Главная Жизнь отрасли Образовательные центры – будущее ритейла

Образовательные центры – будущее ритейла

16.04.2013 в 14.08 1503Просмотров: 1503 0Комментариев: 0
Количество торговых комплексов в крупных городах достигло необходимого числа, более того – они построены с избытком. При этом, по мнению экспертов, в ближайшее время будет активно расти e-commerce – т.е. большая часть оборота торговли уйдет в Интернет. Наступает момент, когда владельцы торговых центров должны задуматься, чем они смогут привлечь посетителей через 10 лет.

Таким спасательным кругом могут стать центры образования, развития и развлечения детей, уверены участники конференции «Законы формирования детского торгового пространства», организованной газетой «Ведомости». Символично, что данная конференция прошла на территории «Академии талантов» - центра профессионального дополнительного образования, расположенного в петербургском ТРК «Гранд Каньон».

В круглом столе приняли участие маркетинговый директор компании «Мосигра» Сергей Абдульманов, директор филиала GVA Sawyer в СПб Николай Вечер, коммерческий директор компании «Котофей» Владимир Карев, директор по развитию Prisma в России Марита Коскинен, и.о. управляющего гипермаркетом «Бегемот» Наталья Дмитриева, директор по продвижению NAI Becar Екатерина Емельянова, партнер компании S.A.Ricci и автор проекта детского центра «Дивный город» в ТРК «Гранд-Каньон» Борис Юшенков, генеральный директор компании "Сказочный лес" Федор Гавриченко, генеральный директор «Академия талантов» Валерий Астанчук, руководитель проекта сети детских кафе "Цыпленок и огурец", ГК "Овентал", Юлия Ольховская и директор филиала SPN Ogilvy в СПб Татьяна Меркулова.

Николай Вечер рассказал присутствующим о результатах исследования торговой недвижимости, проведенном в 2012 году среди крупнейших сетей розничной торговли детскими товарами. В исследовании приняли участие 21 торговая сеть – 70% от общего числа. По данным GVA Sawyer, 38% магазинов располагается на площади от 50 до 100 кв.м, 29% - 100-500 кв.м. Большинство сетей (75%) представлено преимущественно в торговых центрах, остальные – исключительно в ТЦ. Что касается распределения сетей среди двух ключевых городов, почти половина из них представлена только в Москве (48%), всего 9% - только в Петербурге, а в обеих столицах свои магазины имеют 14% сетей. Интересно, что 20% ритейлеров совершенно не удовлетворено качеством рынка торговых площадей, при этом наименьшая удовлетворенность наблюдается в регионах.

Что касается планов по развитию, большинство опрошенных (44%) планируют развиваться за счет собственных ресурсов, 28% пойдут по пути франчайзинга, а 11% - задействуют оба варианта. Приоритетными городами развития являются города-миллионники, только 10% компаний планируются развиваться в рамках «домашних» рынков. Ни одна сеть не заинтересована в стрит-ритейле, подавляющее большинство розничных продавцов намерено открывать магазины в торговых центрах.

Подводя итоги исследования, Николай Вечер выделил основные векторы развития детского сетевого ритейла: 1) большая часть сетей планирует открываться в крупных городах, 2) очень мало сетей будет следовать стратегии уплотнения, 3) отсутствие в регионах оптимального предложения «цена-качество» в связи с развитием на рынке федеральных сетей. Эксперт также отметил, что практически никто из ритейлеров не планирует открытие магазинов на Северном Кавказе.

Марита Коскинен рассказала о том, что, несмотря на ориентацию сети Prisma на семьи с детьми, ритейлер не считает себя конкурентом специализированным сетям розничной торговли детскими товарами. В ассортименте финских магазинов присутствует большое количество основных детских товаров, необходимых в повседневной жизни, однако они занимают малую долю от всего ассортимента. Марита также рассказала, что в магазинах Prisma детские товары выставляются на продажу только после того, как их раскрутят специализированные сети.

Вторая часть круглого стола была посвящена оптимальному балансу торговых и развлекательных зон торгово-развлекательного комплекса. Присутствующие обсудили целесообразность организации творческих и образовательных центров для детей на территории торговых комплексов. В качестве наглядного примера выступил «Дивный город» - детская территория торгового центра «Гранд каньон» на пр. Просвещения.

«Дивный город» - это уникальная площадка, аналогов которой нет нигде в России. Борис Юшенков рассказал присутствующим, как развивался проект, как постепенно менялась его концепция. На сегодняшний день в основе «Дивного города» лежат три функции – образование, развлечение и торговля. Если с торговлей все понятно – на территории комплекса открыто несколько разнообразных магазинов детских товаров – то на первые две функции стоит обратить особое внимание.

В качестве образовательного центра в данном случае выступает «Академия талантов», в рамках которой работает несколько «кружков» и образовательных курсов по следующим направлениям: Театр, Музыка, Танцы, Арт, Логика.

Одновременно развитие и развлечение дает детям театр «Плоды Просвещения» - первый театр, расположенный на территории торгового центра. Столь неожиданный и рискованный проект на удивление оправдал себя и в настоящий момент является полноценной театральной площадкой, привлекающей довольно большую аудиторию. Основой репертуара «Плодов Просвещения» являются, конечно же, спектакли для детей, ориентированные на различный возраст. Создатели постарались максимально приблизить дух данного театра к атмосфере классических театров.

Наиболее известным проектом «Дивного города» является «Кидбург» - миниатюрный город для детей, в котором ребята могут примерить на себя различные профессии, узнать их суть, найти себе работу по душе – т.е. по-детски окунуться во взрослую жизнь.

Уникальным проектом является также детско-юношеский скалолазно-веревочный центр «Круча», не имеющий аналогов во всей стране. В нем расположено несколько тематических стен для скалолазания и веревочный парк, все снаряды разработаны специально для детей. Работавший изначально под проведение дней рождений центр в настоящий момент открыт и для обычных посещений.

На круглом столе присутствовали также представители развлекательного центра Happylon, расположенного на территории ТРК «Галерея», и сети творческих мастерских «Цыпленок и огурец», представившие свои проекты.

Специалисты уверены – развитие образовательных учреждений и развлекательных детских центров на территориях торгово-развлекательных комплексов со временем станет тенденцией. Подобные якорные арендаторы формируют постоянный мощный поток посетителей – семей с детьми, являющихся основным потребителем любого ТК.

Эксперты дают неутешительный прогноз: с развитием виртуальной торговли аудитория будет постепенно уходить из торговых центров, выбирая более удобный формат покупок. В таком случае борьба за клиента среди комплексов станет особо острой, учитывая тот факт, что на сегодняшний день их количество в крупных городах зашкаливает. По мнению специалистов, в выигрыше останутся именно те центры, на территории которых будут организованы образовательные и развлекательные секторы. Однако задуматься об этом владельцам ТК необходимо уже сейчас. Федор Гавриченко, гендиректор ООО «Сказочный лес», считает, что в распоряжении отечественных бизнесменов есть всего пара-тройка лет, чтобы основать российские проекты. Совсем скоро рынок изменится до неузнаваемости – инвесторы станут вкладывать деньги в развлекательный сектор, вместо торгового, а в Россию придут иностранцы со своими интересными и перспективными проектами.

Главной проблемой на пути развития образовательно-развлекательных площадок в ТК специалисты единодушно называют высокие арендные ставки, единые для магазинов и детских проектов. Владельцы комплексов пока не понимают всей выгоды, приносимой детскими секторами, однако именно понижение арендной платы для проектов, ориентированных на ребенка, станет основой успеха ТЦ, уверены эксперты.

 

 

Оксана Пиккель, «Игрушки.Сегмент.Ру»

Фото: «Ведомости»

Нравится
В этой рубрике освещаются самые яркие и актуальные события и процессы, происходящие в отрасли.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza