Главная Мнения Виктор Кайе: "Спасибо папе за фамилию, ставшую моим брендом"

Виктор Кайе: "Спасибо папе за фамилию, ставшую моим брендом"

31.01.2013 в 16.34 5320Просмотров: 5320 0Комментариев: 0

Взяв в руки какую-либо игрушку, человек, как правило, не задумывается, какой путь она прошла, прежде чем попасть на прилавок магазина. Как и любой другой творческий процесс, рождение игрушки начинается с идеи. Иными словами – с изобретения. О том, как живется изобретателям игрушек в России и о чем надо знать начинающему разработчику, мы пообщались с известным инженером-изобретателем игрушек Виктором Августовичем Кайе.

— Виктор Августович, начать беседу хочется издалека. Насколько мне известно, изобретательской деятельностью Вы занимаетесь уже не один десяток лет. А с чего началось Ваше увлечение?

— Да, вот уже 34 года занимаюсь, с 1979 года, — полжизни отдал этому делу. Есть известное изречение: "Все мы родом из детства". Поэтому, на мой взгляд, первая причина увлечения состоит в том, что я "не доиграл" в своем послевоенном детстве, поскольку игрушек у меня почти не было.

Другая причина — я начал делать игрушки для своего сына (он родился в 1977 году), да так и не остановился, стал подавать заявки на изобретения, промобразцы, участвовать в конкурсах и выставках игрушек, внедрять их в производство и т.д. То есть подтверждается известное изречение известного политика: "Главное — начать!".

— Сколько изобретений на Вашем счету? А сколько из них удалось реализовать в производстве?

— За 34 года разработано около 1000 игрушек и игр, признано изобретениями — 28 и промобразцами — 4. Больше я не стал подавать заявки, на это требуется много времени, а в постсоветское время — и денег.

В России (Смоленск, Москва, С-Петербург, Краснокамск, Ревда) внедрены 3 настольные игры, 12 игр с карточками, 3 строительных набора, 2 мозаики, 1 набор волчков, 8 наборов мягких модулей, 14 наборов из пенополиэтилена — всего 43 позиции (из них только 4 позиции защищены одним патентом на промобразец).

В ФРГ по моей беспатентной лицензии с 2003 года изготавливают 3 настольные игры.

Хотели изготавливать еще 2 позиции — набор карточек и набор кубиков, который владелица фирмы назвала "гениальным". Но предложенный незначительный единовременный гонорар за эти уникальные разработки меня не устроил. Я решил изготавливать эти игрушки сам.

В общей сложности внедрено 43 позиции из 1000. На мой взгляд — немало для одного изобретателя с учетом ситуации с внедрением в СССР, а теперь и в РФ. Кроме того, я сам изготавливаю авторские волчки, наборы карточек и наборы кубиков, "Зеркальный конструктор", игру "Посадка самолета". Умельцы-токари точат по моему заказу деревянные волчки и колечки.

— Глядя на Ваши многочисленные разработки, не перестаю удивляться: откуда берется фантазия? Где Вы черпаете идеи для творчества?

— Есть известная фраза "идея пришла к голову" (психологи говорят — инсайд-озарение).

У меня несколько вариантов этого прихода. Первый — идея приходила в основном через глаза. Фантазия берется из головы — глаза видят (проявляется наблюдательность), мозг придумывает, изощряется. Случайный взгляд на какой-либо предмет или чертеж дает импульс мысли, и таким образом рождается идея новой игры или игрушки.

Талантливый человек талантлив во всем - на счету
Виктора Кайе около 500 авторских песен и 1000 стихов

Другой вариант — идея приходила в предрассветные часы, когда "вчера" уже ушло, а "сегодня" еще не наступило. Если мне не спалось, то в этот короткий промежуток времени из подсознания выходило то, о чем я раньше думал, что видел. Я записывал идею на листочке, засыпал опять, а днем составлял заявку на изобретение.

Третий вариант — новая идея приходила благодаря случайному стечению обстоятельств, когда срабатывала моя готовность изобретать. Я просто мысленно добавлял что-то и рождалась новая игра или игрушка.

Например, я гулял с собакой, смотрю — на снегу лежит треснутая перевернутая вверх дном детская ванна, у которой по краю есть желоб. Я мысленно положил в этот желоб шарик и прокатил его. Так родилась идея моей игры "Тир Кайе". По сути это напольный кегельбан — в изогнутую пусковую трубку опускают шарик, который катится по полу в сторону двух мишеней с поворотными флажками, на которых есть цифры). Или другой пример. Испытывал я в ванной с водой свои блесны — я рыбак с 7 лет — вошел пятилетний сын, держа в руках обычную воронку раструбом вниз. Я взял воронку, стал опускать ее в воду таким же образом, услышал звук. Значит, есть сила - за счёт выталкивания воздуха поверхностью воды под раструбом, опускаемым в воду. Я взял кусок пенопласта, вставил в воронку и ударил раструбом воронки по воде — пенопласт взлетел вверх, как ракета. Так родилась идея моей игрушки "Скайер", которая впоследствии получила золотую медаль международного салона "Архимед-2002".

Четвертый вариант — открытие новых возможностей старой идеи. Сделать это позволяло более глубокое изучение моей игрушки или игры через несколько лет новым взглядом, с новых позиций, с учетом практики применения, жизненного опыта, ситуации на рынке игрушек.

Пятый вариант — новые идеи возникали во время проведения игротек и интеллектуальных занятий с детьми. При этом в моем случае большое значение имеет судьба и жизненный путь изобретателя. Первые 30 лет жизни я прожил в доме 29 по ул. Горького возле пл. Маяковского, во дворе позади зала Чайковского: видел танки, пушки и ракеты, грузовики с солдатами, которые шли на парад. Может, поэтому я изобрел два игрушечных танка, игрушечный грузовик и игрушечные ракетные установки. Да кстати, есть и гендерная составляющая - наверное, только изобретатель-мужчина создает военные игрушки.

Свою роль сыграло полученное во времена СССР образование: 7 классов в 122 школе — на ее месте, кстати, как я узнал позже, до 1937 года стояла небольшая церковь Христа Спасителя; среднетехническое (МРПТ, гироскопические приборы — отсюда волчки) и высшее (МГТУ им Н.Э. Баумана, системы автоматического управления летательными аппаратами — отсюда игрушечные ракетные установки и самолеты), Высшие патентные курсы. Такое образование хорошо отшлифовало извилины.

Судомодельный кружок в школьные годы и срочная служба на Северном флоте дали мне толчок к изобретению игрушечных судов и устройств к ним, занятия стрелковым спортом — к разработке "Тира Кайе".

Хорошую подсказку можно разглядеть, изучая отечественные и иностранные патенты на изобретения и промобразцы в ВПТБ (Всероссийская патентно-техническая библиотека — прим. ред.). Иногда смотришь чертежи в чужом патенте, добавляешь свое и подаешь заявку на изобретение.

Я побывал в 22 странах мира — от Вьетнама до США. Изобретатель должен путешествовать и общаться. Посетил выставки и игротеки в Москве, Витебске, Ярославле, Лейпциге, Нюрнберге, Берлине, Ханое, Праге. Выставки позволяют апробировать свои игрушки и игры, дают педагогический опыт общения и игры с детьми и взрослыми.

В музее игрушки в Сергиеве-Посаде и по книгам я изучал историю игрушек, по каталогам и на выставках в Москве и Нюрнберге - рынка игрушек.

Волчок "Планета Земля"

Важными для меня стали встречи и дальнейшее общение со светилами педагогической науки С.Л. Новоселовой, которая с 1987 г. поддерживала мою игрушечную деятельность, и Л.А.Парамоновой, которая в 2008 г. пригласила меня на работу в НИИ Дошкольного образования им. А.В. Запорожца, где в лаборатории игры и развивающей предметной среды я работаю до настоящего времени.

И, наконец, могу отметить участие в движении НТТМ (научно-техническое творчество молодежи — прим. ред.) и конкурсах игрушек, работу в ЦК ВЛКСМ в течение года в рабочей группе по созданию ВАО "Развитие", занимающейся разработкой и производством игрушек, занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии.

— Есть ли у Вас любимая игрушка собственного изобретения — так сказать, предмет гордости?

— Все мои игрушки и игры мне дороги, я их "папа Карло", а они мои детки. Но, естественно, в разное время у меня были разные любимые игрушки — напольные игры "Тир Кайе" и "Посадка самолета", побывавшие со мной в 9 странах мира, танк-амфибия, волчки "Апельсин" и "Планета Земля", настольные игры с карточками "Радуга Кайе", "Лабиринты", "Соты Кайе", "КРАБЕРО Кайе", зеркальный конструктор, игрушка "СКАЙЕР", строительный набор "Стройкайе", набор "Геометрики Кайе". Сегодня мои любимцы — "Кубики Кайе" и игра «Радуга Кайе».

Спасибо моему папе за фамилию, ставшую моим брендом.

— А первое свое изобретение помните?

— Конечно, помню, ведь я его придумал в 1979 году в троллейбусе, в котором ехал из Всесоюзной Патентной библиотеки после изучения патентов. Набросал чертежик и подал заявку на "Игрушечную ракетную установку" (работая на фирмах Кузнецова и Пилюгина я знал, что это такое). Это была головная часть ракеты, у которой при ударе о преграду отстреливались 4 боеголовки — понарошку, конечно. А прототипом была игрушечная ракетная установка, которую я случайно увидел в Бюллетене изобретений на работе в НИИАП. Как я позже понял, многое из случайного в жизни на самом деле неслучайно, это подсказки судьбы на твоем пути.

Но первое по времени мое изобретение, в 1969 году, было не игрушечным, а секретным. Кстати у меня есть изобретения и в других областях: пожарная техника, хозтовары, спорттовары.

— Ни для кого не секрет, что разработка игр и игрушек в нашей стране — дело непростое. С какими проблемами сталкивается изобретатель в России?

— Буду вести речь об игрушечном секторе, ситуацию в других не изучал. Для изобретателя изобрести игрушку или игру — дело привычное, не проблема. Это в его власти, это то, что он должен уметь и любить делать. Придумал, начертил чертеж общего вида, провел патентный поиск, подал заявку. Если есть свободные деньги, за него это сделают другие.

Если патент получен, то проблема изобретателя — в поддержании патента, в уплате ежегодных пошлин. А вот внедрить в производство игрушку или игру — дело для изобретателя чрезвычайно сложное.

Буду говорить о проблемах в собственной практике процесса внедрения:

  • необходимость найти предприятия — производителей игрушек и игр с учетом подходящей для изобретения технологии производства;
  • встреча с руководителем — необходимо приехать на предприятие (или пригласить его к себе домой) и провести переговоры о возможном заключении договора о передаче автором прав на производство его игрушки или игры (кроме встреч в Москве я побывал в Смоленске, Узловой, Киеве, Новосибирске, Тбилиси, Паневежисе, Ужгороде);
  • отсутствие у предприятия инвестиций на изготовление пресс-форм (если материал игрушки — пластмасса), поэтому в основном мои внедренные игрушки и игры — из картона, дерева, пенополиэтилена, поролона в чехле из искусственной кожи, вспененного полистирола и только три набора — из пластмассы;
  • отсутствие у изобретателя средств на защиту своих идей в РФ и за рубежом (невозможно плодовитому изобретателю защитить много своих разработок — пошлины за подачу большого количества заявок и поддержание патентов требуют больших денег да и времени, жизни не хватит все защитить);
  • отсутствие средств на изготовление опытных образцов;
  • отсутствие средств на участие в профильных выставках в РФ и за рубежом.

— Почему отечественные компании неохотно сотрудничают с изобретателями?

— Сказывается нежелание внедрять разработки постороннего изобретателя, ведь в компаниях есть свои авторы, нежелание тратить деньги на подготовку производства — особенно на пресс-формы). Некоторые не хотят расширять ассортимент или платить автору в случае внедрения изобретения.

— Приходилось ли Вам сталкиваться с кражами Ваших идей?

— Да, конечно. Об этом я написал в свое время в статье для журнала ИГРОПРОМ. В России нарушают мой патент на промобразец, делают набор — волчок с карточками. Хотя ранее главный инженер этого комбината игрушек увидел мой "Волчок-цветопроигрыватель" на встрече у меня дома и сказал, что не будет ничего моего делать.

В США продают кубики с рисунками моих карточек. Многие идеи, которые я предлагал нашей промышленности 15-20 лет назад, сегодня выпускают иностранные фирмы.

— Как разработчик игр и игрушек может защитить свою интеллектуальную собственность? Есть ли в России действенные правовые инструменты, или на практике они оказываются нерабочими?

— Разработчик игр и игрушек может защитить свою интеллектуальную собственность патентом на изобретение, промышленный образец или полезную модель. Но российский патент защищает только на территории РФ, а другие производители могут увидеть хорошую идею и беспрепятственно воплотить ее вне РФ. Международный патент стоит больших денег, которых нет у изобретателя-одиночки. В случае нарушения патента, тем более международного, у изобретателя нет средств на судебную тяжбу.

В России патентное право защищается Гражданским кодексом, в части 4 все написано.

— Поделитесь, пожалуйста, своим богатым опытом с нашими читателями. Если у меня есть, на мой взгляд, хорошая идея для детской игрушки, как я могу донести ее до потребителя? С чего стоит начать?

— Если есть хорошая идея, а денег свободных нет, то пусть начинающий изобретатель попробует пойти моим путем:

Вариант №1

  • изучить патентный фонд изобретений, промышленных образцов или полезных моделей в том классе, к которому относится его игрушка или игра;
  • найти прототип и оформить заявку на получение патента.

Вариант №2

  • не защищая патентом, искать производителя — потребителя вашей идеи. А потребителем продукта, то есть вашей идеи, изготовленной производителем, станет покупатель игрушки в магазине.

— Есть ли негласные правила оформления изобретения? Может быть, необходима какая-то конструкторская документация?

— Негласных правил оформления изобретения не существует. Есть единый порядок оформления заявки на получение патента РФ на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Можно найти это в интернете.

 Какая-то особенная конструкторская документация не требуется. Нужны описание и формула (текст), а также чертеж общего вида, необходимые виды и разрезы (в случае с изобретением и полезной моделью) и фото (если это промобразец).

— Вы часто бываете за рубежом. А как там обстоят дела с изобретательской деятельностью?

— Я с 1988 года по 1997-й участвовал в зарубежных выставках, бывал за рубежом в командировках в составе и во главе делегаций. Но там были другие задачи и другая работа. В связи с этим я не изучал, как живется изобретателям за границей. Но, судя по увиденному мной в 80-х годах количеству авторских свидетельств на игрушки в СССР (2 папки) и патентов США (несколько шкафов), за рубежом дела с изобретательской деятельностью обстоят намного лучше.

Да и в настоящее время по ситуации на рынке игрушек в РФ можно сделать тот же вывод — только 8% рынка игрушек в собственной стране занимают российские фирмы.

— Куда может обратиться начинающий российский изобретатель, если ему нужен совет или помощь в распространении идей?

— Вариантов несколько:

  1. Следует участвовать в выставках игрушек в России и конкурсах.
  2. Можно обратиться в Ассоциацию индустрии детских товаров.
  3. Вступить в Инновационный клуб АИДТ - сообщество изобретателей, разработчиков, игротехников, специалистов сферы организации детского игрового пространства, предметно-развивающей среды, игровых средств развития, воспитания и обучения, детской игровой культуры.
  4. Обратиться в Московскую Городскую Организацию ВОИР.

Кроме собственных усилий изобретателя за него эти усилия никто не будет предпринимать. Как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Резюме: для изобретателя игрушек его изобретательство — это галера, к которой он сам себя приковал невидимыми цепями, и надо грести и грести, может быть, тогда получится достичь цели. Или надо всё бросить.

 

Беседовала Оксана Пиккель, «Игрушки.Сегмент.Ру»

 

Справка Toys.Segment.Ru:

Ф.И.О. Кайе Виктор Августович
Дата рождения: 26 декабря 1944 г. г. Москва
Воинская служба:
1964-1966 гг. – срочная служба на Северном флоте, старший матрос, флотский специалист по ремонту гидроштурманского вооружения.
Образование:
- среднее техническое – окончил Московский радиоприборостроительный техникум по специальности «Гироскопические приборы»,
- высшее техническое – окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Системы автоматического управления летательными аппаратами»,
- дополнительное - высшие патентные курсы, УМЛ.
Работа:
С 1964 по 1975 гг. – техник -:- старший инженер НИИ ПМ.
C 1975-по 1990г. – ст. инженер НИИ  АП.
С 1990  по 2005 г. - директор ООО «Скайер-Интайм»» (разработка и освоение в производстве новых игрушек  и игр), кроме того, индивидуальный предприниматель  (свидетельство №30470000529781).
С 2005- 2008 г -директор ООО «СКАЙЕР».
С 15.04.2008 г. – младший научный сотрудник НИИ Дошкольного образования  им. А.В. Запорожца (лаборатория игры и развивающей среды).
C ноября 2012 г. – научный сотрудник.
Почетное звание или ученая степень, звание, участие в общественных объединениях:
академик Академии изобретательства, член общества «Россия-Норвегия», член Благотворительного Совета Московского фонда культуры, член правления организации «Мир океанам», член ВОИР.
Правительственные награды:  
Медаль «20 лет Победы над Германией», Почётная грамота Департамента образования Правительства Москвы.
Награды общественных организаций:
орден «Во имя жизни на Земле», медаль «50 лет ВОИР», почётные грамоты, дипломы и благодарности.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
Гость Sergey Proutorov
Большое спасибо за публикацию, труд Виктора Августовича, безусловно, заслуживает уважения, однако несколько удивило отсутствие какого бы то ни было упоминания о Генрихе Сауловиче Альтшуллере — нужели его труды и разработки, в частности — ТРИЗ, не оказали никаого влияния на творческий путь Виктора Августовича? Спасибо! С уважением, Сергей.
Ответить
Гость Кайе
 
Уважаемый Сергей!
22 мая 2016 увидел Ваш единственный отклик на моё интервью.
Спасибо!
Отвечаю:
 
Я в курсе ТРИЗА, методов фокальных объектов и  т.д. 
Но ими никогда не пользуюсь.
У меня другое — как сказала мне психолог — у меня инсайд -озарение, плюс те «приёмы», что я описал в интервью.
Плюс интуиция — я начинаю исследовать то, что изобрёл и нахожу новое, поскольку смотрю на свой объект в другое время и с новыми мыслями  и опытом, Плюс я много лет играю с детьми в свои игрушки и игры и вижу много нового).
Мой главный «способ» — увидел предмет, чертёж, фото, ситуацию и т.д.  и пришла мысль — идея игрушки, игры, противопожарного устройства и др. 
Насчёт «ситуации» (из истории моей жизни):
Ситуация №1
Много лет назад увидел, как горел бензин на бензоколонке возле Ленинградского вокзала. Моментально  пришла в голову идея сделать огнегасительное одеяло, которое будет разворачиваться,  как тёщин язык, сжатым углекислым газом, часть которого будет выходить снизу одеяла и тоже гасить пламя.
Подал заявку, получил авторское свидетельство на изобретение .        «Устройство для тушения  возгорания»   № 957923 (приоритет23.03.1981г.)            
Статья о нём опубликовано в журнале «Пожарное дело».
Ситуация №2
Зимой возле МКАД в нашем 5 МКР Тёплого Стана горел Хозблок, в котором были размещены магазины, почта и др.
Пожарные подвели пожарный рукав с водой, рукав порвался, вода хлестала на снег и не тушила пожар. Моментально  пришла в голову идея — создать устройство для быстрого сращивания 2-х концов оборванного рукава и восстановления герметичности пожарного рукава для продолжения тушения пожара.
 Подал заявку, получил А.С. на изобретение  № 1222392  (приоритет 13.07.1983)  «Соединительное приспособление  для гибких трубопроводов „КАЙВА“. На опытном заводе НИИАП в 1986 г. были изготовлены 3 опытных образца, успешно испытаны в войсках. Мне вернули только один образец, который лежит у меня дома уже 30 лет.
 Изобретение отмечено Дипломом и серебряной медалью Международного Салона „АРХИМЕД-2001“.        
   Несмотря на мои обращения в МЧС, внедрения в производство нет.
Меня пыталась исследовать г-жа Козырева и я с удивлением прочитал её рассуждения о моём творчестве, где она всё разложила по полочкам со своей точки зрения.
    С.Л. Новосёлова, которая поддерживала моё творчество с 1987 года, говорила, что меня самого надо изучать, почему я такой.
Наверное, не зря меня назвали „Советским Рубиком“ —  в конце концов я изобрёл свой уникальный „КУБИК КАЙЕ“, отмеченный дипломом конкурса „Инновации для детства“ в СКОЛКОВО в 2015 году. Увидев этот мой кубик,  директор немецкой фирмы  |Dusyma  воскликнула „Гениально!“.
Но как и прежде нашему уважаемому ИГРОПРОМУ не нужны мои игры и игрушки.
А мне уже 71 год. И всё моё творчество скоро уйдёт вместе со мной.
 
 
 
 
 
 
Ответить
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza