Главная Мнения Константин Белоусов: "В России ассортимент игрушек больше, чем в Европе"

Константин Белоусов: "В России ассортимент игрушек больше, чем в Европе"

14.01.2011 в 17.44 2922Просмотров: 2922 0Комментариев: 0
Интервью с генеральным директором компании "Нордпласт", Константином Белоусовым.


Мы постоянно критикуем продукцию отечественного производителя. Кажется, потребительский интерес с одинаковым скепсисом воспринимает товары с надписью «Сделано в России» и «Made in China». Но при этом, большинство изделий, с которыми мы соприкасаемся в жизни, приехали к нам из Китая. Производить что-либо в России очень сложно. В этом признаются сами производители. Об этом догадывается и потребитель.

Тем не менее, товары некоторых российских производителей сумели завоевать свою нишу на рынке. И это достойно уважения, тем более, когда речь идет о рынке игрушек, на котором 90% товаров- это иностранная продукция.


Константин Белоусов

Признаюсь, когда я ехал в офис Нордпласта, чтобы взять интервью у генерального директора компании, Константина Белоусова, мне было интересно и слегка боязно. Интересно, так как всегда интересно побеседовать с человеком, который непосредственно связан с производством продукции, получившей признание не только в своей собственной стране, но и распространяющейся за ее пределами, а также побывать на этом производстве, а опасался я как раз того, что ничего нового не увижу. Что-то похожее я испытывал перед посещением завода БМВ в Мюнхене. Но, ни тогда, ни сейчас мои опасения не оправдались: я увидел работу людей, которая заслуживает огромного уважения.

Китай нам не конкурент

Мы беседовали в кабинете Константина на четвертом, офисном этаже здания Нордпласта. Остальные три этажа отведены под производство. Именно с аспектов производства мы и начали разговор.

- Будучи на Мире детства я отметил, что представленные российские игрушки, которых, по сравнению с общим количеством, мало в принципе, не отличаются особой технологичностью, они достаточно неприхотливы и просты. Вы, как производитель, можете обозначить какие-либо тенденции в сторону усложнения игрушки?

- Давайте я расскажу общую ситуацию по игрушкам в России и уже, скорее всего, в мире, потому что мы находимся достаточно близко и к Европе и, вообще, границы потихоньку размываются. И учиться можно поехать, куда угодно и вообще возможностей стало больше.

Игрушка выпускается в основном маленькими партиями, но большим ассортиментом, и организовать какое-то высокотехнологичное производство, то есть роботизированную или автоматизированную линию очень сложно. Потому что производственную линию перестраивать каждый раз под новую модель практически невозможно. Если крупная компания выпускает ассортимент из пяти, десяти, пятнадцати позиций, как, к примеру, на автомобильном рынке, то автоматизация возможна, человеческий труд уже используется намного меньше. Производитель игрушек должен выпускать если не сотни, то несколько десятков наименований, это точно. Процесс производства нужно постоянно перестраивать и для этого необходимо постоянно привлекать рабочих соответствующей квалификации, игрушки нужно красить, собирать. Поэтому весь мир покупает игрушки в основном в Китае, где экономическая обстановка способствует производству всего, что угодно. Но сейчас, и с нашей стороны таможенные пошлины увеличиваются, и в Китае зарплаты растут, то есть продукция дорожает. Поэтому возможна и такая ситуация, когда производство будет больше налаживаться в России и в других странах.

- Можно будет говорить о конкуренции с Китаем?

- Ну, вопросы конкуренции - они разные. Технологии везде одни и те же, оборудование тоже. У нас в стране важную функцию играет стоимость доставки. Например, цена доставки большого грузовика, (прим. - одна из игрушек, производимых на «Нордпласте»), из Китая будет превышать ее стоимость. Поэтому мы с Китаем особо не конкурируем, не соревнуемся, а спокойно себя чувствуем и развиваемся.

- А в России с кем-нибудь соревнуетесь?

- У нас в стране и производств не так много. Буквально несколько компаний. Рынок большой и мы, конечно, конкурируем в какой-то степени, но это конкуренция добросовестная. Предпочтительнее соперничать с Европейскими производителями. Наш крупнейший конкурент - компания «Полесье» из Белоруссии.

- Если говорить об игрушках из пластмассы, некоторые российские производители закупают сырье за границей. Вы где закупаете?

- Стараемся в России: опять же, транспортных расходов меньше. Но ситуация с нефтепродуктами у нас в стране неоднозначна. Несколько раз в год может возникать ситуация, когда вести сырье из Европы становится выгоднее, чем покупать у нас здесь. Мы иногда реагируем на это, а иногда просто не получается. К примеру, цена на сырье со времен кризиса выросла где-то в два с половиной раза, хотя нефть, как мы знаем, сама по себе подешевела. Не всегда понятны причины таких изменений. Соответственно, эти колебания позволяют тому же Китаю занимать все большую долю рынка и вытеснять по цене российские пластмассовые игрушки своими «с моторчиком».

Догнали и перегнали Европу

- Как вы определяете, что надо производить, какие игрушки?

- Мы работаем в трех направлениях. Перерабатываем имеющийся ассортимент, это когда меняется дизайн продукта или внедряются новые технологии, позволяющие снизить себестоимость. Анализируем информацию от потребителей, чтобы быть в курсе, чего не хватает на рынке. Как правило, не хватает хорошего качества: есть позиция, но качество плохое, или есть европейский аналог, но очень дорогой. Ну, и третье направление - разрабатываем свои новые идеи. Все родители - недостатка в воображении нет. Появляется идея - начинаем разрабатывать дизайн, у нас для этого есть специалисты, которые рисуют в 3D, а затем мы производим прототипы с помощью специальных технологий. При этом есть люди, которые уже давно работают с игрушками, способные изготавливать прототипы своими руками: лепят модели из пластилина, после чего вырезают формы из полистирола и склеивают вручную.

- Какая-то мода на игрушки существует?

- На мой взгляд, мода на игрушки существует, но играет незначительную роль. В целом, если не брать сильные бренды, типа конструкторов Лего и кукол Барби, игрушки обретают популярность на незначительное время, и играет в них, как правило, одно поколение, следующему эти модные игрушки уже не интересны.

- А вам не кажется, что современные дети все больше отходят от реальных игрушек к виртуальным?

- Мне кажется, что отходить от настоящих игрушек неправильно, они и фантазию задействуют и моторику развивают. Недавно вышел американский фильм «Одноклассники», там есть такой момент, когда детей лишили компьютеров, и они не знали, чем им заняться, пока их родители не предложили альтернативу в качестве игрушек, в которые играли сами.

- Можно ли говорить о том, что в России каких-то игрушек не хватает?

- Уже почти двадцать лет мы живем в рыночной экономике и за это время, на мой взгляд, все завезли. В России, на самом деле, ассортимент по игрушкам больше, чем в Европе. В современном крупном магазине игрушек представлено 60 - 80 тысяч наименований.

- А отставаний нет от Европы?

- В случае с игрушками у нас попроще, чем с другими товарам. Если, например, айпады в России появились только через полгода после того, как были презентованы в США, то с игрушками, конечно, быстрее все происходит. Нет таких строгих норм и контроля в этой области.

- Давайте поговорим о выставках. Сейчас, когда уже рост рынка не такой активный, как, скажем, в прошлом десятилетии, участие в выставках действительно эффективный инструмент по продвижению своих товаров или это больше имиджевый ход?

- Участие в выставке - это общая тенденция для всех отраслей и она, конечно, больше имиджевая. Я недавно побывал на очень крупной выставке по полимерной индустрии в Дюссельдорфе. У одной компании на стенде работало 200 человек персонала. Просто специалисты в этой области знают, что данная компания - один из лучших производителей высококачественного оборудования, и один из самых дорогих. Их масштаб участия это подчеркивает.

В нашей отрасли на выставках, естественно, периодически появляются новые компании. Но их не так много. Кто-то решил начать бизнес по продаже игрушек, кто-то организовывает новые филиалы для своей компании. Сейчас рост рынка, в основном, обусловлен расширением уже присутствующих компаний. Все приезжают как раз пообщаться, поделиться впечатлениями.

Помимо этого, наша цель: реклама собственной продукции, новых разработок.

Выжить любой ценой

- Много ли компаний ушло с рынка во время кризиса. Коснулся ли кризис отрасль игрушек?

- Это не было выражено в том, что как-то много компаний ушли с рынка. Во время кризиса стала ощущаться нехватка товаров. До кризиса продавцы боролись за обороты, наращивая их в основном за счет кредитных денег, сети требовали отсрочки до 180 дней, в общем, уходили в факторинг. Потом разорились крупные факторинговые компании, одна из которых Еврокоммерц. Это потянуло за собой цепочку неплатежей по всему рынку и поставки прекратились. Китай продукцию не отгружает, пока не оплатишь, а денег заплатить некому. Начался дефицит продукции. Правда, не могу сказать, что это было как-то уж очень критично и долго, все участники рынка столкнулись с одинаковыми трудностями, и всем удалось пережить.

- Можете ярчайших представителей отрасли назвать?

- Из производителей пластмассовой игрушки, кроме нас, это компании «Звезда», «Стеллар», «Совхтехстром», из розничных компаний это «Бегемот» и «Детский Мир» «Лукоморье», среди Импортеров это Симба, Гулливер, Сакс, Юнитойз, Алиса

- Чего не хватает российскому производителю?

- Того же, что и любому производству в России. К сожалению, политическая и экономическая ситуации в стране отбивают желание что-либо производить. Нет уверенности в будущем, все стремятся к «быстрым» деньгам. По логике: инвестиции в производство должны приносить стабильный небольшой рост. Но из-за того, что нельзя предположить, что произойдет завтра, у нас так редко происходит. Приведу пример с закупкой материалов: стоимость была 30 рублей за единицу, вдруг стала 65 рублей, и никто не может объяснить, почему цена выросла. В момент цена на пластмассу может стать больше, чем на железо. С другой стороны, например, наше предприятие сейчас находится в пока еще промышленном районе, и не исключен вариант, что городу в рамках общественно-деловой застройки понадобится на этом месте построить гостиницу, которых сейчас не хватает. И встанет проблема с переездом. Ну и сопутствующие проблемы: электроэнергия, неподходящее предложенное местоположение и так далее. В общем, масса нерентабельных издержек, обусловленных экономической ситуацией в стране.

Нам помог дефолт

- Тем не менее, Нордпласт - один из лидеров рынка игрушек в России, какие качества и действия способствовали развитию предприятия?

- Конкретного фактора нет. Главное, это то, что вся прибыль инвестировалась и инвестируется в производство. У нас современное здание, мы регулярно обновляем оборудование, расширяем ассортимент. Это очень важно для любой компании, в принципе: либо развиваешься, либо умираешь. У нас деньги не расходовались на сторонние проекты, а всецело вкладывались в производство, это позволило нам стать лидером среди производителей пластмассовых игрушек. Помог кризис 98-го года: наши товары вытеснили китайские: подешевело сырье, мы смогли предложить продукцию по очень низким ценам.

- Вы экспортируете товар в Европу?

- Наша продукция представлена практически во всех европейских странах. Но экспортом мы не особо активно занимаемся; европейцы консервативны в плане отношений и, если они уже с кем-то стабильно работают, то на новые партнерские связи идут неохотно. Тут еще, конечно, играет роль отношение к России. Никто, конечно, уже не считает, что у нас медведи по улицам ходят и люди все в валенках, но ожидания по качеству продукции примерно сопоставимы с Китаем. То есть, если бы у нас цены были как в Китае, думаю, мы бы более широко были представлены в Европе.

- Как на Нордпласте следят за качеством?

- Есть два, так сказать, направления: это безопасность игрушек и непосредственно качество материалов. В процессе изготовления, дизайна мы тщательно следим за тем, чтобы игрушка была безопасной и ребенок, играя в нее, не поранился, палец никуда не засунул. Что касается химических свойств материалов, то это контроль сырья и процессов производства. Существуют международные стандарты контроля качества, и нами, естественно, был получен сертификат, подтверждающий соответствие этим стандартам. Оборудование регулярно обновляется в соответствии со стандартами. Соответственно, сырье мы покупаем только высокого качества и его контроль осуществляется у производителя, и иногда у нас. Такой контроль и ведет к тому, что на выходе получается качественная игрушка. В принципе, у нас нет случаев, когда возвращают бракованную продукцию.

В целом могу сказать, что вопросы качества - это во многом вопросы организации производства, управления, человеческого фактора, сознательности людей. Над этим ведется постоянная работа.

(В выставочном зале компании, где представлен основной ассортимент выпускаемой Нордпластом продукции, Константин показал большой пластиковый грузовик: «Он выдерживает 110 кг». Я не поверил, что этот грузовичок сдюжит вес взрослого человека. Константин опустил игрушку на пол и встал правой ногой в кузов, переместив на нее свой вес. Грузовик выдержал. Сомнений по поводу качества данного изделия не осталось).


Дмитрий Туманцев, Игрушки.Сегмент.Ру.


Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza