Главная Мнения Что принес непростой 2016-й участникам рынка игрушек

Что принес непростой 2016-й участникам рынка игрушек

21.02.2017 в 13.00 1704Просмотров: 1704 0Комментариев: 0
Каковы основные итоги минувшего года для производителей и поставщиков детских игрушек, и как развивается отрасль в условиях всеобщего снижения потребительского спроса.

На вопросы портала  «Игрушки.Сегмент.ру» любезно согласились ответить:

Елизавета Земцова, директор департамента маркетинга компании «Мир детства»

Наталья Мельникова, директор департамента маркетинга направления «Игрушка» АО Торговый дом «Гулливер и Ко»


– Каковы первые итоги минувшего года? Как изменились основные показатели деятельности компании?

Елизавета Земцова: Рост рынка, наметившийся в первой половине 2016 года, сменился падением, и по итогам двенадцати месяцев, по сравнению с 2015 годом, мы наблюдаем снижение потребления в натуральном выражении – не только по игрушкам, но и по большинству товарных категорий. Конечно, детские товары «просели» меньше, но тренд очевиден – вырос интервал приобретения товаров.

Также в нашей сфере сокращение потребления напрямую непосредственно связано с демографическими показателями. По данным Росстата, количество новорожденных в 2016 году сократилось более чем на 50 тыс. человек по сравнению с 2016 годом. Конечно, оставить малыша без игрушек-погремушек ни одна семья не хочет, все необходимое для ухода за ребенком и его развития родители продолжают покупать, но потребление сократилось – и мы видим сохранение этой тенденции.

Тем не менее, конкретно в нашей компании продажи в 2016 году дали положительную динамику. Это связано с ассортиментной и ценовой политикой, которую проводила компания в 2015-2016 годах, и которая основывалась на развитии эконом-сегмента товаров с учетом снижения платежеспособности большой группы наших покупателей. Мы увеличили выпуск наиболее экономичной, практичной продукции, доступной по цене любой семье — свои расходы мы сокращаем за счет использования современной экономичной упаковки и разработки продукции без нанесения дорогостоящих принтов, а также увеличения доли товаров российского производства.

Наталья Мельникова: Как мы и предполагали, 2016 год оказался не менее трудным, чем предыдущий. Стало ясно, что оптимизация бизнес-процессов надолго остается постоянной практикой. Но если год назад у покупателей еще оставался запас наличности, то в 2016 году он серьезно истощился. Это сразу отразилось на всех рынках, в том числе и на детском. Мы увидели, что родители теперь экономят на всем и покупают только самое необходимое – одежду, обувь, минимум игрушек. Даже на городских ивентах заметно поубавилось число семей – участников.

Основой нашей стратегии в этих условиях стало укрепление позиций по существующим брендам в части новинок – а их было много. Помимо этого, мы продолжили привлекать в портфель новые бренды. У нас появились два серьезных бренда с увлекательным медийным контентом – «СуперКрылья» и «Тобот». Их успех в Европе продолжился и на российском рынке.

Уже сейчас видно, что в целом 2016 год прошел для нас благополучно. Для нас и для наших основных партнеров, отношения с которыми тоже претерпели определенные изменения. Они стали прагматичнее – и вместе с тем более доверительными.

– Как Вы оцениваете динамику рынка игрушек в минувшем году?

Елизавета Земцова: На мой взгляд, падение спроса на рынке игрушек, с которым мы столкнулись в 2015 году, сейчас замедлилось. Но и роста по своим данным мы тоже не видим. Скорее, можно говорить о стагнации.

Отмечу, что в целом сегмент игрушек для малышей менее подвержен колебанию спроса, нежели сегменты товаров для детей постарше. Но и в нем заметен тренд экономного потребления.

Наталья Мельникова: Детский рынок в деньгах вырос на 6-16%, но в основном за счет повышения цен. Частота покупок сократилась, и можно отметить, что игрушка снова стала подарком. В ассортименте нашей компании игрушки по-прежнему составляли большую долю продаж.

– Как изменилось поведение клиентов по сравнению с прошлым годом?

Елизавета Земцова: По моим наблюдениям, во втором полугодии 2016 года наметилось небольшое оживление со стороны потребителей. Родители, привыкнув к новой экономической ситуации, вновь стали покупать игрушки как импульсный товар, а не только по необходимости.

Отмечу еще одну важную тенденцию, проявляющуюся при выборе игрушек: родители хотят, чтобы детские товары удивляли и заинтересовывали, вызывали эмоции у них самих. И раньше эксперты говорили, что «недоигравшие» папы и мамы покупают игрушки, в том числе, для себя, а сейчас этот тренд укрепился благодаря широкому распространению интерактивных игр и игрушек и переносится и на так называемые традиционные категории. Например, на фестивале WANExpo в Сокольниках мы показывали родителям игрушки для купания, которые меняют цвет в теплой воде (уточка становится красной, а у свинки пропадают грязные пятна) – и видели настоящий неподдельный восторг у взрослых.

Наталья Мельникова: Стало хорошо заметно, что родители начали обращать серьезное внимание на соотношение цена/качество и оценивают игрушку в аспекте «360 градусов». На первый план выходит качественная игрушка с большим игровым потенциалом. Хорошо, если она при этом и многофункциональная.

Набирает ход тренд «осознанного родительства» – мамы и папы контролируют, не много ли времени ребенок проводит у экрана телевизора или за играми в планшете, стараются ориентировать его на общение, активные игры со сверстниками, творчество.

Заметно, что родители также подвержены влиянию узнаваемых персонажей из популярных у детей мультиков. Партнеры соответственно выстраивают свою стратегию. И мы это приветствуем.
Помимо этого, среди партнеров растет понимание, что не скидка правит рынком. Мы продолжили честное сотрудничество с ритейлерами, которые хотят работать. Мы понимаем, что как дистрибьютор должны привлекать внимание к игрушке маркетинговой поддержкой, и мы это делаем. Но полагаемся и на совместную работу. Не все оказались готовы к такому взаимодействию. В 2016 году наблюдался небольшой отток клиентов, некоторые перешли в другие сегменты, более дешевые. Другие вообще ушли с рынка.

Большие изменения в региональной рознице связаны с «федералами». Мы не игнорируем этот тренд, для поддержки регионально розницы делаем все, что в наших силах.

– Какие товары или товарные категории пользовались наибольшим спросом?

Елизавета Земцова: Традиционно высоким спросом пользуются конструкторы и развивающие игрушки. Широкое предложение товаров для творчества также не может не влиять на формирование спроса покупателя.

Но если говорить в целом, то спрос заметно переместился в более скромный ценовой сегмент во всех товарных группах.

Наталья Мельникова: В 2016 году получил развитие тренд на развивающую игрушку с медийным контентом. Наряду с новыми в нашем портфеле брендами «СуперКрылья» и «Тоботы», рынок хорошо воспринимал и лидеров прошлых лет – поддержанные мультсериалами «Феи Винкс: Клуб волшебниц», «Черепашки-ниндзя», и, безусловно, «Робокар Поли».

Традиционно драйверная категория – мягкая игрушка. Новые коллекции мягкой игрушки Gulliver – это без преувеличения бомба на рынке. В ней воплотились все современные тренды – интерьерные игрушки, модные популярные герои (котики, слоники, совы), стиль hand made, функциональность – ночники, чехлы для планшетов.

– Чем Вам запомнился прошедший год?

Елизавета Земцова:  У нас был очень насыщенный год, и это хорошо видно на полках магазинов: много новинок. В 2016 году мы заметно расширили ассортимент российской продукции по доступной для большинства семей цене. Выпущено много новой детской посуды. В России налажено производство латексных ортодонтических пустышек и прищепок для пустышек, детских непромокаемых слюнявчиков, термометров для воды.

Так, под брендом «Мир детства» вышли серия посуды с популярными персонажами - совами и енотами, ручной молокоотсос, назальный аспиратор с насадкой-трубочкой и такой общепринятый в Европе, но пока недооцененный нашими мамами удобный товар, как пакет для хранения молока.

Вышло много новинок детской косметики в удобной современной упаковке.

Много игрушек и посуды вышло под проходящим этап обновления брендом «Курносики». В 2016 году был разработан новый логотип, обновилась упаковка. Наступивший 2017-й объявлен у нас в компании годом бренда «Курносики».

Наталья Мельникова: Все большее влияние на рынке получают каналы интернет-маркетинга. Медиа-кампании предновогоднего периода – это поддержка новинок Exost by Silverlit, машинок на радиоуправлении дерзкого, агрессивного дизайна и расширенного функционала. Кампанию мы построили на промо-роликах и видеоканале бренда на YouTube. Кампания прошла с большим успехом, стала драйвером новогодних продаж, поддержала игрушки-новинки на полке у партнеров.

Одна из самых ярких диджитал-кампаний – это игровой лендинг пейдж с интерактивными игрушками DigiFriends. Эта кампания также строилась на промо-роликах, ориентированных отдельно на аудиторию родителей и «дарителей», отдельно на детей.  В ней нам удалось нащупать «волшебную кнопку» ребенка – желание быть значимым, влиять на происходящее, изменять мир к лучшему. В этой акции были грамотно реализованы новейшие тренды коммуникации с детьми – геймификация, со-творчество, яркое видео, качество которого сильно влияет на эффективность кампании в целом.

История, которая получит развитие в этом году, но начиналась в прошлом – это наш совместный проект с компанией «Ноль плюс медиа» и ВГТРК – куклы по мотивам мультсериала «Сказочный патруль». Мы будем производить куклы и выступим дистрибьютором. Мы тщательно готовились к этой работе, понимая, что у Gulliver сейчас сильный ассортимент по мальчикам, но по девочкам он еще может быть улучшен. Мы с готовностью реализуем этот проект, выступая в новом качестве продакт-партнера, и ждем от него ярких перспектив и долгосрочного сотрудничества.

Подготовил Александр Полунин,
Редактор группы порталов «Сегмент.ру»

читайте также

Что принес непростой 2016-й участникам рынка игрушек

Каковы основные итоги минувшего года для производителей и поставщиков детских игрушек, и как развивается отрасль в условиях всеобщего снижения потребительского спроса.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza