Главная Мнения Анатолий Винтер о том, как его фабрика деревянной игрушки возрождает традиции

Анатолий Винтер о том, как его фабрика деревянной игрушки возрождает традиции

15.08.2017 в 16.40 1187Просмотров: 1187 0Комментариев: 0
Анатолий Винтер, 65 лет, владелец фабрики «Краснокамская игрушка». Родился в Кизеле (Пермский край), месте ссылки родителей. Окончил Пермский государственный медицинский институт. До того, как стал владельцем фабрики игрушек, занимался бизнесом в лесопромышленной сфере. Хобби и вторая страсть — музыка, играет на бас-гитаре в пермской рок-группе «ОСВ». Живёт в г. Котор (Черногория)

В фабриканты б я пошёл...

Как я дошёл до жизни такой? Это всё из детства! Подростком играл на гитаре, и меня даже взяли в ансамбль в ДК. Конец 60-х. Никаких музыкальных инструментов не продавалось — от слова «вообще». Мы гитарами любовались только на картинках. Как-то в журнале «Техника — молодёжи» напечатали схему, как своими руками смастерить гитару. И мы с папой сделали первую электрогитару сами. До этого самолёты и планеры придумывали, летающие модели.

Отец приучил меня заниматься трудом творческим, с радиоэлектроникой познакомил. Я начал паять радиоприёмники, даже стал радиохулиганом! Построил передатчик, незаконно выходил в эфир (сотни маленьких самодельных радиоточек так действовали) — и что-то рассказывал о музыкальных направлениях или группах, ставил музыку с магнитофона или пластинки из рентгеновской пленки. Так мы слушали «Битлз».

Потом поступил в медицинский институт в Перми, и после окончания вуза даже проработал два года врачом. Специальность — сангигиена, я занимался гигиеной питания, и быстро понял, что это не моё. Пробовал уйти в науку, но меня звала музыка, и я погрузился в неё с головой. Играл в пермской рок-группе «ОСВ» — мы и в ресторанах выступали, и на гастроли ездили, и на одной сцене с «Аквариумом», «Опытами Ляпина», «Телевизором», «Странными играми» и другими легендами пели. Я и до сих пор играю — вот сейчас мы выпустили диск с записями 88-го года, очень гордимся!

Когда наступили 90-е, я, как многие, пошёл в бизнес — у меня с партнёрами в Перми была своя лесопромышленная компания. Мы думали, что лес — это ценный актив, и на нём можно зарабатывать. Но это оказалось не так. Очень скоро крупные деревообрабатывающие предприятия благополучно начали банкротиться один за другим, потому что крупная промышленность не могла выжить в то время в стране. А с деревом мне работать нравилось. И если просто отгружать лес было уже неинтересно и скучно, то деревянная игрушка увлекала, я вспомнил детство.

В 99-м году и Краснокамскую фабрику деревянных игрушек постигла печальная участь — она обанкротилась, её выставили на продажу. Она с 1941-го года ведёт свою историю! Мы, четверо друзей, скинулись и выкупили предприятие. Деньги были не баснословные, абсолютно подъёмные для четверых. Вложили мы собственные средства. Пришли туда и увидели удручающее зрелище: кучка работников, которые сидели в полуотапливаемых помещениях и продолжали делать игрушки, потому что ничего другого они не умели. Выносили их к поездам, на рынки, продавали — и на эти деньги влачили полуголодное существование. Мы начали восстанавливать производство. Надо было видеть: цеха без крыш, станки в металлолом порезаны, отопление отрублено.

Вот в это надо было вкладываться уже существенно. Запас прочности нужен был, а мы его не имели. Брали кредиты, изымали средства из других мест, куда они были вложены. В какой-то момент мои компаньоны устали от постоянных денежных вливаний, и наши пути разошлись. Я постепенно выкупил у них всю фабрику. И с тремя помощниками — молодыми девушками без высшего образования — мы стали налаживать новую жизнь на производстве. Сейчас они давно отучились в институтах, работают на руководящих должностях: Светлана Неганова, — директор фабрики, Елена Соколова — финансовый директор, Анна Егорова — заместитель директора. Это моя опора и гордость.

 Дистанционное управление

Именно благодаря этим героическим женщинам я два с половиной года «рулю» бизнесом из Черногории — могу себе позволить! Я живу в Которе, что никак не отражается на бизнес-процессах. Это раньше необходимо было лично находиться на производстве.

Я всегда в курсе, что происходит на фабрике, регулярно получаю отчёты. Я всё время на связи, раз в неделю или по необходимости мы с руководством проводим видеоконференции. Приезжаю туда, конечно, раз в несколько месяцев, или сотрудники прилетают в командировки ко мне. Так что моё отсутствие ни на что не влияет.

Я же говорю — кадры решают всё. Люди преданы делу, заинтересованы в его развитии, потому что видят перспективу, знают, что будут жить ещё лучше.

Конечно, случаются форс-мажоры, куда без них. Например, 2 мая на фабрике был пожар. Я, конечно, сорвался, прилетел. Сгорел старый цех, которому 50 лет. Пострадало оборудование, к счастью, второстепенное, и много упаковки сгорело. Продукт-то есть, а отправлять его не в чем. Заказывать упаковку новую — это месяц ждать.

Но простоя мы избежали. Все нам кинулись помогать, даже конкуренты. Звонят: «Толя, чем помочь?» И иностранцы звонили. Но обошлись своими силами, без посторонней помощи. Партнёры — молодцы, оперативно поставку упаковки нам наладили. Так что текущий бизнес не пострадал.

Но финансовые потери есть — вышедшие из строя станки, хоть и не основные, здание сгоревшее, часть которого можно восстановить, а остальное легче снести и заново отстроить. Пожар большой был, 29 единиц техники тушили его полдня. Причина предварительная банальна — кто-то покурил. А производство же с деревом связано — опилом, пылью древесной. Тихонько тлело сначала где-то, а потом началось…

Под грифом «Секретно»

Начинали мы с 10 работников, постепенно раздули штат до 130. И поняли, что идём не по правильному пути. Надо заниматься технологиями, а не штатом. Начали закупать современное оборудование, повышать качество, внедрять технические новинки. То есть переходить в производстве игрушек от ручного труда — к машинному.
Ведь как всё происходило? Никто нас не учил делать игрушки. Это закрытая отрасль, у каждого производителя свои секреты. Так всегда было. В советское время наши разведчики покупали механические игрушки на Западе, и в Сергиев Посад их доставляли, в Институт игрушки. Там разбирали по деталям, чертежи делали и на игрушечные заводы отсылали. В архивах нашей фабрики хранятся такие документы с грифом «секретно».

Надо сказать, что исстари в мире ценились деревянные игрушки производства двух стран, у которых свои традиции: России и Германии. Германия до сих пор удерживает лидерские позиции. И на арену вышел Китай, где немцы держат свои производства.

Я много лет не мог попасть ни на одну фабрику игрушек. Как только узнавали, кто я, в цех не пускали. Для специалиста достаточно взглянуть на производство, и многое он поймёт.
Но однажды к нам попал немец Петер Хандштайн, владелец известной фирмы HAPE, выпускающей деревянные игрушки. Он создал в Китае индустрию, в которой занят целый город с населением в 200 тысяч человек! И ехал туда из Европы через Россию, через Дальний Восток. Его автокортеж киносъёмочная группа сопровождала — отчаянное же турне! Это лет 8 назад было. Так вот, он по пути заехал к нам. А мы взяли и показали ему всё, что есть. И он в ответ пригласил нас к себе.

Мы руководящим составом собрались, поехали, он провёл нас по своим предприятиям. Более того, несколько наших специалистов прошли обучение на его фабрике в Китае, после чего внедрили у нас на производстве передовые технологии. До чего-то мы, конечно, и сами дотумкали, а со многим они нам помогли, очень серьёзно помогли.
Мы даже подумывали совместное предприятие открыть, но они не решились — им в Китае дешевле. Хотя парадокс — сырьё они из России везут, тот же лес. И потом в России эти игрушки продают. А Россия теряет целый сектор экономики. Но это хотя бы качественная игрушка (немецкая, хоть и сделана в Китае), а не тот китайский ширпотреб, на которыё часто зарятся наши продавцы из-за дешевизны.

У нас дешёво не может быть — издержки большие. Правда, в последние годы ситуация на рынке международном стала меняться. Те же немцы начали переносить производство в Европу, в частности, в Румынию, чтобы маркировка была «сделано в Европе».

Тесен мир игрушек

Несколько игрушечных фабрик и несколько десятков небольших мастерских формируют сегодня рынок деревянной игрушки России. Это узкая ниша. В игрушечном мире все игроки знают друг друга лично или косвенно. Это сфера, мы объединены в Ассоциацию предприятий индустрии детских товаров (АИДТ ), возглавляемую Антониной Цицулиной. Контактируем через неё, лоббируем свои игрушечные интересы в правительстве и других инстанциях.

Семь лет подряд мы являемся лауреатами всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», в прошлом году удостоились звания лауреата российской национальной премии «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшие игры и игрушки», это такая наша «красная дорожка».

С конкурентами у нас дружеские отношения, мы друг другу дорогу не переходим. Наши пирамидки и конструкторы отличаются от игрушек конкурентов — и все довольны.

Но есть другая угроза — когда приходят на рынок новые компании и начинают копировать наши самые продаваемые модели. Мы не можем ничего с этим сделать. А есть ещё хлеще — делают игрушки и под нашей маркой продают! Такие факты всплывают. Это очень обидно. Мы по полгода раскручиваем модель! Серьёзные средства на это тратим: делаем сначала пробную партию, отдаем под реализацию, смотрим, как она идёт, и только когда начинает продаваться до нужного нам объёма — продаем оптовикам. На всё про всё уходит в среднем шесть месяцев.

В год мы производим 300–400 тысяч игрушек. Из первосортной древесины, специально подготовленной, чтобы при массовом производстве получить однотипные детали. Все наши изделия имеют необходимые сертификаты и разрешения. В своём производстве используем в основном древесину местных пород: березу, липу, реже — бук, его из Краснодарского края везём.

На себестоимость мы накидываем, грубо говоря, процентов 20. Самый дорогой, наверное, «Напольный конструктор Поликарпова», разработанный специально для детсадов, его ещё в советское время делали, около 10 тысяч рублей стоит, это такой набор, где детали сделаны в натуральную величину кирпича.

Работаем мы в основном с оптовыми покупателями, среди которых много интернет-магазинов, их количество близко к тысяче. Минимальный заказ — от 10 тысяч рублей. В розницу игрушки можно купить на самой фабрике, по ценам оптовиков. Когда игрушка доходит до магазинов, она становится в разы дороже, в два-три раза накрутка.

У нас был опыт — мы открывали фирменный магазин в Перми. Но через три года благополучно его закрыли. Почему? Толку особого не было, потому что один магазин — ничто, нужна сеть. А это уже совсем другой бизнес, мы к нему не готовы.

Зарабатываем мы ещё на сувенирах: если юбилей у компании или акция какая-нибудь готовится, мы под заказ разрабатываем дизайн и производим фирменную продукцию, она стоит дороже игрушек.

Техника и технологии

У нас 5 тысяч квадратных метров производственных площадей — от распиловочного цеха до покрасочного. Раньше фабрика занимала 4 гектара земли, сейчас задействовано 1,5 гектара, так что есть куда расти. Коммуникации готовы, электричества достаточно.

На фабрике есть мощные деревообрабатывающие станки, которым по 50 лет — и сносу им нет! Многие машины мы сами приспособили под наши нужды. Например, сверлильные станки — наши личные разработки, которые в деталях для игрушек делают 10–20 дырок одномоментно. Или есть виброгалтовочные машины для шлифовки, например, медицинских инструментов, посуды или болтов с гайками, которые натираются там до блеска. А мы их для шлифовки древесины приспособили особым способом — и избавились от дополнительных рук, шлифуем в автоматическом режиме сейчас заготовки.

Есть у нас и современное оборудование — корейское, японское, немецкое. Например, фрезерные станки с числовым программным управлением — для раскроя материалов и деталей, это уже компьютерные технологии. Или печатные станки, в которых можно запечатать, например, кубики 4х4х4 см. Там до миллиона комбинаций цветов! Сейчас мы покупаем ещё один станок, один из самых современных на сегодняшний день, с большими возможностями: на нём можно напечатать детали высотой до 20 см! Вот такие нано-технологии! Удовольствие недешевое — около 4,5 миллионов рублей.

Наша деревянная игрушка освоила IT-технологии — в прямом смысле! С московской фирмой EligoVision мы смогли объединить традиционные кубики с технологией 3D! Получилась игрушка-интерактивное пособие «AR энциклопедия Пермского края», в котором показан регион от доисторических времён до современности. Состоит из 12 кубиков и мобильного приложения, которое можно бесплатно скачать в Google Play и AppStore.

У каждого кубика есть одна особенная грань. Её легко узнать по шестиугольному символу — логотипу конструктора EV Toolbox, при помощи которого создано приложение. Всё просто: скачиваете программу, наводите на кубик камеру — и изображение оживает! Заодно можно прослушать рассказ о картинке — пермском балете, историческом факте, достопримечательности.
Игрушка уже активно продвигается как нами, так и правительством края. И, надо сказать, небезуспешно! Стоит она 2 тысячи рублей. Ну что это — в ресторан сходить один раз. И эту тему можно развивать — для других регионов, для крупных компаний со своей историей.

С IKEA работать отказались

На сегодня своей продукцией мы охватили почти 50 регионов России. Основные поставки идут в Москву, Питер, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, конечно, Пермь, страны ближнего зарубежья. Далее для нас процесс неконтролируемый, расходятся наши изделия по городам и весям. Например, подписали контракт с «Пятёрочкой», а у них около 9 тысяч магазинов по всей стране. В каждый по несколько игрушек — вот уже и десятки тысяч надо произвести и отгрузить.

Предлагала нам работать и IKEA — на российскую линейку товаров. К нам весной приезжала целая делегация, всё им у нас понравилось, говорят, что на 98 процентов ваша фабрика готова производить то, что им нужно. Но мы не готовы терять свой сформировавшийся рынок и работать только на одного покупателя, на эти грабли мы уже наступали. Попадаешь в финансовую кабалу, и тебе начинают диктовать условия. Объём производства сильно увеличивается, а маржа сильно уменьшается.

Совмещать не получится сейчас, это надо новый завод строить, персонал набирать и обучать, финансирование добывать, короче, целая история. Поэтому мы развиваем свой собственный бренд, и не хотим становиться придатком крупной компании.

Ещё для нас важный рынок — это детские дошкольные учреждения, сами понимаете, сколько их в стране. Мы активно с ними работаем, почти вся наша продукция востребована, детским садам она очень нужна! Но не всё так просто. Частные сады финансируются лучше, а муниципальные если что и получают, то надо через систему тендеров пройти, а у нас страна такая, что везде соблюдаются чьи-то интересы. В итоге игрушки для детсадов часто закупают иностранного производства. А где же поддержка отечественного предпринимателя, импортозамещение, о котором трубят направо и налево?

Возможно, у иностранцев есть то, чего нет у нас — ну так вы сформулируйте задачу, мы сделаем, не хуже и не дороже. Вот и получается, что госденьги идут на развитие чужого производства, а не российского.

Специфика производства

Когда у тебя ассортимент продукции более ста наименований, их невозможно делать все одновременно. Есть очерёдность. В этом месяце делаем определённое количество деталей, и создаём запас на три месяца, и так далее. Это сложная внутренняя логистика — всегда и всё должно быть в наличии. В этом специфика.

Сейчас мы всё отработали. У нас есть промежуточный склад, где держится запас заготовок постоянно. А раньше впросак попадали. Ошибётся кто-нибудь, условно говоря, один кубик не в тот цвет покрасит — и всё производство может встать. И надо месяц ждать, чтобы сделать этот злосчастный кубик: выпилить, высушить, отшлифовать, покрасить. Так что учились на своих ошибках — не только производству, но и управлению производством.

В нашем деле есть сезонный фактор. Летом продаж практически нет. Падают они, начиная с марта — постепенно, а август-сентябрь — опять идут в рост. К новому году — самый пик.
Когда идет снижение, мы делаем запас игрушек, то есть работаем на склад, а осенью его начинаем распродавать. Если бы год шёл ровно, нам надо было бы расширять производство. Так что спады нам, как ни странно, на руку.

Основные наши затраты — это зарплаты и налоги. Нельзя настолько механизировать производство, чтобы стоял один человек на конвейере и штамповал детали. У нас заготовки через десятки рук проходят. И это не одна штука, а сотни тысяч! Сейчас на фабрике работают в штате почти 100 человек, это основной костяк. В сезон мы набираем ещё 20-30 человек — на временные работы.

Летом финансово становится тяжеловато — так как продаж почти нет, работаем «на склад», а платить зарплату нужно в полном объёме. Чтобы хоть как-то уравновесить ситуацию, в июле вся фабрика дружно уходит в отпуск, да и споров нет об очерёдности. Остаются только продажники и все те, кто связан с отгрузкой товара.

Текучки кадров у нас нет, а вот работники с одним фабричным штампом в трудовой — очень даже есть, и мы этим гордимся.

Мы не хотим больше раздувать штат, уже и так предел. Проходили эти грабли в самом начале, и чуть не оказались на грани краха. Но вовремя переключились на технологии, постепенно смогли снизить количество человек до 70-80, но так как объёмы со временем росли, пришлось снова людей набирать.

На втором месте по затратам — это материалы (древесина), комплектующие (шурупы, магнитики, веревочки, краска, лак, воск, шлифовальная бумага, полировочные средства и т.д.) и упаковка.

Кредиты мы берём только на приобретение новых технологий, для повышения производительности труда, а на текущую деятельность нам хватает своих средств.

Несколько лет назад мы защитили проект в Министерстве промышленности России в рамках первого российского инвестиционного конкурса — и попали в число 17 предприятий игропрома, которым должны быть выделены субсидии от государства. Программа рассчитана до 2020 года. Грянул очередной кризис, доллар в два раза подорожал, соответственно, и необходимые нам станки тоже, поэтому и программу мы сильно скорректировали.

А субсидии, к тому же, не ахти какие, когда мы узнали, что это за субсидия — только посмеялись: кредитные ресурсы государство профинансирует до ставки рефинансирования. Условно она составляет 10 процентов, а кредит выдают под 20 процентов, вот 10 процентов разницы государство нам компенсирует, а 10-то мы всё равно должны выплачивать сами!

Или нам государство говорит: мы вам дадим субсидии на современные технологии, но вы должны при этом обеспечить 30 рабочих мест. Но это нонсенс! Я внедряю технологии не для того, чтобы ещё людей набирать, а наоборот! Только однажды нам 50 процентов затрат на оборудование компенсировали, где-то в районе 500 тысяч рублей. В другой раз деньги, которые обещали дать на развитие отечественного бизнеса, государство перекинуло моногородам, а мы остались не у дел.

Поэтому мы стараемся растить бизнес самостоятельно. Государству нас развивать очень просто — нам не надо мешать и пустить нас уже полноценно на российский рынок.

 

Маркетинг и продвижение

Наш рекламный бюджет — 3—5 процентов от общих затрат. Мы участвуем в выставках, российских и международных. Состоим в Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, взаимодействуем с другими компаниями, это для нас хорошая площадка для пиара. О нас снимают сюжеты, например, недавно вышла передача с рассказом о нас на телеканале «Россия24». У нас есть официальный сайт, поисковики нас сразу «видят»; есть группа в Facebook.

В год фабрика принимает 20–25 тысяч посетителей, которые приезжают на экскурсии. Это детские сады и школы. Для них интересно, для нас — реклама. Те же школьники через пять лет, может, родителями станут — это наши будущие клиенты.

В Краснокамске есть два музея, где мы представлены: музей игрушки, который мы открыли 5 лет назад с помощью горадминистрации, и краеведческий музей, который проводит выставки игрушек с советских времен до наших дней. Это престиж фабрике.

Местная и краевая власть нам помогают продвигаться, что приятно. Мы для администраций различного уровня тоже часто делаем сувенирную продукцию, как традиционную, так и эксклюзивную. Например, матрёшек ростом с человека! Для нас это тоже реклама.

Что дальше

Я мечтаю создать технопарк — на свободных фабричных гектарах земли. Это позволило бы диверсифицировать производство, когда каждая компания занималась бы своим участком работы, и, таким образом, весь холдинг бы производил громадный ассортимент и объём игрушек, и мог бы стать серьёзным игроком даже на экспортном рынке. Краевая администрация в курсе наших планов, думает, как нам помочь.

Кроме того, находясь в Черногории, у меня есть возможность прозондировать европейские рынки, подумать о создании филиала производства, возможно, не полного цикла, а с доставкой сюда полуфабрикатов с Краснокамской фабрики. Здесь прекрасные буковые леса и есть квалифицированная рабочая сила. Для европейцев только нужен новый дизайн игрушек — с поправкой на традиции, менталитет.

Ещё одно направление — производство сувенирной продукции для туристов. В Которе у меня есть мастерская Atelier Anatol Winter. В рамках международного культурного проекта Dukley European Art Community, который развивает Марат Гельман, мы с известными художниками и дизайнерами из стран СНГ и Европы работаем над новыми проектами. Поле — широкое. В Котор по два-три лайнера летом каждый день приходят, это пять-десять тысяч туристов! Не исключаю, что через какое-то время на Краснокамской фабрике наладим производство туристических сувениров — для продажи в Черногории и Европе. Так что я здесь исключительно чтобы продвигать Краснокамскую фабрику игрушек!

Источник: retail.ru

читайте также

Дарья Ермакова, «Простые Правила»: Игры похожи на стихи — или сочиняются, или нет

Рынок настольных игр в последние годы демонстрирует уверенный рост. Причем особая прелесть этого бизнеса в том, что он требует вложений не столько финансовых, сколько интеллектуальных. Портал Игрушки.Сегмент.ру еще раз убедился в этом во время интервью с основателем и гендиректором издательства «Простые Правила», разработчиком нескольких игр Дарьей Ермаковой.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza