Главная Мнения Украинская народная и рукодельная игрушка

Украинская народная и рукодельная игрушка

25.03.2013 в 12.18 11603Просмотров: 11603 0Комментариев: 0

Украинская народная игрушка – это не просто погружение в историю народа, а ощущение того, что вот двери открываются – и попадаешь в сказку. Загадочные куклы-мотанки, нафантазированные детским воображением птицы, рыбы, лошадки, свищики (свистульки), соломенные бычки, тряпочные куклы, ажурные пауки, яйца-писанки, чудеса из бумаги.

Каждое изделие передает настроение и характер мастера, поэтому к работе нельзя приступать с плохим настроением и тем более, заставлять себя что-то сделать. Образы подсказывает врожденная внутренняя фантазия мастеров.

Сегодня украинские мастера не забывают искусство и традиции предков, совершенствуют свои умения и передают знания детям. Так мы нашли две отправные точки соприкосновения народного мастерства с миром сегодняшним: детскую студию прикладного искусства, которой руководит известный в Украине мастер-керамист Тимошенко Галина и творческий отдел Елены Юхименко, где представлены работы мастеров Черкасской области Украины.

 

Галина Тимошенко: «Жаль, но династии гончаров исчезают»

- Галина, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как вы пришли к созданию украинской игрушки, почему обратились к глине, керамике?

- В один прекрасный день я привела свою дочку на занятия по керамике в кружок к преподавателю Рамазан Галине Александровне. Моей девочке было только 4,5 годика и мне разрешили присутствовать на занятиях, помогать малышке осваивать азы лепки, участвовать в процессе познавания. До этого никогда с подобным творчеством не сталкивалась, и глину в руках не держала.

Более того, была очень далека от искусства. Закончила юридический факультет института, но поработать по специальности не успела – ушла в декретный отпуск, который плавно перешел во второй декрет, и стала заниматься детьми.

На тот момент, когда мне надо было выходить на работу, я уже 3 года водила ребенка на кружок, и поняла, что ничем другим, кроме керамики, заниматься не хочу, и юриспруденция меня не интересует. Начала лепить, вышивать картины крестом, гладью, интересоваться украинским традициями, украинской игрушкой, узнавать, а что же было в начале.

Галина Тимошенко

- Как пришли к решению обучать этому народному ремеслу детей?

- Пришла сюда, в детскую студию, и попросила у директора Ильченко Светланы Викторовны разрешения работать с детьми. Для этого пришлось заканчивать еще один институт – педагогический, получать второе образование. Закончила факультет психологии, стараясь параллельно развиваться в творчестве.

Сейчас у меня несколько групп, которые посещают более 100 детей. Причем, среди них есть 6-ти летние детки, которые уже умеют расписывать игрушки.

- Что помогло вам в развитии, совершенствовании?

- Конечно, во многом помог Национальный Союз мастеров народного искусства Украины (Союз народных мастеров) и наш, черкасский центр Союза, возглавляемый Мартыновой Ольгой Михайловной. Именно благодаря ей я, будучи совершенно не опытной, смогла получить не поверхностные, а более глубокие знания об искусстве создания изделий из глины и керамики. Достигла глубокого уровня изучения особенностей росписи глиняных игрушек: старинной росписи керамики глазурью, росписью глины ангобами (красителями со стеклом), навыкам работы с шамотной глиной. Я ведь не заканчивала специализированного заведения по обработке глины, и мне все приходилось собирать по крупицам.

Очень помогали в развитии творчества сезонные ярмарки в поселке Пирогово под Киевом, куда приезжают мастера со всей Украины. Сюда съезжаются известные мастера гончарного искусства, вышивальщицы, резчики, мастера плетения из лозы, соломы, корня сосны, мастера кузнечного дела, которые передают свой колоссальный опыт, представляют свои изделия для продажи и демонстрируют процесс их создания.

Знаете, когда приехала туда первый раз, увидела гончарный круг, села за него и попробовала гончарить, не могла себе представить, как же я жила все это время без куска этой глины, гончарного круга и без этого всего – я не представляю!? И жила же как-то, а вот не понятно, как!

- С чего начиналось Ваше творчество, с каких изделий?

- Когда начинаешь учиться, подмечаешь какие-то особые моменты ремесла. Вначале создавала какую-то миниатюру-скульптуру из глины. Постепенно пришла к традиционной народной керамике – свищикам (свищик - окарина или свистулька) – наше традиционное, украинское искусство.

Знаете, наша область богата на разные глины. В Чигиринском районе есть село Громы, где испокон веков процветало гончарство: отец гончарил, жена расписывала посуду, а детки с малых лет занимались мелкой пластикой (свищиками, «монеткой»), игрушкой. Продавая на ярмарках свои изделия, семьи зарабатывали на жизнь, а дети – на сладости, школу.

Несомненно, признанная столица украинского гончарства – Опошня. Но у нас, в Черкассах, Чигиринщина еще при Богдане Хмельницком славилась прекрасной головкивской (с. Головкивка, Чигиринского района, Черкасской области) керамикой. И особенно посудой и традиционной народной украинской керамической игрушкой – свищиками.

- Почему именно Опошню назвали столицей украинского гончарства?

- На самом деле Опошня прославилась намного позже наших, черкасских умельцев. Хотя у них есть красивая легенда о том, что Бог создавал землю и людей из глины разного цвета (белой, черной, красной, желтой, зеленой). Когда  у него осталось по чуть-чуть разной глины, он думал, что с ней делать, и решил всю ее высыпать в одном месте – Опошне. Вот почему в этих местах нашли более 100 сортов глины. Теперь Опошня живет и развивается благодаря людям, которые там живут и не забывают гончарное искусство.

Если бы в Черкасской области было больше таких энтузиастов, ее тоже можно было бы с полным основанием назвать столицей украинского гончарства. Например, в Чигирине раньше было очень много гончаров, а сейчас один единственный гончар на всю Чигиринщину. Жаль, но династии гончаров исчезают. Хотя в Чигирине регулярно проводятся симпозиумы гончарного искусства с масштабными выставками, которые собирают десятки знатоков и мастеров гончарного дела.

- Расскажите, пожалуйста, об истории украинской игрушки?

- Рукодельные игрушки были с детьми с первых дней жизни. Еще с языческих времен считалось, что погремушки с камешками и шариками в середине, деркачи и фуркала (деревянные игрушки из досточек, создающих шум) своими звуками отпугивают от детей злые силы. Глиняные свищики в виде лошадок, петушков, баранчиков также выполняли защитную функцию. Люди верили, что достаточно родителям приболевшего малыша свистнуть или сыграть незатейливую мелодию, приговаривая определенные слова, и ребенок обязательно выздоровеет.

Для деток, которые учились ходить, делали возики, каталки, мастерили для малышей игрушки, развивающие координацию движений. Использовался любой материал: тряпки, солома, листики, кукурузные початки, шишки, желуди, веточки и корни деревьев. Детей постарше  традиционно учили гончарному ремеслу. Так появилась игрушечная посуда – «монетка», фигурки барышень, пани, всадников на лошадях, которые охотно покупались на базарах и ярмарках. Народные игрушки способствовали развитию детей, давали простор их фантазии.

К тому же старинные игрушки несли древнеславянский сакральный смысл. Например, куклы-мотанки  - это языческая славянская игрушка. На лицо куклы мотается крест, не потому что это символ христианской религии, но  символ солнышка, ибо наши предки поклонялись языческим идолам солнца, земли, воды. Вертикальная линия вышитого креста символизирует мужское начало, а горизонтальная – женское. Место пересечения креста – символ плодородия, зачатия.

Наша украинская традиционная вышивка  - ружа, кресты, берегиня – тоже является символической. Первые вышивки на рушниках: женщина, держащая пучки колосков, рисунки на писанках, берегиня с колосками, все традиционно пересекается и переплетается.

- Вы обучаете искусству детей. Выставляются ли на выставках работы ваших учеников?

- Да, конечно. Наши дети ездят в Опошню на Международный молодежный гончарный фестиваль-ярмарку «Опошня». Знаете, три года подряд, в связи с довольно сложным отбором, мы представляли свои работы на внеконкурсной основе. А в прошлом году наша девочка заняла первое место в графике, и нашему счастью не было предела. В этом году в феврале ездили уже в Запорожскую область в с. Малая Белозерка, где проходил Всеукраинский фестиваль по керамике и одна наша девочка заняла 3-е место, а другая получила Гран-При.

Мы все время готовим новые работы, и я стараюсь не только сама развиваться, но и учить тонкостям ремесла детей.

- Какие игрушки делают ваши дети?                                                                                           

- Конечно, украинские игрушки, и еще дети лепят то, что видят, что живет рядом с ними. Вот свищики - знакомые рыбы, козлики, лошадки, яйца с узорами и орнаментами триполья. Посмотрите, они сами расписывают игрушки символами солнца (круг), символами воды (волна), колосками. В рисунках присутствует украинский орнамент, традиционная казацкая вышивка, когда узоры вышивались гладью. На украинских рушниках – особые рушниковые узоры (рушник - это полотенце, но на самом деле слово не переводимое).

Работают дети с гончарной игрушкой, с керамикой. Есть работы по ручной лепке – дети работают с белой глиной, которая потом обжигается и разрисовывается старшими детьми, которые  уже делают профессиональную роспись глазурью. Младшие дети разрисовывают акриловыми красками, гуашью.

Еще мы делаем старинные украинские вытынанки (название от украинского слова «витинати» - «вырезать»)  - украшения из бумаги. Это традиционное и довольно сложное ремесло. В Черкассах, например, им владеет заслуженный мастер Украины Николай Телиженко. В основе вытынанок лежат орнаменты из древних символов – сварг, народные геометрические орнаменты, образы людей, птиц, цветов, животных.

Из мягких игрушек делаем тряпичные куклы, куклы-мотанки. На следующий год хотим начать работу с войлоком и шерстью.

Надеемся, что еще многому сможем научить наших детей, чтобы в сердцах и душах следующих поколений сохранилось желание творить прекрасное.

- Скоро Пасха. Расскажите, пожалуйста, о росписи пасхальных яиц.

- Перед Пасхой пишем традиционные украинские яйца-писанки. Существует несколько видов пасхальных яиц: крашенки, писанки, крапанки (от украинского «крапать» - покрывать каплями).

Крашенки (от слова «красить») знают все. Хозяйки варят яйца вкрутую и красят их пищевым красителем или луковой шелухой. Раньше яйца обматывали листьями березы, дуба, крапивы, и варили, перевязывая нитками. Так получались красивые яйца с «мраморным» рисунком.

Сегодня мы пишем украинским рисунком яйца-писанки. Именно пишем, потому что писанки не рисуют и не расписывают, а именно пишут на сыром яйце. Узоры наносятся в виде дуг, образующих овалы и круги, которые делят поверхность на крестильные сорочки писанки. Писанки на самом деле являются оберегами, они хранят семейное счастье и благополучие, здоровье и достаток.

Среди писанок нет двух одинаковых - у каждого яйца свой узор. Есть мужские писанки с изображением солнца (свага), дубовых листочков (символ мужской силы), животных. А есть женские писанки со своим скрытым смыслом и значением. Например, если в семье нет детей – на писанке создается узор оплодотворения или дерева жизни. Для студии мы используем выпущенные куринные, гусинные, страусинные яйца (содержимое выпускается), а вообще – пишут сырые яйца, их содержимое высыхает и они хранятся годами.

Пишем мы для конкурсов и яйца-украшения, которые вешаются на нитях. В связи с пасхальной тематикой сейчас будет проводиться много конкурсов областного и всеукраинского значения, в которых наши дети обязательно примут участие.

- Поддерживают ли Ваше творчество и занятия с детьми местные власти?

- Да, конечно. Если раньше, в Союзе, подобные занятия не то, чтобы запрещались, но не поощрялись и никак не стимулировались, то сейчас всем хочется сказать «Огромное спасибо!». И руководству, за предоставленное для студии помещение, возможность обучения и участия в выставках. А также Черкасскому художественному музею, который вот уже второй год безвозмездно предоставляет свой зал для проведения итоговой выставки детского творчества нашей студии.

Для детей это очень важно. Они готовятся к этой выставке целый год. Каждый ребенок выбирает себе сказку, лепит, рисует, создает целые картины с собственными изображениями, сказочными персонажами, выполненными в разных техниках. Интересно, как дети выбирают сказку. Ее же надо перечитать, запомнить, представить себе персонажи. Некоторые дети перечитывают несколько сказок и выбирают ту, которая им больше по душе, находя такие сказки, о которых мы порой даже не слышали. Вот говорят, что каждая работа похожа на своего автора-творца. Так и у детей – есть как бы свой творческий почерк. За этим процессом очень интересно наблюдать. Например, девочка готовит сказку по гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Лепит персонажей из глины, а голова, руки, ноги – из проволоки. Дети шьют сами одежду, ищут ленты, украшения, создавая свои авторские работы.

Спасибо черкасским мастерам, которые проводят с нашими детьми мастер-классы. Городские власти поощряют участие детей в различных акциях. Так, в этом году наши дети готовили авторские деревянные игрушки для украшения городской елки. На Рождество проходил конкурс «Рождественская игрушка», где дети делали из соломки пауков (ажурная игрушка для украшения хат, которая благодаря мерцанию горевших свечей, создавала замысловатые тени на стенах), а из кукурузных листиков и натуральных материалов – ангелов.

Мы готовимся представить свои деревянные расписные пасхальные яйца на предстоящей акции в Киеве, где будет предоставлена отдельно оформленная арка для каждой области Украины.

Кроме того, что дети выезжают на разные конкурсы и фестивали, мы отправляем свои работы на выставки за границу, где тоже занимаем призовые места, как, например, в Латвии. В этом году уже отправили 16 работ в Чехию и Великобританию.

Сейчас мы готовимся к очередной годовой творческой выставке «Сказочный свет детства», которая состоится 26 марта 2013 года.

- Значит, Черкассы занимают в Украине далеко не последнее место в истории украинской игрушки, развитии народного творчества?

- Да, более того, мы одни из первых в Украине. Черкащина богата творческими людьми, талантливыми мастерами. У нас есть на кого равняться, у кого учиться. Так, в писанкарстве  известна Ольга Мартынова, известный черкасский мастер по созданию традиционных кукол-мотанок – Наталья Кузьменко, специалист по вышивке – Татьяна Дубовец, которая вышивает просто шикарные традиционные украинские шали, хустки (платки), расшивая их бисером, гладью. В Уманском районе Черкасской области живет заслуженный мастер Украины, на которого стоит равняться в искусстве керамики, созданию свищиков - Анжела Драч.

- Галина, спасибо большое за такую содержательную и теплую беседу. Удачи Вам и вашему творческому коллективу.         

          

Елена Юхименко: «В украинской игрушке скрыт сакральный смысл от истоков народной мудрости»

В небольшом отделе Елены Юхименко, который хозяйка ласково назвала «Оленка-Хеленка», представлена разнообразная продукция, игрушки, сувениры, украшения ручной работы черкасских мастеров.

Елена Юхименко

- Здравствуйте, Елена! Что повлияло на открытие вашего творческого отдела?

- В Черкассах такой отдел был создан впервые. Сейчас уже есть последователи, а начинала я все еще полтора года назад. Сама я человек творческий, рисовала батики, занималась витражной росписью на стекле. В итоге столкнулась с проблемой, как и где это все показать людям. Начала с поисков в интернете ручной работы в Украине и обнаружила выставку-ярмарку  «HANDMADE в Черкассах». Я попала на 2-ю выставку, а 2-3 марта этого года уже прошла 10-ая выставка.

Попала на выставку, познакомилась с другими мастерами, появились общие друзья, интересы. Но,  выставки проходят не так часто, а творчество развивается и хочется, чтобы люди увидели твои новые работы, покупали их. Где это все осуществлять? Попытала было счастья на рынке, но это не тот уровень и не тот покупатель. Пришла к тому, что надо создать свой магазинчик. Полтора года назад нас, энтузиастов, собралось всего 15 мастеров, поддержавших эту идею своими работами. Сейчас свои работы в магазин уже сдают более 120 мастеров.

Я постоянно знакомлюсь с новыми мастерами, ищу новые техники. Люди творческие приходят сюда, как в музей, не только купить, но и вдохновиться. Те же мастера приходят, минут 10-15 созерцают, и уходят с новыми идеями, чтобы творить дальше.

- Какие направления народного творчества представляют работы вашего магазина? Есть ли игрушки?

- Тут представлены разнообразные направления. Картины, вышивка гладью на органзе, бисерное плетение картин, вышивка лентами, кофейная тема, батик, объемная лепнина из папье-маше и из соленого теста. Из игрушек самые разные направления. Тильды – скандинавские игрушки, чулочная техника – игрушки-пупсы из чулков в разных вариантах, вязаные куклы - японское направление, вальдорфские куклы.  Это экологически безопасные для детей куклы, выполненные только из натуральных тканей и материалов. Вальдорфские – немецкие куклы, сделаны из жгутов хлопковой бумаги, со свернутой внутри материей. Есть куклы, вязанные крючком и на спицах.

- Есть что-то из украинских народных кукол?

- Обязательно есть. Вот куклы-мотанки – маленькие обереги-бажанки («бажання» - в переводе с украинского «желание»), исполняющие желания. Приобретается, как личная кукла, которая работает на тебя, оберегает, помогает исполнять желания. Есть куклы-мотанки для незамужних девушек и замужних пани.

В украинской игрушке – тряпичной кукле - скрыт сакральный смысл от истоков народной мудрости. При любой болезни, неприятности, негативе, происходящем в семье, эти куклы сжигали, чтобы убрать негатив из дома. Однако, это совсем не куклы-вуду, ибо они несут только положительную энергию. Кроме того, куклы одеты в украинскую одежду, которая украшена символической вышивкой.

Кукла-мотанка

Например, в основе  куклы-мотанки берегини - кукурузный початок, символизирующий плодородие женщины. Фартук, который одет на кукле, оберегает женское начало, крест на лице имеет старославянское сакральное значение, обозначающее мужское и женское начало.

Представлены также украинские сувенирные куклы с травами внутри, которые одеваются на чайники и чашки, или вешаются в машинах. Это более современные куклы, но и они одеты в национальные костюмы, полностью передающие украинский колорит, орнамент. Юбки, жилетки, мужские сорочки  расшиты узорами в символических украинских цветах – белом, черном, красном. Куклы украшены намистом - бусами из кораллов, засушенных ягод, а на женских фигурах - украинский платок, повязанный особым способом.

- А травы?

- Травы при заваривании чая дают успокоительный эффект – своеобразная украинская народная ароматерапия. Они действуют, как и наши свечи с травами, что намного эффектней, чем ароматические масла.

Украинские народные игрушки – мотанки, тряпичные куклы, куклы, плетенные из соломы, из ленточек, принято было делать из всего, что попадало под руку и это умели все.

- Есть ли у вас керамические игрушки, сделанные Галиной Тимошенко?

- Да, конечно. Обратите внимание на глиняные свищики, созданные Галиной. Они сделаны из натуральной обожженной экологически чистой глины, расписаны, украшены разноцветными лентами. Вот, например, игрушек-лошадок много, но нет ни одного повтора в оформлении. Каждая лошадка украшена своим рисунком из цветов, бабочек, грива - из ленточек разного цвета. Это и есть народное творчество украшения глиняных игрушек. Плюс, в умелых руках игрушки издают переливчатый свист - украинскую мелодию. Именно для этого в корпусе игрушки в особом порядке сделано четыре отверстия.

- А что это за деревья-шары, оформленные в украинском стиле?

Вообще-то это, сделанные вручную, топиарии – европейские деревья счастья, выполненные в виде шаров: шары из кустов, роз, даже пуговиц. Но наши мастера создают топиарии с украинскими мотивами, национальным акцентом. Вот дерево, шар которого выполнен из фруктов, ягод, цветов подсолнуха, которые символизируют богатство украинской земли, наших садов, полей.

Таким образом, живут, сохраняются, передаются детям национальные традиции украинских мастеров и создаются новые, современные образы украинского народного творчества.

- Спасибо, Елена, за интересный рассказ. Пусть ваш отдел пополняется новыми работами, которые смогут увидеть и приобрести покупатели.

 

Ирина Олефиренко, спецкор портала «Сегмент.Ру» (Черкассы, Украина)

Фотографии автора

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza