Главная Мнения Алексей Воскобойник, "Детский мир": "Некоторые игрушки выглядят настолько ужасно, что наносят вред психике ребенка"

Алексей Воскобойник, "Детский мир": "Некоторые игрушки выглядят настолько ужасно, что наносят вред психике ребенка"

07.06.2013 в 11.21 2287Просмотров: 2287 0Комментариев: 0
«Штамповать детские товары дешевле в Китае, и весь мир туда уже «переехал». А в России необходимо создавать свои бренды, своих национальных героев в сегменте детских товаров», – прокомментировал призыв премьера развивать индустрию детских товаров заместитель генерального директора по стратегии и аналитике розничной сети «Детский мир» Алексей Воскобойник.

В правительстве в четверг обсуждалась программа развития индустрии детских товаров. Общий объем российского рынка детских товаров составляет порядка 700 млрд рублей. «Из них лишь пятая часть – это товары отечественного производства, а всего в индустрии детских товаров в нашей стране занято более 300 тысяч человек, это 15 отраслей деятельности», – отметил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Он призвал развивать индустрию детских товаров, отметив, что нужно справиться с технологической отсталостью отрасли.

Он считает, что поддержку должно оказать также государство, в том числе, возможно, налоговыми льготами. «Государство должно и в этой сфере поддерживать малый и средний бизнес, подумать о налоговых режимах для производителей детской продукции, усилить защиту от недобросовестных конкурентов и контрафактной продукции», – цитирует его Прайм.

Медведев также призвал жестче бороться с контрафактной продукцией на рынке детских товаров, «потому что речь идет о детях».

Минпромторг пообещал в этом году разработать подпрограмму «Развитие индустрии детских товаров». В результате доля отечественных производителей на российском рынке детских товаров должна вырасти до 45% с нынешних 22%, а цены – снизиться как минимум на 15%.

В каком состоянии сейчас рынок детских товаров, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора по стратегии и аналитике розничной сети «Детский мир» Алексей Воскобойник.

- Что в основном сейчас производят российские компании, а что импортируется? Структура рынка довольно специфическая.

- Да, российских производителей не так много. Их доля в товарообороте крупных федеральных сетей, торгующих детскими товарами, составляет всего 10–15%. Причем в некоторых категориях она меньше. Например, в сегменте одежды и в сегменте игрушек доля отечественных производителей не более 5% у большинства продавцов. Обычно наши компании производят школьные принадлежности, книги, тетрадки, канцтовары и детское питание.

Есть также несколько отечественных производителей игрушек, но, в основном, это деревянные игрушки. Все брендовые игрушки известных марок производятся в Китае, хотя номинально являются европейскими. Дело в том, что все чаще дизайн игрушек и одежды разрабатывается в Европе, но производятся они в Китае.

- Как планируется изменить структуру рынка к 2020 году? Что мы должны начать производить?

- Минпромторг создал программу развития индустрии, встречался с экспертами. В ней ставится цель – довести долю отечественного производителя на рынке детских товаров до 40%. Хотя это достаточно сложно сделать.

- В чем мы точно не можем стать конкурентоспособными и даже не стоит давать на это субсидий, так как это бесполезно?

- В штамповке, в производстве товаров. Рабочая сила у нас дороже, чем в Китае, поэтому сделать дешевый товар одинакового качества с китайским у нас не получится.

- Как у нас обстоят дела с дизайном детских товаров?

- Вот дизайнерские бюро можно и нужно создавать в России. Разрабатывать дизайн, концепцию новых товаров, игрушек, программ для детей – это все интеллектуальная составляющая, которая должна быть в России. На самом деле, наибольший потенциал мы видим как раз в развитии интеллектуального направления в России.

Большая часть стоимости современной детской игрушки – это разработка, дизайн, маркетинг, а сама штамповка, то есть производство, стоит все дешевле и дешевле. Штамповать детские товары дешевле в Китае, и весь мир туда уже «переехал». Мы считаем, что в России необходимо создавать свои бренды, своих национальных героев в сегменте детских товаров.

Когда мы писали стратегию, мы основывались на современных трендах. Например, сегодня жизнь детей все больше компьютизируется, морально дети раньше становятся старше и самостоятельней. Развитие детей обгоняет то, что общество может им предложить. Процесс взросления детей сейчас никем не поддерживается. Поэтому есть ниша для создания образовательных программ и социальных симуляторов, которые бы позволили ребенку интегрироваться во взрослую жизнь и получить некий опыт. Необходимо создавать обучающие игры, в том числе компьютерные.

- Могли бы привести пример?

- Например, в Питере открыли детский центр, где располагается большое количество студий, в которых имитируется та или иная взрослая профессия – работа пожарного, работа банкира и т.д. Ребенка можно оставить в этом центре на полдня. Здесь он погружается в адаптированную «взрослую» жизнь, получает представления о разных профессиях. Примерно то же самое можно сделать и на компьютере. Необходимо активней внедрять компьютерные технологии для создания образовательных игр для детей. Это то, в чем у нас есть возможность быть конкурентоспособными с иностранными производителями.

- Почему развивать производство детских товаров в России сейчас невыгодно?

- Из-за налогов. Есть два варианта: правительство может либо освободить от налогов производство детских товаров, либо, наоборот, поднять ввозные пошлины. Но у таких решений есть как плюсы, так и минусы. Если, например, импортные пошлины поднять, то может пострадать обычный потребитель, так как цены в рознице поднимутся. Это скользкий вопрос. Поэтому нужно разработать пошаговую программу с привлечением поддержки государства.

- Какие меры сейчас обсуждаются в рамках подготовки программы? Они помогут?

- Обсуждается предоставление дотаций, а также создание неких зон с льготным налогообложением для производства детских товаров. Обсуждаются также вопросы снижения НДС для ряда детских товаров.

В нынешней ситуации невыгодно заниматься производством в России ни при каких раскладах. Но если государство со своей стороны предложит решение этой проблемы, тогда все может получиться.

- В программе ставится задача снизить цены на все детские товары на 15% к 2020 году. Это вообще реально, и как этого можно добиться?

- Пройдя путь от производителя, например, в Китае до полки в российском магазине, товар становится дороже в 3–5 раз. Чтобы снизить цены на детские товары, необходимо, в частности, расширить перечень товаров, которые попадают под ставку НДС в 10%, а не 18%. Сейчас 10% НДС установлены на детские товары первой необходимости, но на большую часть продукции распространяется обычная ставка налога. Если снизить НДС до 10% на товары, без которых ребенок действительно не может обойтись – образовательные программы, одежда, обувь, то розничные цены могут упасть на 20–30%.

- Медведев говорит, что надо начать жесткую борьбу с контрафактом, потому что вскрываются случаи, когда поставляются опасные для здоровья игрушки. Насколько сейчас много небезопасных игрушек? Их везут из Китая?

- Сейчас ситуация улучшилась по сравнению с тем, что было пять лет назад. Улучшилась она благодаря специальным сетям и форумам в интернете. Потребители стали более образованными, стали сами разбираться в качестве товаров, что запрещено к использованию, тщательней выбирать. Например, они перестали покупать детскую еду на рынках, где отсутствует сертификация и информация, где это было произведено. Это сказалось и на рынке, который стал более цивилизованным, стало меньше завозиться подделок.

Это касается продукции первой необходимости. Но вот подделка игрушек и одежды до сих пор происходит. Их везут в основном из Китая.

- Почему такая ситуация? Нет нормального контроля? Как надо решать проблему?

- Я считаю, что достаточного контроля нет. Причем контроль должен быть как за физическим качеством, так и за психологическим качеством детских товаров. Некоторые игрушки выглядят настолько ужасно, что наносят вред психике ребенка. Сертификация на физический состав продукции проводится и сейчас. Но необходима также сертификация на психологическое соответствие.

Однако мы опасаемся, что введение такой сертификации может увеличить коррумпированность, что лишь добавит дополнительную статью расходов вкупе с прохождением сертификации на качество и таможни. Поэтому мы считаем, что должен быть не только государственный, но и экспертный контроль. Мы предлагаем создать некий коллегиальный орган, который будет заниматься этим вопросом.

 

Взгляд

 

Читайте также:

Медведев высказался за ужесточение контроля поставок детских товаров

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza