Главная Виктория Гатилова («Кораблик») — о новой визуальной концепции сети и роли дизайна в ритейле Виктория Гатилова («Кораблик») — о новой визуальной концепции сети и роли дизайна в ритейле

Виктория Гатилова («Кораблик») — о новой визуальной концепции сети и роли дизайна в ритейле

12.09.2018 в 16.20 1110Просмотров: 1110 0Комментариев: 0
Вторая по величине сеть детских магазинов «Кораблик» в начале 2018 года обновила визуальную концепцию: первый новый магазин открылся в марте, сейчас таких уже 11. Мы поговорили с автором концепции — руководителем отдела архитектуры и мерчендайзинга «Кораблика» Викторией Гатиловой — о том, как шла работа над новым внешним видом магазинов сети и о роли дизайна в розничной торговле.



Виктория Гатилова начинала карьеру в ритейле с продавца, затем занималась мерчендайзингом в Adidas Group, где работала со всеми входящими в группу концепциями. Участвовала в открытии более 70 магазинов разных брендов. Гатилова закончила профессиональный курс fashion media в школе современной фотографии Photoplay и помимо работы в «Кораблике» участвует в различных визуальных проектах как фотограф и арт-директор.

О новой концепции «Кораблика»

— Магазин создавался для нового поколения молодых родителей, которые используют инстаграм в повседневной жизни. Которые видят идеи минимализма в фотографиях в своей ежедневной новостной ленте, и для которых эти идеи понятны и близки.

Магазин получился в светлых тонах. Стены выполнены из штукатурки: для нас было важным оставить натуральную фактуру этой отделки. Оборудование — светлое и облегчённое. Мы постарались добавить элементы современной архитектуры: если вы присмотритесь к островному оборудованию, к гондолам, увидите, что они выполнены на ножках, как современные дома — на подпорках; это придаёт воздушность и легкость интерьеру. Основой концепции стал приморский скандинавский город. Центр магазина — маяк, на стенах расположены декоративные элементы и деревянные домики. Под белым потолком светятся звезды, на которых написаны названия отделов. Звёзды в магазине возникли не просто так: это логотип нашей собственной торговой марки Be2me.



— Мы вдохновлялись подходом журналов Kinfolk и Cereal к своим съёмкам. Они рассказывают истории про красоту жизни в минималистичных картинках. Их создатели считают, что не так важно, как человек выглядит — важнее предметы, которые его окружают. По окружению персонажа мы можем сделать много выводов о нём.

Если переложить эту идею на магазин, то очень важно, чтобы его оформление и концепция были в гармонии с ценностями компании. Нашей задачей было показать покупателям заботу о них. Мы хотели, чтобы людям нравилось проводить время в магазине, чтобы было ощущение, что ты дома. Под вдохновением от идеи скандинавского стиля и образа жизни, который более подробно описан в таких книгах, как Hugge (что в ближайшем переводе на русский означает «уют»), начал выстраиваться новый образ магазинов «Кораблик».

— Ещё одной задачей, которая перед нами стояла, был уход от прямой аналогии с супермаркетом детских товаров. Мы изменили подход к проектированию новых магазинов. Теперь нет большого открытого пространства, где рядами выставлены стеллажи — магазин делится на комнаты. Такой прием давно использует H&M, зачастую выбирая помещения, уже разбитые на небольшие отделы. Если же пространство большое, архитекторы искусственно его делят, выставляя высокие стеллажи, как стены.

Разбивка большого помещения на комнаты решает вопрос с размещением товара за счет большего количества стен. Количество товара, которое умещалось на 850 кв. м, теперь умещается на 620 кв м. А ещё комнаты помогают создать домашнюю атмосферу в магазине.




О работе над проектом

— Над концепцией мы работали 3 месяца группой из четырех человек. Концепт был разработан архитектурной группой компании «Кораблик». Первый магазин открылся 2 марта 2018 года в городе Дзержинск, и все новые магазины открываются в обновлённом концепте.

— Штатный архитектор в розничной компании адаптирует помещения, которые находит отдел развития. Мы работаем в команде с проектировщиками и группой мерчендайзеров, которые делают детальное зонирование магазина и затем согласовывают проект с коммерческой дирекцией, розницей и техническими службами — строителями, службой безопасности, IT.

Плюс мы постоянно работаем над усовершенствованием оборудования, которое бы помогло лучше и удобнее представлять товар. Кроме того, мы думаем, как внедрить новые технологии, мониторим освещение — например, хотим сделать его более контрастным и акцентным, чтобы создать ощущение уюта.

— Нам с командой было довольно просто создавать новый концепт, поскольку президент «Кораблика» Алексей Иванович Зуев доверял нашей команде. Мы с самого начала определились с направлением, утвердили мудборд (пример того, как будет выглядеть магазин, какое настроение и ощущение он передаст покупателю), референсы и приступили к разработке.



Сложнее было с руководителями других отделов. Как это часто бывает, новое воспринимается с трудом и со скептицизмом. Но после того, как обновлённые магазины открылись, никто из региональных директоров не предложил вернуть магазины старой концепции — а сейчас мы уже на такой стадии, что новый «Кораблик» может выглядеть только так. То есть наша идея и реализация прошла все классические пути — от отрицания до нормы.

— Идею геометричности в дизайне руководство сначала отвергало. Для меня эта идея неотделима от минимализма, и мне было сложно понять позицию руководителей. Но потом я подумала, что, возможно, я не смогла донести правильно свою мысль: я проанализировала то, что происходит, и преподнесла идею иначе. Оказалось, что из-за разницы в терминологии мы с самого начала не смогли друг друга понять.

Так что не всегда первое «нет», которое можно услышать в переговорах, становится окончательным. Нужно понять саму причину отказа и общие стороны вопроса — и на этом затем и выстраивать новые переговоры.

О роли дизайна в ритейле

— Дизайн магазина должен приносить прибыль и завлекать именно ту аудиторию, которая нужна компании. Поэтому прежде чем переходить к дизайну, нужно определиться — для какой аудитории и на каком ценовом уровне работает проект. Это формирует понимание, какой товар в каком количестве будет выставлен в магазине и размеры склада. Необходимо проанализировать продаваемый товар или коллекции и определить, что необходимо подчеркнуть, на фоне чего товар будет выглядеть интересно и в какой атмосфере или в каком месте такой образ будет актуален.

Дальше можно потихоньку переходить к дизайну. Скажем, в fashion-ритейле он может быть минималистичным, если коллекция очень разнообразная по стилистике и часто меняется, или иметь много разных имиджей (фотосъёмок и ярких цветов) — если это молодой и более дерзкий бренд. Кроме того, дизайнер может воссоздать одну из сред обитания, в которой такой стиль одежды был бы более актуален — как Pull and Bear, где для декора магазинов используются доски для серфинга, хиппи-микроавтобус и много растений. Дизайн можно наполнить фактурами, чтобы подчеркнуть разнообразие тканей и более дорогих материалов. А, скажем, геометрический минималистичный дизайн подчёркивает конструктив коллекции и делает акцент на объёмах одежды.

— Сейчас магазины трансформируются вместе с торговыми центрами. Чтобы как-то заполучить посетителей и заставить их посещать торговые центры, все вынуждены придумывать, чем заманить покупателя. На мой взгляд, книжные магазины сделали это первыми: поставили диваны в торговые залы, соединили их с кофе-зоной и сделали из магазина место обитания. Позже кофе перекочевал из книжных магазинов в fashion: например, магазины Arket открываются с зоной кофе, барной стойкой и стульями.



— Из-за того, что онлайн-торговля сильно развивается, вытащить людей за покупками стало очень сложно, и это меняет подход в ритейле, заставляет думать, как завлечь покупателя. Например, интересно наблюдать, как перестраивается «Мега» — под лозунгом «меняйся с нами» переходит в скандинавский стиль, предлагая покупателям больше зон с развлечениями. Отдельный проект уже есть в «Меге» в Краснодаре, где создаются целые зоны отдыха под открытым небом для посетителей — с очень современным дизайном и с большим количеством растений.

В Москве есть интересный проект — fashion-пространство Underline, где в одном помещении объединено много корнеров разных дизайнеров. Там существует зона кафе, которая оформлена столиками и стульями IKEA с наклейками на них, что это за артикул. И в этом же пространстве размещён небольшой корнер IKEA. Ещё там есть отдельные зоны для коворкинга, для презентаций, сцена и так далее. Это интересное пространство с точки зрения визуализации. Проект расположен в «Меге Тёплый Стан». Насколько он прибыльный, пока сложно судить — он не так давно открылся, к тому же летом часто бывает спад продаж.




— Судить со стороны об эффективности дизайна сложно, если нет цифр. Вопрос в том, помогает ли дизайн достигать тех показателей, которые ставятся как цель, а также — попадает ли дизайн в целевую аудиторию, привлекает ли тех людей, которых хотел привлечь бренд, и совпадает ли стиль магазина со стилем сайта компании, фото- и видеоматериалами в соцсетях. На мой взгляд, должна быть целостность. В российских брендах она не всегда есть.

Если говорить о чисто визуальной составляющей и том стиле, который мне нравится, мой любимый магазин — Cos. Мне нравится там всё, от фотографий и кроя одежды до устройства магазинов.

Источник: retailer.ru

читайте также

Школе дизайна русской игрушки - Да!

Тему дизайна русской игрушки, а также главные цели и задачи международного конкурса "Да-Дизайн!" Антонина Цицулина обсудила с Дмитрием Макоевым, основателем и руководителем компании "ЯиГрушка" и Виталием Ставицким, президентом Союза дизайнеров России.

Нравится
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza