и фабрики, поставщики комплектующих, запчастей, упаковочного материала, полиграфии. А при открытии завода наоборот тут же появляется необходимость в смежных производствах, а это дополнительные рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому на Западе, особенно в Европе, в последнее время так болезненно относятся к закрытию любого завода или фабрики и увольнению или сокращению сотрудников. И чуть что – сразу профсоюзы, забастовки и так далее.

Что касается Китая, в среднесрочной перспективе его будущее выглядит хорошим и безоблачным. Там сделали все, чтобы чувствовать себя уверенно. Все мировые производители выпускают у них свой товар, человеческого ресурса у них хоть отбавляй, экономическая подушка достаточно прочная и плюс они по дешевке «отхватили» себе полезные ископаемые – например, все африканские ресурсы уже наполовину китайские.

Если справятся еще с экологическими проблемами, которые возникли вследствие бурного роста производства, будет совсем хорошо.

– С какими каналами продаж Вы работаете? Какую долю среди них занимают Интернет-магазины?

Еще 10 лет назад в России не было ни одной специализированной сети игрушек да и другие ритейлеры находились только на стадии становления. Сейчас же мы имеем большой выбор сетей разного формата: гипермаркеты, Cach&Carry, детские специализированные, магазины хобби и творчества, магазины подарков, книжные сети и другие. И хочется отметить, что в каждом из этих магазинов можно встретить игрушки, поставляемые нашей компанией. Мы растем и развиваемся вместе с рынком.

Что касается Интернет-магазинов, то эта доля в обороте  нашей компании занимает сейчас около 5%-6%, но она постоянно растет. К тому же, сейчас крупный ритейл запускает свои собственные Интернет-магазины. Они уже есть у «Детского мира», «Кораблика», «Дочек-сыночков». В этом году «Ашан» открывает свой виртуальный магазин.

–  «Смарт» является организатором Чемпионатов по скоростной сборке пазлов в России. Что это: занятие для души или эффективный маркетинговый инструмент?

И то и другое. Поначалу, совместно с форумом любителей пазлов, мы придумали формат соревнований и провели Первый открытый чемпионат России. Понравилось, затянуло, подружились и - пошло-поехало. Помимо Чемпионата России, который проходит традиционно летом на Азовском море, мы проводим и региональные чемпионаты: в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Томске, Перми, Ростове. Победители и призеры этих региональных чемпионатов приезжают летом на Чемпионат России, на котором, кстати, разыгрываются нешуточные призы. Победители и призеры получают в подарок туристические поездки в Барселону, на родину испанских пазлов Educa («Эдука» генеральный спонсор чемпионатов по скоростной сборке пазлов в России), с посещением завода по производству этих головоломок.

В этом году будет пятый, юбилейный, чемпионат, и, я думаю, мы придумаем что-нибудь особенное в этот раз. Так, например, несколько лет назад участники чемпионата собрали за рекордное время (за 11,5 часов) самый большой в мире пазл, попав в Книгу Рекордов России и подав заявку в Книгу Рекордов Гиннеса.

– Десятилетний рубеж пройден, какие планы на следующую «десятилетку»?

Работать и работать. Вижу, что далеко не все, что можно было сделать, сделано. По каким-то брендам нужно «подтянуть» продажи, в каких-то сетях улучшить представленность, серьезно поработать над маркетингом и поддержкой своих брендов в рознице, открыть свой Интернет-магазин, побороться за некоторые перспективные лицензии, перевезти склады на новое место, заняться вплотную регионами (у нас уже есть свой филиал в Санкт-Петербурге, и на очереди другие города), улучшить свою логистику и процент выполнения заказов. Планов – громадье. Думаю, как раз на следующую «десятилетку».

 

Беседовала Оксана Пиккель,

«Игрушки.Сегмент.Ру»

Ответить
Отображать: 20 50 100
Самая удобная площадка для общения всех профессионалов канцелярского рынка. Здесь Вы можете поделиться своим мнением и опытом, получить дельный совет и пообщаться на любые темы с коллегами.
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza