Главная Форум Обсуждение материалов и новостей Игрушки.Сегмент.Ру Елена Смирнова: "Производителям надо быть более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек"

Форум

Елена Смирнова: "Производителям надо быть более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек"
Гость

На прилавках магазинов есть игрушки, отмеченные особым знаком в виде красной лошадки. Это значит, что игрушка одобрена Центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Среди игрушек, произведённых по лицензии, этим знаком отмечены единицы.

Почему Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ советует смотреть советские мультфильмы и одобряет мультсериал «Фиксики» и какие психологические аспекты важно учитывать, подбирая лицензию для детских товаров, - обо всем этом читайте в интервью "Вестника лицензионного рынка" с экспертом -  Еленой Смирновой - доктором психологических наук, профессором, специалистом в области детской психологии и психологии развития. Елена Смирнова является научным руководителем московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, о деятельности которого мы и хотим вам рассказать.



- Елена Олеговна, расскажите коротко о деятельности Центра Игры и Игрушки.

- В 2004 году была отрыта Лаборатория Игры и Игрушки при МГППУ и изначально мы занимались только экспертизой игрушек. Такая экспертиза проводится добровольно и бесплатно, мы оцениваем развивающий потенциал игрушки, её этические и эстетические качества. Лучшие производители участвуют в ежегодной церемонии вручения Премии «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют», борясь за приз в одной из номинаций. Это мероприятие проходит при поддержке Департамента образования города Москвы, которое в 2008 году присвоило нам официальный статус московского городского Центра.

Сотрудниками Центра написан ряд научно-популярных статей и книг.

В настоящее время мы занимаемся также экспертизой мультфильмов, другой видеопродукции и книг для детей. Критерии, по которым мы работаем, разработаны специалистами центра и  научно обоснованы.

Когда мы проводим экспертизу мультфильмов, то рассматриваем ту идею, которую он несёт, способ её подачи. Далее предстоит выяснить, соответствуют ли идея и способ подачи тому возрасту, на который ориентирован мультфильм. Мы изучаем сюжет, персонажей, художественные средства, использованные в мультфильме.

- Какие мультфильмы психологи Центра рекомендует для просмотра?

- Боюсь показаться банальной, но это - большинство советских мультфильмов. Они являются точно выверенными, подходящими под конкретный возраст. Среди них «Крошка енот», «Трое из Простоквашино», «Винни Пух».

- 1 сентября вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Вы говорили в интервью «Новой газете» о том, насколько закон неэффективен.

- В любом случае такой закон необходим. Ведь когда мы говорим о насилии, мы, в том числе, имеем в виду и воздействие информации, которая может наносить психологическую травму. Ребёнка необходимо защищать от некоторой информации. И споры о том, что с ребёнком нужно быть честным и рассказывать ему всё, не всегда уместны. Потому что у ребёнка есть своя специфика мышления, воображения, эмоций, с которыми нужно считаться.

- Как вы считаете, повлияет ли закон на выбор родителей, что показывать детям?

- Думаю, что этот вопрос стоит задать самим родителям – на сколько закон их взволновал. Судя по комментариям, многие родители находятся на позиции «я сам знаю, что  делать», но есть и те, кто обращается за консультацией к специалистам. На мой взгляд, люди, конечно, должны сохранять свою собственную критичность. Особенно ввиду того, как много непрофессионалов сейчас дают советы. По-моему, хорошо, когда родители обладают здоровым интересом к мнению специалистов.

Но нужно обратить внимание на недоработанность самого закона. Кто должны быть эти специалисты, принимающие решение об ограничениях? Вопрос открыт. Чтобы это были люди, которые действительно многое знают о детском развитии, нужно опираться на исследования, искать специалистов. В идеале, должна работать отдельная категория специалистов, которые занимаются исключительно работой с телеканалами, так как анализ видеопродукции является очень трудоемкой деятельностью. Но пока таких специалистов нет, и решения принимают сами каналы, которые делают это достаточно вольно, на уровне интуиции.

- Каково ваше отношение к отметке 0+ ?

- Это как раз пример безграмотности специалиста, который позволил себе такую адресацию написать. Ни о каком «0+» и речи идти не может!  Дело не только в нарушении зрения, есть масса случаев, когда дети страдают тяжёлыми психическими нарушениями вследствие просмотра телевизора с младенческого возраста. Оптимальный возраст для того, чтобы познакомить ребенка с видеопродукцией – 3 года. Раньше делать это – очень опасно.

- Расскажите о том, как определяется оптимальный возраст ребёнка для конкретной игрушки?

- По ряду критериев. Первый из них – это этический фильтр. Например, у ребёнка до определённого возраста должно быть целостное представления о теле. Поэтому собирание человека по деталям (косточкам) – совершенно неподходящая игра для дошкольников. Возрастным критерием является и технические качества игрушки – ребёнку должно быть удобно с ней играть. Самый сложный критерий – это развивающий потенциал игрового действия. Например, качать куклу  - это очень важная задача для детей 3-4 лет, а для детей 15-тилетнего возраста это действие уже не будет развивающим.

- В начале сентября на сайте "Вестника" был опубликован рейтинг лицензионных мультсериалов канала «Карусель».  Проводились ли вашим Центром какие-либо исследования мультфильмов-участников этого рейтинга?

- Мы исследуем, в том числе, и «информационные» мультфильмы. К таким относятся «Фиксики», и  это вполне адекватный продукт. Он неидеален, у него есть недостатки, но этот мультсериал несёт познавательную функцию.

Следующий мультсериал из рейтинга, исследования по восприятию которого мы проводили, это «Маша и медведь». Самая главная проблема этого мультсериала состоит в том, что он неадекватен для всех возрастов. Он не несёт ничего положительного, маленькие дети просто копируют модель поведения Маши.

Мы рассматривали отдельные серии, среди них есть мультфильм, созданный по мотивам произведения О. Генри. По сути, получился просто плохой пересказ. И если у О. Генри этот сюжет наполнен юмором, и он может быть понятен детям младшего школьного возраста, то мультфильм тяжело воспринимать маленьким детям уже из-за той скорости, с которой сменяются действия. К тому же, в мультфильме неоднократно повторяются сцены агрессии. В итоге, он никаких культурных ценностей в себе не несёт.

Стоит определить, а зачем мы вообще показываем ребёнку мультфильм? Ведь явно не только для того, чтобы ребёнок не мешал выполнять нам какие-то дела по дому. Очень важна культура просмотра. Ведь мультфильм – это художественное произведение, которое целесообразно показывать в определённом возрасте, и родители должны понимать, зачем они знакомят с ним ребенка. И зачем показывать мультфильм, который никакого морально-этического, познавательного смысла в себе не несёт?

Недавно мы исследовали серию мультсериала «Лунтик», в которой главный герой раскрашивает с друзьями тарелочку. Мы смотрели многие серии, но этот пример наиболее наглядный. Идея этого мультика неясна для ребёнка. Рисуй, что хочешь? Дети и так рисуют, что хотят. В конце говорится о том, что для каждого красиво что-то  своё. Получается, что в мультфильме позиционируется идея плюрализма мнений, но она осваивается только во взрослом возрасте. Другая проблема этого сериала в том, что его герою невозможно сопереживать, а значит, мораль мультфильма не будет усвоена.

В ходе исследования, никто из детей, просмотревших мультфильм, не пытался повторить его сюжет в своей игре. А это значит, он их не зацепил, никакого смысла они не смогли из него вынести. После просмотра мы спросили детей: «что такое красота?», и они ответили заученной фразой из мультфильма, но не могли соотнести ее со своей жизнью. Из мультфильма дети не понимают той идеи, что у каждого свой взгляд и вкус. Художественное произведение тем и отличается, что читатель или зритель через сопереживание присваивает идею автора. А взрослый может ее понять и отнестись к ней, в том числе, и критично.

Для сравнения предлагаю вспомнить мультфильм про Винни Пуха, который ориентирован на детей 5-6 лет. Важно, что дети  в этом возрасте действительно сочувствуют персонажу, понимают сюжетный и словесный юмор в мультфильме. И поступки персонажа, его речь, сам образ выстроены так, что ребёнок может всё это целостно воспринять.

- Что бы хотели сказать производителям лицензионных товаров от имени вашего Центра?

- Хотелось бы, чтобы производители были более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек. Пусть этот образ будет отличен не только тем, что он хорошо продаётся, но и способностью привлечь ребёнка к настоящим произведениям видеоискусства.

Важно учитывать и возраст, на который был ориентирован мультфильм. Это не нормально, когда персонаж из мультфильма для детей старше 6 лет переносится на продукцию, рассчитанную на детей ясельного возраста.

Надеюсь на честность производителей относительно присвоения игрушке нашего знака в виде красной лошадки.

- Ваши пожелания руководителям магазинов детских игрушек, продавцам.

- Надеюсь увидеть более качественное консультирование в магазине детских товаров, которое действительно поможет покупателю в выборе. Хорошо бы, если консультант мог сориентировать покупателя среди игрушек, подходящих под конкретный возраст, указав и те, что прошли нашу экспертизу. Потому что найти хорошую игрушку в магазине самостоятельно покупателю бывает очень сложно.



Беседовала Наталья Алтухова, обозреватель «Вестника лицензионного рынка»

Ответить
Ксения RE: Елена Смирнова: "Производителям надо быть более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек"

Тогда мне вот что непонятно. Если советские мультфильмы точно выверены и разработаны специально для детей определенных возрастов, то есть идеальны по своей сути, — почему они не пользуются таким успехом у современных малышей? А следовательно, не популярны и у лицензиатов. Или это замкнутый круг: не продаются игрушки-блокнотики с тем же Крошкой Енотом, а потому дети не воспринимают его на экранах?
Ответить
Сергей Сергеич RE: Елена Смирнова: "Производителям надо быть более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек"

Ксения, скорее не так: советские мультики показывают мало, а потому детям они не интересны
Ответить
Ксения RE: Елена Смирнова: "Производителям надо быть более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек"

Ну почему мало-то? родители нынешнего поколения выросли на советских мультфильмах и показывают их своим детям. Если бы все зависило от ТВ, тогда можно было бы утверждать о малом количестве показов. Но скачать мульт в интернете и включать чаду — вообще не проблема!
Ответить
Отображать: 20 50 100
Самая удобная площадка для общения всех профессионалов канцелярского рынка. Здесь Вы можете поделиться своим мнением и опытом, получить дельный совет и пообщаться на любые темы с коллегами.
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza