Главная Мнения Юрий Михайличенко, "Российская ассоциация франчайзинга": "Бренды, которые раньше не задумывались о франчайзинге, на скорую руку формируют франшизы. Это опасно"

Юрий Михайличенко, "Российская ассоциация франчайзинга": "Бренды, которые раньше не задумывались о франчайзинге, на скорую руку формируют франшизы. Это опасно"

15.05.2015 в 13.38 792Просмотров: 792 0Комментариев: 0
В ближайшие годы у российских компаний есть возможность освоить глобальный рынок. Причем хороших результатов, благодаря франчайзингу, могут добиться регионы.

Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга: "Потенциал рынка франчайзинга в России вполне сопоставим с потенциалом рынка таких стран, как Бразилия, США, Китай (по количеству населения и благосостоянию). Только он у них заполнен на 90 %, а мы пока отстаем по абсолютным показателям примерно в 10 раз."

О том, почему рынок готового бизнеса активно развивается, какие тенденции наблюдаются в сфере франчайзинга и что будет дальше, мы поговорили с исполнительным директором Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрием Михайличенко.

– Юрий Николаевич, с чем вы связываете возросший интерес к готовому бизнесу?

– В условиях кризиса и снижения покупательной активности населения упали операционные прибыли практически всех игроков потребительского рынка. Исключение составляет продуктовый ритейл. Компании стараются сократить разрыв в прибыли за счет расширения сети. Собственных средств у них на это, как правило, нет, а кредиты с такими ставками не являются лучшим выходом. В этих условиях франшиза становится тем спасательным кругом, на который надеются компании. Поэтому бренды, которые раньше даже не задумывались о франчайзинге, в спешном порядке и зачастую «на коленке» формируют франшизные пакеты. Они начинают их продвижение, обещая потенциальным франчайзи золотые горы. По нашему мнению, это очень опасная тенденция. В то же время частные инвесторы все чаще выбирают франшизу как объект инвестиций – вместо вложений в недвижимость и в средства роскоши. Готовый бизнес в условиях кризиса выглядит более стабильным с точки зрения сохранения денег.

– Какие франшизы пользуются наибольшей популярностью у российских предпринимателей? Из каких сфер, в каких ценовых рамках?

– Безусловно, наибольшей популярностью пользуются известные бренды, но и региональные игроки от них не отстают. Инвесторам в регионах известности местной сети вполне достаточно для запуска еще одного предприятия по франчайзингу, а условия у регионального оператора при старте могут быть очень привлекательными. Популярность сейчас набирают операторы с небольшими инвестициями 1–4 млн рублей. За эти деньги вполне можно открыть точку фаст-фуда или ритейла.

– Можно ли говорить о сформировавшемся портрете предпринимателя, приобретающего франшизу? Какой он?

– Адекватный. Это определение наиболее точно описывает портрет франчайзи, которому нормальный франчайзер доверит свой бренд.

– В этом году Российская ассоциация франчайзинга выступила с инициативой создания Национального реестра франшиз. Как отреагировали на нее правообладатели франшиз?

– Сейчас в реестре 81 франшиза, и заявки продолжают поступать. При общем объеме рынка в 800–1000 франшиз мы надеемся к сентябрю собрать не менее 300 франшиз. Какая-то часть компаний традиционно не будет участвовать в переписи, а половина, я боюсь, не подойдет под формальные критерии.

– Расскажите, кто и по каким критериям проверяет франшизы?

– У нас есть три основных критерия. Во-первых, заявка должна быть от реального юридического лица или предпринимателя с подписью, печатью и реквизитами. Сейчас много ненастоящих франшиз, и такое требование служит способом защиты от них. Во-вторых, у компании должно быть хотя бы одно франчайзинговое предприятие. В-третьих, должны быть зарегистрированы права на товарный знак /знак обслуживания. Это формальные требования, но без них франшиза не является франшизой.

Процесс носит уведомительный характер. Компании направляют анкеты, которые принимаются исполнительной дирекцией Ассоциации и проходят экспертизу. При соответствии формальным критериям документы направляются на рассмотрение Комитета по стандартам ассоциации. Если франшиза соответствует указанным трем критериям и на нее не получен отрицательный отзыв комитета, то она размещается в реестре.

– Список франшиз, прошедших проверку, будет публиковаться в СМИ, на сайтах органов власти. А что будет с теми франшизами, которые проверку не пройдут?

– К сожалению, Ассоциация не может углубленно и по существу проверить франшизы не членов РАФ, поэтому мы размещаем информацию в том виде, в котором она к нам поступает. Ассоциация может гарантировать качество франшиз только своих членов. Задача реестра – отсечь откровенно липовые франшизы и собрать статистику, а при наличии обоснованных возражений участников рынка – не включать или исключать из реестра франшизы недобросовестных компаний.

– Каких франшиз, по вашему мнению, не хватает на рынке?

– Потенциал рынка франчайзинга в России вполне сопоставим с потенциалом рынка таких стран, как Бразилия, США, Китай (по количеству населения и благосостоянию). Только он у них заполнен на 90 %, а мы пока отстаем по абсолютным показателям примерно в 10 раз. Иными словами, у нас не хватает: разнообразности концепций франшиз в общественном питании, франшиз в ритейле, B2B секторе, производстве, ЖКХ, уходе за пожилыми людьми и детьми, здравоохранении, гостиничном бизнесе, малоэтажном строительстве, прокате автотранспорта и оборудования и так далее. Давайте честно, хотя бы сами себе, признаемся – рынок России пустой, особенно в регионах. Многие псевдоэксперты могут возразить: кризис, не до франчайзинга нам сейчас, дорогие кредиты и низкая покупательная способность. На что могу возразить я: без франчайзинга, успешных бизнес-моделей мы не сможем «закрутить» внутренний рынок, создать проводящие сети для импортозамещенных товаров, вовлечь деньги населения в экономический оборот. Деньги должны работать, причем по малому кругу, в регионе. Тогда и у населения они появятся. Хватит вкладываться в дорогие иномарки и недвижимость. Давайте заниматься предпринимательством, только давайте делать это красиво.

– Юрий Николаевич, как вы видите дальнейшее развитие рынка готового бизнеса?

– Он будет расти быстро и из регионов. Мы учимся работать по мировым стандартам и уже сами создаем неплохие бренды. Кризис заставит предпринимателей считать деньги и отучит заниматься самодеятельностью. Небольшая группа из 2–3 тысяч предпринимателей будет создавать и совершенствовать концепции, остальные – работать по франшизе: на проверенных бизнес-моделях, оптимизированных процессах. Классические стартапы и пустые инновации – не для кризиса. Здесь и сейчас главное – производительность труда, безошибочность технологии, лучшие условия по поставкам, лояльность потребителя и высочайшие стандарты деятельности. Франчайзинг поменяет лицо большей части рынка. Так было во всех странах – мы не исключение. Наконец-то у нас появится достаточное количество мощных национальных брендов для международной экспансии. Нам нужно не сидеть ощетинившись за забором, а уже сейчас строить планы по несырьевому экспорту. Пора заводить денежные потоки из-за рубежа, продавая франшизы в другие страны. Мы самая креативная страна мира, а нас меньше всего на глобальном рыке. Дальнейшее развитие рынка – за франчайзингом.

Татьяна Криницкая, портал «Тюменский Бизнес-журнал Онлайн»

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza