Главная Мнения Кризис: как сохранить свою компанию, или 7 правильных шагов к свету в конце туннеля

Кризис: как сохранить свою компанию, или 7 правильных шагов к свету в конце туннеля

14.07.2015 в 10.13 1091Просмотров: 1091 0Комментариев: 0

Алла Романова, главный редактор мультимедиа издательства «Игры и Игрушки»

Грянул очередной кризис. Директорам компаний, у которых за плечами многолетний опыт уже приходилось переживать похожие периоды, опыт у них уже есть, а вот что делать молодым предпринимателям? Ответ - учиться на чужом опыте, дабы не набить собственных шишек.

Для начала давайте рассмотрим общую тенденцию. Что начинают делать директора компаний в первую очередь? Они начинают сокращать расходы, при чём эти сокращения, как правило происходят спонтанно: вот уже нет корпоративов, премий, половина сотрудников уволена, практически нет затрат на рекламу и маркетинг, компания переезжает в более дешёвый офис… Одним словом сокращается всё, без чего, на первый взгляд можно обойтись. Но, вот, расходов стало меньше, но ситуация не выровнялась, доходы начали падать с ещё большей скоростью, а почему?

Многие предприниматели занимают следующую позицию – запускать новые проекты не будем, сворачиваем те, что уже работают, оставляем только основное производство, в общем подождём, пока кризис закончится. А когда он закончится? И вообще, не возникнут ли другие проблемы, кто знает?

Шаг 1. Управление. Руководитель – его позиция является определяющей в вопросе выживаемости компании. Насколько правильно он определит курс и расставит приоритеты, настолько быстро и безболезненно пройдёт реорганизация. Руководитель должен быть впереди, как говорится на лихом коне, с правильно отработанной стратегией. И главное, не останавливайтесь, работайте в обычном режиме, но с ещё большим усердием и желанием стать лучшей компанией, произвести более качественный товар по более привлекательной цене. Предлагайте более привлекательный пакет услуг с большим количеством бонусов за прежнюю стоимость.

Сокращение штата во время кризиса. Это происходит сплошь и рядом. Обычно стараются уволить из компании самых высокооплачиваемых сотрудников, дабы сэкономить. Но именно эти люди, как правило, генерируют основной доход компании. Ко всему, происходит паника в рядах остального персонала, что естественно отражается на производительности труда в столь и так непростой период.

Шаг 2. Сотрудники. Раздутый штат, конечно же, стоит сократить, но функции, которые выполнялись данными сотрудниками и необходимы вашей компании, не должны от этого пострадать. Выход такой: можно уменьшить объём процессов, привлечь аутсорсинговые фирмы, совместить обязанности, конечно нужно учитывать человеческий потенциал, способности каждого работника и, конечно, не совмещать несовместимые обязанности, ряд функций взять на себя и часть дополнительных функций возложить на ответственных руководителей подразделений, вместо того, чтобы их увольнять. Сэкономьте на офисных площадях. Обратите внимание на то, что сегодня существует достаточное количество инструментов для организации бизнес-процессов онлайн. Например, достаточно простая и удобная программа Мегаплан, которая позволяет выстроить дистанционную работу практически со всеми сотрудниками. Вплоть до автоматической отправки им СМС, если они забудут или просрочат выполнение какого-либо поручения. Программа располагается в облаке и доступна с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Увольнять сотрудников будут и ваши коллеги и конкуренты, так что можно «пропылесосить» рынок труда, сайты по поиску персонала и найти ценных сотрудников, которых уволили неопытные руководители. Итак, вы можете обновить свой персонал, создав тем самым, именно тот фундамент, которому не страшны потрясения.

В условиях жесткой экономии сразу приходит мысль сменить офис на более бюджетный, меньшего размера или в удалённой промышленной зоне. Что ж, идея не плохая, но только в том случае, если вы не принимаете клиентов в данном офисе (совершенно не нужно, чтобы они увидели, что дела у вас пошли плохо).

 

Шаг 3. Офис. Если офисные помещения действительно можно уменьшить за счёт перевода сотрудников на удалённую работу или за счёт замены штатного отдела сотрудничеством с аутсорсинговой компанией, тогда этот вариант вам не навредит. Контрагенты по-прежнему будут видеть ваш головной офис в хорошем месте со стильным дизайном. Второй вариант – договориться с арендодателем о снижении арендной платы (в условиях кризиса это возможно, ведь многие офисные помещения будут простаивать). В некоторых случаях офис можно поменять и на более престижный в связи с многочисленными дисконтами.

Многие забывают о конкуренции. А ведь во время кризиса она обостряется. Пока одни компании выжидают, другие активно действуют. Обратите самое пристальное внимание на шаги конкурентов. Проведите бенчмаркинг  (англ. Benchmarking) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы), обратитесь к профессионалам по конкурентной разведке. Вы обнаружите, что, оказывается, повсюду кипит жизнь. Одни потихоньку переманивают ваших клиентов − ведь вы перестали за них бороться. Другие нашли для себя новую нишу и активно осваивают её, пока вы бездействуете. Третьи разоряются, и их клиенты мечутся в поисках нового поставщика, но вы ничего не предпринимаете, чтобы они пришли именно к вам, и заказы достаются другим.

Шаг 4. Конкуренция. Начните с повышения эффективности управления – введите нормирование! Надёжные сотрудники, которых вы оставили в трудное время в своей компании должны с пониманием отнестись к тому, что им придётся работать с полной отдачей, то есть коэффициент полезного действия КПД должен быть в 2 раза выше их собственных достижений до кризиса, именно поэтому их оставили в компании. Нормирование поможет достичь нужных результатов. Нормирование – основа основ эффективного производства. Нормированию поддаются ВСЕ, именно ВСЕ без исключения функции предприятия. У вас конечно могут возникнуть вопрос: «А как произвести нормирование труда, например в бухгалтерии или в юридическом отделе?». Это на самом деле возможно. Если мы внимательно присмотримся к функции бухгалтера или юриста. Бухгалтер, например, составляет первичные документы, заводит их в бухгалтерскую программу, проводит инвентаризацию, осуществляет сверку расчётов с контрагентами. Для всех этих функций были разработаны нормы ещё во времена СССР. И нормы, несмотря на их достаточную жёсткость, были вполне реальными. В книге «Дао Тойота», которая по моему мнению, должна стать настольной для каждого руководителя, есть глава о нормировании труда. Руководство концерна Тойота в своё время тоже столкнулось с нежеланием сотрудников, по началу, руководствоваться нормативами. Но больше всего нареканий звучало со стороны одной категории персонала, который утверждал, что его труд настолько не поддается нормированию, что и пытаться не стоит внедрять эту безнадёжную затею. Это были… работники на конвейере.

Противостоять конкуренции, помогут новые проекты и идеи, как не парадоксально это звучит в период кризиса, хотя тенденции действий многих руководителей показывают обратное.

Шаг 5. Новые проекты. Стоит пересмотреть все линейки производимого товара, от чего-то действительно придётся отказаться, а что-то следует обновить. Например, можно поиграть с упаковкой, сделать её большего размера с тем же количеством продукта, эдакий подарочный вариант за прежнюю стоимость, или выпустить продукцию в меньшем объёме и соответственно снизить цену. Западные предприниматели давно испробовали подобные хитрости и стоит у них поучится. Конкуренты останутся позади, если вы не будете сидеть сложа руки в ожидании окончания кризиса.

Реклама - это первая статья расходов, которую стараются сократить в период кризиса. Казалось бы, почему это происходит, ведь реклама приводит новых клиентов, приносит деньги в компанию. По всей вероятности, это просто эффект домино или просто неверие в эффективность рекламы, не понимания как pr и реклама работают на имидж компании, на доверие потребителя.

Шаг 6. Реклама и PR. Самое разумное, не уйти в тень, потребитель должен видеть компанию, знать, что она стабильна и даже в период кризиса не пропадает из зоны доступности. Освободившиеся рекламные площади ваших конкурентов позволят вам занят их нишу, а соответственно и лояльность потребителей перейдёт к вам. В 90-е годы многие компании сократили свои рекламные бюджеты и с тех пор о них ничего не слышно.
Возможно следует пересмотреть качество размещений, приобрести пакетные предложения с бонусами и скидками, что угодно, только не прекращать размещение рекламных материалов в средствах массовой информации. Следует использовать все возможные варианты воздействия на свою целевую аудиторию, начиная от публикаций интересных статей в авторитетных изданиях (в настоящее время всё более популярными становятся электронные СМИ), заканчивая группами в соцсетях, в которых можно спонсировать конкурсы, предлагая в подарок те товары, с какими данную аудиторию уже была возможность познакомить. Обратите внимание – сейчас вам как никогда раньше нужна хорошая реклама. Клиенты с большим вниманием относятся к компаниям, которые продвигают свои товары в кризис – товар есть, значит никакой паники.

Продажи – основа любого бизнеса. Мы продаем услуги или товар, продаем каждый день, продаем в благоприятный период и в период кризиса, -- продаем, потому, что остановка грозит банкротством. Продажи никогда не были легким хлебом, но, согласитесь, когда экономика находится в нестабильном состоянии, а предприятия не понимают «на каком они свете» у отделов продаж просто опускаются руки. Так, что же делать в условиях кризиса, чтобы спасти свои компании от разорения?

Шаг 7. Продажи. Серьёзное отношение к отделу продаж позволит не войти в зону турбулентности. Ваша фирма будет чувствовать себя устойчиво, если вы примените все вышесказанные советы именно к отделу продаж в первую очередь. Высококвалифицированные сотрудники (которых можно после увольнений приютить на скромных условиях), нормирование рабочего времени, мотивационная программа, хороший качественный продукт или услуга, реклама и pr – вот киты на которых будут держаться ваши продажи. Не забывайте, что в кризис может стремительно меняться ситуация на рынке и нужно гибко подходить к нуждам потребителя, только в этом случае он останется лояльным к вашей компании.

Зарабатывайте в условиях кризиса, это вам под силу, успехов!

 

Автор: Алла Романова

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza