Главная Аналитика Производство игрушек по-китайски

Производство игрушек по-китайски

26.01.2015 в 12.28 1255Просмотров: 1255 0Комментариев: 0
Работа фабрики мягкой игрушки "Новосибирская" доказывает: в России можно производить товары для внутреннего спроса в традиционном "китайском сегменте". Правда, в этом случае на массовый спрос можно не рассчитывать.

"Ничего у тебя не получится. Поиграешься и бросишь", — такие слова обязательно должен услышать любой человек, начинающий бизнес. Еще в такой истории обязательно должно присутствовать второсортное помещение на окраине города — потому что дешево. А также первый заказ, который изменил все. Если так, то история новосибирского предпринимателя Ольги Меднис — типичная и ничем не примечательная. Но есть одно обстоятельство, которое выделяет ее среди других — она производит мягкую игрушку. Повторим: отечественную мягкую игрушку. То есть работает на рынке, который все давным-давно считают отданным на откуп Китаю с его мизерной себестоимостью работ и низким качеством, которое, впрочем, удовлетворяет всех в силу минимальной конечной цены.

Ольга Меднис и сама признает: с Китаем бороться невозможно, поскольку на его стороне главное — спрос отечественных ритейлеров, борющихся за клиентов, как правило, низким ценником. По­этому фабрика мягкой игрушки "Новосибирская" работает в основном с корпоративными заказчиками. Что, впрочем, тоже не гарантирует стабильную благоприятную жизнь предприятия.


Козел в пиджаке

Начнем с того, что "детская тема" — одна из самых востребованных во все времена. Стремление родителей дать своему ребенку лучшее не изменяют никакие кризисы. Жизненные ощущения подтверждают и аналитики: детские игрушки и продукция этого сегмента в целом, вроде бы не являясь предметами первой необходимости, даже в последний кризис 2008–2009 годов не испытывали серьезных трудностей со сбытом (см. график 1). Более того, даже немного выросли за те кризисные годы, а в целом за последние пять лет рост составил почти 30%.

При этом доля российских производителей на этом рынке — мизерна. Здесь обычные потребительские ощущения также совпадают с данными маркетологов. Около 60% продукции на рынке — это Китай, другие страны Азии поставляют еще около 10%. Остальные доли делят между собой Россия и страны Европы (см. график 2). То есть, по данным Ассоциации индустрии детских товаров, отечественные компании зарабатывают в год всего 3,7 из 21 млрд долларов оборота рынка. При этом большинство их них находится в Москве, и их основная специализация — не мягкие игрушки, а пластиковое производство. Зачастую это даже не игрушки, а пластиковые товары для детей: ванночки, соски, погремушки и т.д. Словом, те сегменты, которые серьезно защищены российским сертификационным законодательством.

И еще один штрих к портрету отрасли: как водится, для нее на федеральном уровне принята целая "Национальная стратегия действий в интересах детей" до 2017 года. В программе предполагается создание технологической платформы индустрии детских товаров "Инфраструктура детства", основной которой должны стать крупные столичные компании — ТД "Гулливер и Ко", ОАО "Весна", ГК "Гранд Тойз", ГК "Дочки&Сыночки" и пр.

Конечно, в 2001 году, когда главный бухгалтер Ольга Меднис и ее муж, директор новосибирского автосервиса Александр Меднис, начали развивать в Новосибирске производство мягкой игрушки, структура рынка была совершенно другой. Да и структуры как таковой, наверное, не было — сплошные свободные отношения покупателя и продавца, засилье китайского ширпотреба и неработающие госстандарты. "Так получилось, что всегда что-то придумывала, делала игрушки ручной работы. А затем мы пришли на шоколадную фабрику "Новосибирская". Пришли, не имея ничего, — вспоминает Ольга. — И предложили упаковывать конфеты для новогодних подарков не просто в целлофановые мешки, а в мягкие игрушки. Такого на рынке еще не было. А тогда как раз наступал год Козы, еще была сильна тема с новыми русскими. Вот мы и сделали козла в красном пиджаке, надели на него белую рубашку, черную бабочку и пришли с этим козлом к директору. Он говорит: а почему нет, делайте!".

Так фабрика мягкой игрушки получила свой первый заказ — сразу пять тысяч единиц игрушек для упаковки новогодних подарков. Специально под этот заказ на кредитные деньги и собственные накопления было закуплено оборудование. А тут подоспели и конкуренты ШФ "Новосибирская": фабрика "Шоколадная страна" узнала о новинке рынка и сделала недавно открытому игрушечному производству еще один заказ. Игрушки для двух первых клиентов шили фактически круглосуточно в снятом помещении промзоны пригорода Новосибирска — Бердска. Там, где подешевле. "Но потом наступило страшное время. Закончились новогодние праздники, наступило затишье, заказов нет. А аренда идет, зарплату платить надо. На "новогоднем заделе" мы продержались около трех месяцев, затем потихоньку пошли новые заказы. Не отказывались ни от чего. Нам говорили: вы можете? Можем. Сделаете? Сделаем. А сами даже не понимали, как это делать, работали буквально с колес", — рассказывает Ольга Меднис.


Сколько влезет в медведя

В основу философии нового производства был положен принцип качества. Достойный посыл оказался одновременно и бичом фабрики игрушек — оказалось, что при наличии дешевого ширпотреба никто не собирается платить за хорошее качество. "Когда покупатель видит, что игрушка стоит 150 руб­лей, то как-то сразу забывает спросить сертификат качества, разрешительные документы, да и вообще поинтересоваться, что внутри этой игрушки. Хорошенькая же, да еще и дешевая!" — коротко объясняет Ольга.

Фактор качества, строго говоря — одно из условий, ставящих всех российских производителей в заведомо невыгодное положение. Проверяющих инстанций много в любом сегменте, но когда речь идет о детях, их число удваивается, по надобности или без. Кто поставщик? Есть ли сертификаты на сырье? Даже если есть, как ты докажешь, что доставили качественное? Каково освещение в помещении? Есть ли лишний шум, пыль? Это существенно сокращенный список вопросов, которые проверяющие инстанции задают фабрике игрушек. Правда, как говорит Меднис, в конце концов между ними установилась взаимная любовь: проверяющие любят ходить сюда за хорошими отчетами, а фабрика вроде как получает дополнительный козырь в конкурентной борьбе.

Вот только борьба эта проходит на невидимом простому потребителю фронте, а именно среди корпоративных клиентов и индивидуальных заказчиков. "Я честно говорю: да, нас нет на полках магазинов. Поначалу мы бегали, предлагали всем свою продукцию, обижались. Но сейчас я все понимаю. Вот вы хозяин магазина. Ваша задача: купить дешевле, продать дороже. Вы идете на китайский склад и покупаете там продукцию за 150 руб­лей, а продаете за 500. Ну и что, что у нее нет сертификата — кто у вас его спросит?" — спокойно объясняет хозяйка фабрики игрушек.

Для иллюстрации неэффективности качественного производства в современных условиях нам демонстрируют медведя. Таких дарят любимым женщинам — полтора метра в высоту, белый с пушистой шерсткой. В варианте новосибирской фабрики он набит шестью килограммами современного холлофайбера — этот материал экологичен и лучше всего держит форму. Итого только за набивку фабрике нужно выложить 600 руб­лей. В варианте китайского производителя такого же медведя, скорее всего, заполнят дешевым синтепоном стоимостью максимум 30 руб­лей за килограмм. Только на этом этапе китайский фабрикат выигрывает у новосибирского уже 420 руб­лей. Кроме того, весь юг Китая — это большая текстильная фабрика. "Они за сырьем бегают, упрощенно говоря, через дорогу, а нам приходится закупать его в Беларуси, Турции, Корее и доставлять через Москву", — говорит Меднис.

Поэтому среди основных клиентов фабрики игрушек "Новосибирская" — школы, детские сады, учреждения спорта, крупные частные компании. Цели у них в основном одни и те же: маркетинговое продвижение, поощрение сотрудников (учащихся, воспитанников), подарки партнерам. Здесь как никогда нужна и гибкость (чего на массовых китайских фабриках, понятно, не достичь), и экологичность, и местное производство. В муниципальные учреждения идет не самая дешевая продукция по госконтрактам, как можно было подумать, а иногда подчас инновационные решения. Естественно, со своей "игрушечной спецификой". Например, детским садам нужен методический материал: игрушки-перчатки, которые надеваются на руки. В массовом сегменте можно найти много несвязанных между собой героев: грубо говоря, пингвинов и волков. Из этих двух персонажей полноценную сказку не составить даже при большой детской фантазии. Поэтому на новосибирской фабрике сделали комплексный проект — сборник персонажей под каждую сказку. Например, комплект "Колобок": лиса, волк и сам главный герой. Комплект "Три поросенка": Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф — все разных цветов — и Серый Волк. Всего около 40 наименований мягко-игрушечной продукции. Цена одного экземпляра — 250 рублей.

Кроме того, работа с корпоративными клиентами — это сплошная непредсказуемость и авралы. Для примера Ольга Меднис приводит работу на оргкомитет игр "Дети Азии" (проводится в Якутске). "Впервые я приехала к ним еще в декабре — постоянно же ездишь по региону, ищешь заказы. Москва не выделяла денег, и окончательно заказ был сформирован в середине июля. Шесть тысяч мамонтов — это их символ. У меня было две недели на то, чтобы найти материалы, сшить и отправить в Якутск. В итоге получилось, что дети там соревновались, а мы здесь по ночам шили игрушки. Но зато потом смотрели по телевизору церемонию награждения — и там дети со всей Азии держали за ноги наших мамонтов. И это же мы сделали, а не какой-то Китай!" — улыбается Меднис.


Экономика одной лисы

В скромном производственном помещении (оно же — офис) на первом этаже жилого дома недалеко от центра Новосибирска не тесно. Если бы вдоль стен стояли, скажем, стальные трубы или коробки с продуктами, ощущение было бы совсем другое. Не такое душевное, когда тебя окружают лисы, белки, медведи, зайцы и прочая живность. "Кажется, нет ни одного зверя, которого бы мы не сшили", — деловито замечает хозяйка фабрики.

По истечении 13 лет со дня открытия фабрика остается семейным бизнесом. Строго говоря, это скорее не фабрика, а мануфактура. Слишком много ручного труда, слишком высок патернализм и "семейственность". Сейчас производство занимает два по соседству расположенных здания. На 136 квадратных метрах расположено основное производство и офис, а рядом, на 130 — раскройный цех, поставляющий "полуфабрикаты" швеям. На фабрике работают около 25 человек. Костяк — швеи (половина персонала), а также закройщики, механик, подсобные рабочие, технолог-дизайнер и т.д. Экономика фабрики проста, как горка подушек-лис, которыми были завалены цеха в день нашего визита. За 300 руб­лей эта игрушка-подушка продается заказчику. Из них 150 руб­лей — это "чистая" себестоимость, в которую включены затраты на материалы, заработная плана сотрудников, аренда помещения, амортизация техники и т.п. Другие 150 руб­лей также делятся на три части. Треть — это прибыль фабрики, треть — налоги, и еще треть — накладные расходы (сертификация, инвестиции и т.п.).

Причем лисы для школьного предмета "Человек и природа" — еще хороший вариант. Когда речь идет не о детях, а о взрослых, то рентабельность существенно падает. Крупный бизнес — это вам не детский сад, там хотят и скидок, и "особых условий" за честь для маленькой фабрики игрушки быть допущенной к заказу. "Нам говорят — мы даем вам большой заказ, а вы нам делайте скидку. Приходится делать. Но я же не могу сказать швее: ты будешь работать больше, но получать за это меньше. "Скидку" берем на себя. Если после выплаты зарплаты и всех расходов себе ничего не осталось — что же, сиди и вини себя сам. Это же ты не нашел денежный заказ", — уверена Ольга.

Обороты на фабрике не раскрывают, но их нетрудно посчитать. Учитывая, что одна швея за восьмичасовой рабочий день шьет по стандарту 24 игрушки, в месяц десять швей при полной загрузке сошьют примерно семь тысяч игрушек. При стандартной цене игрушки в 300 руб­лей годовой оборот фабрики должен быть на уровне двух–трех десятков миллионов рублей.


Глаза Чебурашки

Еще одна особенность производства мягкой игрушки — его устойчивость к кризисам. И это прецедент, ведь игрушки, строго говоря, не являются товаром первой необходимости. Но (смотри начало) любовь к детям никуда не исчезает. Именно поэтому даже кризис 2008–2009 годов здесь пережили в плюсе. Дело в том, что к новогодним праздникам отраслевые компании начинают готовиться с конца лета. Лето–осень 2008 года были мрачным временем предвкушения большой беды. И оптовые компании, закупающие игрушки в Китае, на этом фоне резко снизили закупки. Но Новый год с его исконно русским разгулом в любой кризис, как оказалось, никто не отменял. "И когда пошли заказы, у них перестало хватать товара. Они стали искать — а кто же шьет игрушки в России. Вдруг неожиданно находили нас и буквально заваливали заказами. Одному нужно пять тысяч игрушек, другому — три тысячи. А это такой товар, который нужен точно в срок. 31 декабря новогодняя игрушка еще нужна, а 1 января — уже нет", — рассказывает Ольга Меднис. Тогда, по крайней мере два месяца, на фабрике было время аврала. Правда, кейс "как нарастить заказы в кризис на примере фабрики игрушек" так никто и не составил.

Но есть и кризисы другого рода. Ольга в шутку сравнивает себя с одной из двух лягушек, попавших в кадушку с молоком. Той, которая барахталась из последних сил и в итоге взбила молоко в масло и выбралась наружу. Только вот "молоко", в котором барахтается фабрика игрушек, взбить до "масла" не так уж легко. Дело в том, что отрасли легкой промышленности, которые нужны для производства игрушек, в России де-факто мертвы. В лисе, панде или медведе есть только два компонента, поставляемые из Новосибирска. Первый — это наполнитель, смесь из холлофайбера и крошки полорона, которую изготавливает местная фабрика "Лунная соната" для собственных нужд (производство товаров для сна). Второй можно назвать местным только условно — это склад тканей и мехов, которые поставляют из Беларуси. Ассортимент, правда, скромный, по­этому за исполнением эксклюзивных заказов нужно обращаться напрямую в братскую страну или к московским перекупщикам. Остальные составляющие игрушки — привозные. Вплоть до мелочей. "Производства фурнитуры в России нет. Носик или глаза мы покупаем в Беларуси. Музыкальных устройств в России не производят. Ткани — хотелось бы использовать наши, но большинство — это Турция и все тот же Китай. Иваново, Шуя — там же все лежит на боку", — почти шепотом с придыханием перечисляет Ольга.

Но тем пример этой фабрики и уникален. В сухом остатке ситуация такова. Во-первых, на традиционно "китайском" рынке успешно работает новосибирский производитель. Во-вторых, его окружение — неблагоприятное. Магазинам качественная дорогая игрушка не нужна, покупателям, как правило, — тоже. Наконец, в-третьих, в структуре производственной цепочки фабрика игрушек словно висит в воздухе. В стране просто нет основы для функционирования и развития подобных производств — почти все, вплоть до мелочей, нужно закупать за рубежом. "Мне сын говорит — вот, это твоя мануфактурка. Да, мануфактурка, зато какая. Кстати, постепенно и муж поверил, теперь он занимается только этим. Потому что автосервисов много, а фабрика игрушек одна", — заключает Ольга. За стенкой строчат десять швейных машин. Значит, заказы есть.

www.retailer.ru

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza