Главная Аналитика Не верьте в плохие приметы!

Не верьте в плохие приметы!

12.01.2016 в 14.58 839Просмотров: 839 0Комментариев: 0

Говорят, как новый год встретишь, так его и проведешь. 2016 год начался с того же, что и 2015 - с падения национальной валюты. Однако не будем рвать на себе волосы: ведь прошлый год примету не подтвердил и катастрофы не принес. Финансовые итоги подводить пока рано (компании еще только готовят свои отчеты), зато самое время вспомнить ключевые события последних двенадцати месяцев.

Пересмотр курсов

Несмотря на то, что индустрия детства оказалась наименее подвержена ударам кризиса, скучать не пришлось никому. Пересмотреть дальнейший курс пришлось всем игрокам рынка, от производителей до ритейлеров: кто-то сменил поставщиков, кто-то переориентировался на отечественных производителей, кто-то переключился на более дешевое сырье. Рынку игрушек было особенно тяжело, ведь на него пришелся основной удар – данная категория, по оценке экспертов, в 2015 году стагнировала, в отличие от товаров для новорожденных, рост которых должен был составить 9%. Так или иначе оптимизировать свой бизнес в условиях кризиса пришлось почти всем. Осторожные игроки приостановили развитие, чтобы переждать бурю и осмотреться, а наиболее смелые поймали волну и сумели воспользоваться растерянностью конкурентов.

Лови волну

Ярким примером такой компании можно назвать крупнейшую в России сеть магазинов детских товаров - «Детский мир». В то время как другие сети замедляли темпы развития и отказывались от нерентабельных магазинов, «Детский мир» продолжал наращивать свои активы. За 2015 год было открыто 103 новых магазина, а общее число составило 381 торговая точка в 148 городах России и Казахстана. В компании поясняют: планы по открытию магазинов не корректировали, а сделали даже чуть более агрессивными, ведь кризис для сильного игрока – это возможность для роста, когда не все конкуренты способны справиться с ситуацией.

Действительно, справились с ней не все. Главного конкурента «Детского мира», группу компаний «Дети» начало лихорадить уже в начале года вследствие внутреннего конфликта собственников. Вслед за ним потянулись проблемы с поставщиками и кредиторами, сотни судебных исков и миллиардные долги. В конце года произошел первый арест товара судебными приставами на сумму около 1 млн рублей.

Судебные иски посыпались и на другого, недетского, ритейлера. Речь идет о компании Enter, специализирующейся в первую очередь на продаже бытовой техники, но имеющей в своем ассортименте и другие товары, в том числе для детей. По данным самой компании, общая задолженность Enter составляет 1,2 млрд рублей. Магазин был вынужден отказаться от всех офлайн точек продаж, которых на начало 2014 года было 128, и продолжил работу исключительно в онлайн формате.

Экономическая нестабильность не помешала выйти на рынок розничной торговли и новым игрокам. Так, бывшие топ-менеджеры ГК «Дети» не остались в стороне и открыли новую сеть магазинов детских товаров «Детки». Сеть не только копирует во многом своего «старшего брата», но и заняла некоторые освобожденные им торговые площади. В конце года о запуске сети гипермаркетов заявило петербургское ООО "Первая детская парикмахерская", развивающее сеть детских парикмахерских под брендом "Воображуля". Ожидается, что первый гипермаркет откроется в середине 2016 года в Москве.

Скандалы на Лубянке

Пожалуй, самым значительным событием минувшего года, не считая кризисных проблем, стало открытие легендарного детского магазина на Лубянке, сменившего свое название с Центрального детского мира на Центральный детский магазин. Как мы помним, реконструкция магазина сопровождалась спорами вокруг якорного арендатора и названия магазина. Не успели владельцы перерезать ленточку реконструированного ЦДМ, как магазин погрузился в пучину новых скандалов. Еще до официального открытия общественность осудила серию рекламных роликов ЦДМ, завязанных на тему Лубянки. Сразу же после открытия на магазин обрушилась волна критики и недовольства концепцией, интерьером, планировкой и системой навигации нового магазина. Одновременно с этим магазин оказался замешан и в другом скандале, не касающемся его напрямую – у одного из арендаторов были обнаружены в продаже игрушки нацисткой тематики, что вызвало волну проверок в других магазинов и дебатов среди общественности.

Однако несмотря на всю шумиху вокруг магазина, открытие реконструированного ЦДМ можно смело назвать одним из важнейших событий минувшего года. Это не только символ детства для миллионов россиян, но и привлекательный объект для арендаторов. Например, на его территории был открыт крупный магазин Hamleys, привлекший к себе чуть ли не большее внимание, чем сам ЦДМ.

Неунывающая лицензионка

Хорошее настроение придавал в минувшем году лицензионный рынок, регулярно подкидывавший нам приятные инфоповоды. Среди них стоит отметить выход долгожданного анимационного фильма «Миньоны» и нового эпизода легендарной саги «Звездные войны», потянувших за собой всплеск продаж товаров по соответствующим лицензиям. Желтые создания вызвали настоящий бум, захватив даже fashion рынок – огромное количество именитых дизайнеров и брендов включили в свои коллекции товары с изображениями миньонов. Также заметной акцией стал выпуск банановых драже Tic Tac с изображением главных героев мультфильма «Миньоны».

Что же касается «Звездных воин», мода на этот вечнозеленый бренд никогда не угасала и теперь вспыхнула с новой силой. Счет новых видов мерчендайза идет уже на сотни. По оценке экспертов, общий доход от «Пробуждения силы» может составить $9,6 млрд за год. Самой заметной игрушкой при этом называют игрушечный дроид BB-8 от компании Sphero – он управляется со смартфона и является уменьшенной точной копией робота из фильма.

Важным событием на российском лицензионном рынке стало опровержение слухов о закрытии проекта «Маша и Медведь». На прошедшем в ноябре лицензионном саммите проекта «Маша и Медведь» создатели мультфильма объявили о начале работы над третьим сезоном мультсериала. По словам продюсера Дмитрия Ловейко, закончить его планируется в середине 2017 года. А значит, «Маша и медведь» продолжат победное шествие по мировым экранам и полкам магазинов. Мультсериал на сегодняшний день показывают в десятках стран мира, а в октябре 2015 года компания "Анимаккорд" попала в десятку крупнейших продакшн-компаний по версии канадского профессионального журнала Kidscreen, наряду с такими грандами, как Cartoon Network Studios и DreamWorks Animation.

Ход конем

Конец года на российском рынке игрушек ознаменовался новым поворотом в споре между компаниями «Гулливер» и «Первые шаги», тянувшемся еще с 2014 года. Напомним, что предметом спора стала новая линейка игрушек компании «Гулливер» Village Story – по мнению многих игроков рынка похожая до степени смешения на популярнейшую серию игрушек Sylvanian Families от Epoch, дистрибьютором которой являются «Первые шаги». В конце года был объявлен вердикт суда, ставший для многих неожиданностью. «Гулливер» избрал необычную линию защиты – он не стал оспаривать факта схожести игрушек, а доказал тот факт, что Epoch не является обладателем авторских прав на данные игрушки, а значит, не может предъявлять обвинения «Гулливеру». Решение суда стало неожиданным для всего рынка, однако поспорить с ним трудно. Теперь остается ждать, чем хитроумному «Гулливеру» ответят японцы.

День грядущий

Предсказания в нынешней политической и экономической ситуации – дело неблагодарное. Даже если 2016 год не принесет серьезных встрясок (а судя по январю принесет), рынку все равно понадобится время, чтобы прийти в себя и встать на ноги. Оптимизма придает стабильный демографический рост, подкрепляемый государственной программой материнского капитала, а значит, спрос на детские товары в стране сохранится. В любом случае нас ждет непростой перестроечный год, в который многим компаниям придется пересмотреть свои стратегии развития и побороться за покупателя.

Оксана Пиккель,
Игрушки.Сегмент.ру

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza