Главная Аналитика Отдам имя в аренду

Отдам имя в аренду

22.12.2014 в 16.48 833Просмотров: 833 0Комментариев: 0
Российский рынок лицензирования брендов ждет быстрый рост


Товары для путешествий, брендированные логотипом Sochi 2014, одежда Harley Davidson и Ferrari, игрушки в виде героев «Смешариков» и «Лунтика» - все это лишь единичные примеры лицензионных товаров.

По данным компании Disney в России, объем международного рынка лицензионных товаров превышает 200 млрд долларов США в год. Объем рынка лицензионной продукции в России превышает 1,5 млрд долларов США в год.

Рынок лицензирования брендов в мире сформировался относительно недавно - несколько десятков лет назад. В России же первые лицензии появились 7-10 лет назад. «Сегодня рынок развивается бурными темпами, а в последние несколько лет даже опережает по темпам роста основной розничный рынок, - говорит Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга. - Возьмем, к примеру, рынок игрушек. Средний показатель роста здесь колеблется от 8 до 12% в год в зависимости от категорий. При этом продажи лицензионных игрушек внутри этого рынка растут примерно на 20% в год».

Скачки курса валют увеличили импорт товаров России в страны ТС

По мнению ключевых игроков рынка, в ближайшие несколько лет продажи лицензионных товаров будут расти в среднем на 15-16% в год. Причем это минимальная планка прогноза.

«Это огромный бизнес, и он очень интересен с точки зрения инвестирования. Так, если американский рынок одежды примерно на 30% состоит из лицензионной продукции, то в России одежда с образами любимых героев и персонажей или символикой известных брендов составляет не более 5%. Потенциал огромный», - говорит Екатерина Сойак.

Как это работает? Производители товаров широкого потребления заключают договор (лицензионное соглашение) с правообладателями товарных знаков или другой интеллектуальной собственности на возмездное использование их интеллектуальной собственности при производстве и продаже продукции. «Примеров много, - говорит Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». - Быстрее всего направление развивается на рынке детских товаров. Наиболее сильные позиции в этом секторе, по вполне понятным причинам, у Disney. Но постепенно формируется и успешный современный отечественный опыт в этой сфере. Широко распространено использование образов советского мультипликационного наследия. Как правило, стоимость подобных контрактов формируется в индивидуальном порядке и представляет собой либо фиксированную сумму (зависит от различных факторов, например, от товарной категории, возможного объема продаж и других параметров проекта), либо, что чаще встречается, роялти - процент от общего объема продаж, который также может варьироваться в достаточно широком диапазоне. Обычно роялти не превышает 3-5%, хотя в отдельных случаях может формироваться и на уровне 5-10%».

Рынок лицензирования подпитывается в первую очередь медийными компаниями (Disney, Worner Brosers, 20th Century Fox и др.), медийными персонажами. Сегодня половина всего лицензионного рынка - это персонажи, - говорит Екатерина Сойак. Около 20-25% - лицензирование фэшн брендов (одежда, обувь, аксессуары). Немногие знают, что большая часть аксессуаров под известными марками (Gucci, D&G, Chanel и др.) - это результат лицензионных соглашений между правообладателями и производителями. Остальной рынок делится между лицензированием различных брендов, предметов искусства и другими видами лицензирования. «В каждой категории есть сильные бренды, и все они популярны в России. Конечно, можно сказать, что «по старинке» больше всего востребованы бренды, которые транслируют по ТВ, но с приходом смартфонов ситуация заметно изменилась. Сложно спорить со статистикой, современные дети чаще смотрят на экран своих смартфонов с «Говорящим Котом Томом», чем на мультгероев на телеэкране», - говорит Лев Нестифоров, коммерческий директор лицензионного Агентства Icon Promotion.

Как и у любой отрасли, у сегмента лицензирования брендов есть свои проблемы. Основные - это охрана интеллектуальной собственности и низкая заинтересованность «этим делом» крупных производителей. По словам Льва Нестифорова, не все производственные компании на рынке готовы заниматься лицензированием: «Как правило, наиболее крупные игроки, которые держат львиную долю рынка, сосредоточены на развитии собственных брендов и не интересуются лицензированием вовсе. Также для правообладателей особенно остро встает проблема пиратской продукции: сфера и инструменты защиты прав правообладателей в России сейчас развиваются, но не все процессы отлажены как надо».

Кстати, в работе по изучению вопросов интеллектуальной собственности и дальнейшему совершенствованию законодательства заняты профильные исследовательские компании и крупные академические организации. Сравнительно недавно - в 2008 году вступила в силу обновленная редакция части 4 Гражданского кодекса РФ, формирующая актуальную нормативную базу в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, отвечающую современным международным практикам.

«Рынок лицензирования в России достаточно молодой, и не все компании понимают основные принципы этой бизнес-модели, и сама идея взять бренд в аренду для многих неочевидна, поэтому очень важно уделять внимание образованию участников рынка и рассказывать о преимуществах лицензирования», - говорит Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор Disney в России.

По мнению Льва Нестифорова, лицензирование - это всегда повышение лояльности к бренду со стороны целевой аудитории. «Например, такие бренды, как Talking Tom, Angry Birds и другие, вышли из мобильных приложений. Успешный лицензионный продукт на прилавках будет привлекать внимание тех, кто еще не играл в эту игру или перестал играть. Товары на полках будут мотивировать запустить эту игру вновь. С «медийными» лицензиями скорее наоборот: посмотрел мультфильм по телевизору - купил игрушку в магазине. Для брендов с сильной игрушечной категорией лицензирование второстепенных товаров повышает лояльность к основному - игрушке».

Москва стала третьей в Европе по привлека- тельности для торговых сетей

«После того как Apple запустила iPod, появилась потребность в аксессуарах, - приводит пример Екатерина Сойак. - Проанализировав ситуацию, компания пришла к выводу, что аксессуары не являются основой для бизнеса, и решила обратиться к лицензированию. Лицензиаты iPod разработали и выпустили линейку гаджетов и устройств, которые сделали iPod более удобным в использовании и повысили качество звука. Так, прибегнув к лицензированию, Apple не только вывела бренд в новые категории товаров, но и укрепила свой имидж среди постоянных поклонников марки, вероятнее всего, привлекла новых потребителей, повысила капитализацию бренда, не говоря уже о том, что получила дополнительную прибыль в виде роялти от реализованной лицензионной продукции».

Во всем мире компании индустрии развлечений создают продукт с прицелом дальнейшего лицензирования. В России пока это перспектива будущего. «Создание бренда, который заведомо рассчитан на лицензионную стратегию, - это высший пилотаж в лицензировании, - говорит Лев Нестифоров. - Именно таким путем идут лидеры рынка, такие как Disney, Mattel, Hasbro, Nickelodeon. В этом им помогает богатый опыт и история, профессиональная команда маркетологов, дизайнеров и аналитиков. Создать «хитовый» бренд, который хорошо сработает в лицензировании - нелегко, ведь в первую очередь - это должен быть просто хороший и успешный бренд. Причина, почему многие стремятся «подготовить» бренд к лицензированию на этапе его создания, проста: чем больше категорий «ложатся» на бренд, тем больше роялти получит правообладатель. В России в том числе крупные компании думают именно в этом направлении, но хороший маркетолог и автор стремится в первую очередь создать хороший и интересный бренд для потребителя, а потом уже думает о том, насколько хорошо он "заточен"под товар».

 

Инна Зубарева, Российская Газета

Фото: Сергей Пивоваров/ РИА Новости www.ria.ru

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza