Главная Аналитика Лекарство от управленческой импотенции: как заставить менеджеров делать свою работу

Лекарство от управленческой импотенции: как заставить менеджеров делать свою работу

30.07.2013 в 13.37 1031Просмотров: 1031 0Комментариев: 0
Президент Microsoft в России о главной офисной болезни.

Обязанности менеджеров - принятие управленческих решений. Вот только они склонны любыми способами увиливать от них

Иногда приходится называть вещи своими именами. Я решил написать этот текст, когда в очередной раз столкнулся с таким распространенным явлением, как менеджер, увиливающий от своей основной профессиональной обязанности. Обязанности, которая звучит так: принятие менеджером управленческих решений. Конечно, можно было бы использовать другие, менее эмоциональные определения в заголовке. Но словосочетание «управленческая импотенция» очень точно характеризует симптомы болезни, которая наносит серьезный вред как бизнесу компаний, так и самим менеджерам.Сразу замечу, что «заболеть» подобным можно позволить себе лишь в крупной организации и независимо от гендерных признаков. В такой, например, где работаю я. Многие были свидетелями подобного перерождения: молодой, полный энтузиазма менеджер среднего звена начинает работать, добивается первых успехов, но сталкивается с непреодолимыми трудностями и быстро теряет интерес. О каких трудностях идет речь?

Вот самые распространенные:

  1. У него нет полномочий для реализации планов и выполнения задач.
  2. Полномочия есть, но на самом деле они не могут быть использованы, поскольку вокруг них выстроена стена из корпоративных запретов, процедур и согласований.
  3. Корпоративные рейтинги усредняют достижения менеджера. Часто в них используется точка зрения коллег на его работу, а напористость и готовность отстаивать собственное мнение, которые так часто использует наш менеджер из примера, нравятся далеко не всем.
  4. Корпоративная система выявления ошибок и наказаний отбивает вкус к инициативе и способствует снижению мотивации менеджера.

Какое-то время наш герой борется, но быстро сдается и учится дуть на воду, по десять раз согласовывая любое корпоративное решение, только чтобы разделить ответственность за него. Следующий шаг к управленческой импотенции — понимание факта, что лучший способ не ошибаться — это вообще ничего не решать. Я сталкиваюсь с такими людьми в самых разных компаниях и организациях. Зачастую дело даже не в работе, а в человеке как таковом — с возрастом к нему приходит опыт, но уходит энтузиазм.

В результате мы можем наблюдать почти гоголевскую картину: два менеджера из разных компаний встречаются на переговорах и предлагают друг другу взаимовыгодные, интересные проекты. Они всячески демонстрируют заинтересованность, но допускают одну оговорку: «Я сам не могу принять такое решение, мне необходимо обсудить его с коллегами и руководством». На самом деле в обсуждение включаются все, кого только удается привлечь. Принятие решения откладывается, пока не найдется тот, кому проект покажется сомнительным — вот и повод не рисковать. Два менеджера встречаются снова, только чтобы сказать друг другу: «Мне лично проект очень нравился, но я должен прислушиваться к мнению коллег и руководства, вы же знаете, как это бывает». Забавная ситуация, не правда ли? Но стоит вспомнить о целях бизнеса, как желание веселиться пропадает. Да и самих героев этой истории искренне жаль. Работа не приносит им радости, а только тревогу и неудовлетворенность.

К счастью, от этого недуга есть лекарства и прививки. Прививать стоит молодых. Важно, чтобы они понимали, как устроен бизнес, и не строили себе иллюзий. Процедуры, запреты, ограничения полномочий, согласования и все те вещи, которые так часто подрезают крылья молодым управленцам, будут в большой корпорации всегда. Но сей факт не надо воспринимать как беду или напасть, это просто одно из правил офисной игры. Во внеофисной жизни мы точно так же связаны условностями, ограничениями и необходимостью считаться с мнением других, но мы же добиваемся своих целей.

На мой взгляд, каждый молодой менеджер должен понимать: для успеха ему потребуется не только образование и энтузиазм, но и способность понимать людей, гибкость, дипломатичность, умение нелинейно мыслить и неустанно искать новые пути, приближающие к поставленной цели. Только не надо думать, будто речь идет об агрессивной напористости. Важно уметь добиваться результатов без конфликта. Это требует определенных навыков в области риторики и психологии, которые не входят в программу вузов. Важно, чтобы, начав работать в компании, наш молодой менеджер получил возможность приобрести и развить эти навыки.

Ну, а тем, кто уже имеет солидный опыт работы, я бы предложил периодически проводить самодиагностику. Достаточно присесть, немного подумать и честно ответить на вопрос: «Какие управленческие решения лично я принял за эту неделю?» Если никаких, то ваш диагноз — «управленческая импотенция», а лечение — смена приоритетов. Наша работа состоит не в том, чтобы создать себе максимально комфортные и безопасные условия, в которых можно тихо дожидаться пенсии и бонусов. Интересы корпоративного дела, как правило, требуют совсем иного от менеджера. Да, принимать и воплощать важные управленческие решения непросто, это занятие почти всегда сопряжено с некоторым дискомфортом, риском и требует определенной смелости. Менеджеру подчас приходится поступиться своим имиджем, ущемить свое эго, выслушать критику от коллег. Все это неприятно, но, когда ты сфокусирован на задаче, у тебя остается не так уж много ресурсов для рефлексии, а главное, ты знаешь, что делаешь свою работу правильно.

В заключение хочу добавить, что не решился бы на такое широкое обобщение, используя только опыт корпораций, в которых работал сам. К сожалению, боязнь принимать решения и конформизм являются отличительными особенностями менеджеров самых различных компаний во всем мире. Распространенность этого заболевания практически не зависит от географии, сферы бизнеса, организационной структуры и любых других особенностей. Иначе говоря, заболеть может каждый, главное — вовремя диагностировать и правильно лечить.

 

Николай Прянишников, Forbes.ru

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza