-
Отдам имя в аренду
22.12.2014 в 16.48 833Просмотров: 833 0Комментариев: 0 - Российский рынок лицензирования брендов ждет быстрый рост
Товары для путешествий, брендированные логотипом Sochi 2014, одежда Harley Davidson и Ferrari, игрушки в виде героев «Смешариков» и «Лунтика» - все это лишь единичные примеры лицензионных товаров.
По данным компании Disney в России, объем международного рынка лицензионных товаров превышает 200 млрд долларов США в год. Объем рынка лицензионной продукции в России превышает 1,5 млрд долларов США в год.
Рынок лицензирования брендов в мире сформировался относительно недавно - несколько десятков лет назад. В России же первые лицензии появились 7-10 лет назад. «Сегодня рынок развивается бурными темпами, а в последние несколько лет даже опережает по темпам роста основной розничный рынок, - говорит Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга. - Возьмем, к примеру, рынок игрушек. Средний показатель роста здесь колеблется от 8 до 12% в год в зависимости от категорий. При этом продажи лицензионных игрушек внутри этого рынка растут примерно на 20% в год».
Скачки курса валют увеличили импорт товаров России в страны ТС |
По мнению ключевых игроков рынка, в ближайшие несколько лет продажи лицензионных товаров будут расти в среднем на 15-16% в год. Причем это минимальная планка прогноза.
«Это огромный бизнес, и он очень интересен с точки зрения инвестирования. Так, если американский рынок одежды примерно на 30% состоит из лицензионной продукции, то в России одежда с образами любимых героев и персонажей или символикой известных брендов составляет не более 5%. Потенциал огромный», - говорит Екатерина Сойак.
Как это работает? Производители товаров широкого потребления заключают договор (лицензионное соглашение) с правообладателями товарных знаков или другой интеллектуальной собственности на возмездное использование их интеллектуальной собственности при производстве и продаже продукции. «Примеров много, - говорит Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». - Быстрее всего направление развивается на рынке детских товаров. Наиболее сильные позиции в этом секторе, по вполне понятным причинам, у Disney. Но постепенно формируется и успешный современный отечественный опыт в этой сфере. Широко распространено использование образов советского мультипликационного наследия. Как правило, стоимость подобных контрактов формируется в индивидуальном порядке и представляет собой либо фиксированную сумму (зависит от различных факторов, например, от товарной категории, возможного объема продаж и других параметров проекта), либо, что чаще встречается, роялти - процент от общего объема продаж, который также может варьироваться в достаточно широком диапазоне. Обычно роялти не превышает 3-5%, хотя в отдельных случаях может формироваться и на уровне 5-10%».
Рынок лицензирования подпитывается в первую очередь медийными компаниями (Disney, Worner Brosers, 20th Century Fox и др.), медийными персонажами. Сегодня половина всего лицензионного рынка - это персонажи, - говорит Екатерина Сойак. Около 20-25% - лицензирование фэшн брендов (одежда, обувь, аксессуары). Немногие знают, что большая часть аксессуаров под известными марками (Gucci, D&G, Chanel и др.) - это результат лицензионных соглашений между правообладателями и производителями. Остальной рынок делится между лицензированием различных брендов, предметов искусства и другими видами лицензирования. «В каждой категории есть сильные бренды, и все они популярны в России. Конечно, можно сказать, что «по старинке» больше всего востребованы бренды, которые транслируют по ТВ, но с приходом смартфонов ситуация заметно изменилась. Сложно спорить со статистикой, современные дети чаще смотрят на экран своих смартфонов с «Говорящим Котом Томом», чем на мультгероев на телеэкране», - говорит Лев Нестифоров, коммерческий директор лицензионного Агентства Icon Promotion.
Как и у любой отрасли, у сегмента лицензирования брендов есть свои проблемы. Основные - это охрана интеллектуальной собственности и низкая заинтересованность «этим делом» крупных производителей. По словам Льва Нестифорова, не все производственные компании на рынке готовы заниматься лицензированием: «Как правило, наиболее крупные игроки, которые держат львиную долю рынка, сосредоточены на развитии собственных брендов и не интересуются лицензированием вовсе. Также для правообладателей особенно остро встает проблема пиратской продукции: сфера и инструменты защиты прав правообладателей в России сейчас развиваются, но не все процессы отлажены как надо».
Кстати, в работе по изучению вопросов интеллектуальной собственности и дальнейшему совершенствованию законодательства заняты профильные исследовательские компании и крупные академические организации. Сравнительно недавно - в 2008 году вступила в силу обновленная редакция части 4 Гражданского кодекса РФ, формирующая актуальную нормативную базу в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, отвечающую современным международным практикам.
«Рынок лицензирования в России достаточно молодой, и не все компании понимают основные принципы этой бизнес-модели, и сама идея взять бренд в аренду для многих неочевидна, поэтому очень важно уделять внимание образованию участников рынка и рассказывать о преимуществах лицензирования», - говорит Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор Disney в России.
По мнению Льва Нестифорова, лицензирование - это всегда повышение лояльности к бренду со стороны целевой аудитории. «Например, такие бренды, как Talking Tom, Angry Birds и другие, вышли из мобильных приложений. Успешный лицензионный продукт на прилавках будет привлекать внимание тех, кто еще не играл в эту игру или перестал играть. Товары на полках будут мотивировать запустить эту игру вновь. С «медийными» лицензиями скорее наоборот: посмотрел мультфильм по телевизору - купил игрушку в магазине. Для брендов с сильной игрушечной категорией лицензирование второстепенных товаров повышает лояльность к основному - игрушке».
Москва стала третьей в Европе по привлека- тельности для торговых сетей |
«После того как Apple запустила iPod, появилась потребность в аксессуарах, - приводит пример Екатерина Сойак. - Проанализировав ситуацию, компания пришла к выводу, что аксессуары не являются основой для бизнеса, и решила обратиться к лицензированию. Лицензиаты iPod разработали и выпустили линейку гаджетов и устройств, которые сделали iPod более удобным в использовании и повысили качество звука. Так, прибегнув к лицензированию, Apple не только вывела бренд в новые категории товаров, но и укрепила свой имидж среди постоянных поклонников марки, вероятнее всего, привлекла новых потребителей, повысила капитализацию бренда, не говоря уже о том, что получила дополнительную прибыль в виде роялти от реализованной лицензионной продукции».
Во всем мире компании индустрии развлечений создают продукт с прицелом дальнейшего лицензирования. В России пока это перспектива будущего. «Создание бренда, который заведомо рассчитан на лицензионную стратегию, - это высший пилотаж в лицензировании, - говорит Лев Нестифоров. - Именно таким путем идут лидеры рынка, такие как Disney, Mattel, Hasbro, Nickelodeon. В этом им помогает богатый опыт и история, профессиональная команда маркетологов, дизайнеров и аналитиков. Создать «хитовый» бренд, который хорошо сработает в лицензировании - нелегко, ведь в первую очередь - это должен быть просто хороший и успешный бренд. Причина, почему многие стремятся «подготовить» бренд к лицензированию на этапе его создания, проста: чем больше категорий «ложатся» на бренд, тем больше роялти получит правообладатель. В России в том числе крупные компании думают именно в этом направлении, но хороший маркетолог и автор стремится в первую очередь создать хороший и интересный бренд для потребителя, а потом уже думает о том, насколько хорошо он "заточен"под товар».
Инна Зубарева, Российская Газета
Фото: Сергей Пивоваров/ РИА Новости www.ria.ru
Форум
Фотогалерея
- » Компания: ООО "Я РАСТУ ТОЙЗ" Детские игры, пазлы, развивающие игры
- 11 Сен 2020 13:54 6262Просмотров: 6262 0Комментариев: 0
- » Компания: Vigor toys bb gun factory Игрушечный пистолет BB
- 10 Апр 2020 15:04 6673Просмотров: 6673 1Комментариев: 1
Видеогалерея
- » Компания: ПОЛЕСЬЕС днём рождения, Полесье!
- 9 Мар 2021 14:48 59042Просмотров: 59042 0Комментариев: 0
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Роскомнадзор за август заблокировал более 4 тыс. фишинговых сайтов 5 Сен 2024 07:42 1389 Просмотров: 1389 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- В Ozon утвердили процедуру продажи ПВЗ 5 Сен 2024 07:33 1415 Просмотров: 1415 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- За какие ошибки в рекламе штрафуют 5 Сен 2024 07:14 1366 Просмотров: 1366 0 Комментариев: 0
Новинки
- » Раздел: Новинки
- Яркие истории для малышей на пазлах Hatber 12 Ноя 2024 05:33 402 Просмотров: 402 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Гонки и стройка – приключения начинаются c Hatber! 8 Ноя 2024 03:37 401 Просмотров: 401 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Праздничная ёлка и зимние истории на пазлах Hatber 7 Ноя 2024 05:41 684 Просмотров: 684 0 Комментариев: 0
Акции
- » Раздел: Акции
- Внимание! Акция на STAEDTLER! 2 Апр 2022 20:03 17342 Просмотров: 17342 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Суперпредложение на KUM! 2 Апр 2022 20:00 39822 Просмотров: 39822 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- С Новым годом, друзья! 30 Дек 2021 12:53 43251 Просмотров: 43251 0 Комментариев: 0