Насколько мультиканальные продажи важны в 2024 году.
Офлайн-игроки расширяют присутствие в онлайне за счёт действующих площадок и подключения новых. И, напротив, интернет-компании начинают размещать товары в моно- или мультибрендовых магазинах.
Стратегия мультиканальных продаж требует перестройки логистических бизнес-процессов, которые становятся более зависимыми от складских площадей, сотрудников и технологий. О том, какие изменения нужны «новому складу» для эффективной реализации мультиплатформенности, рассказал коммерческий директор МОЛКОМ Евгений Смирнов.
Ниже — основные причины перехода ритейлеров к мультиканальным продажам.
Согласно данным TinkoffeCommerce, чуть больше половины покупателей используют только одну площадку.
В 2023 году комиссии универсальных маркетплейсов в среднем увеличились на 25 %. По этой причине селлеры мигрируют на площадки с привлекательными условиями и запускают альтернативные варианты — например, нишевые маркетплейсы или собственные интернет-магазины.
Пользователи начали искать товары на маркетплейсах, набирая в строке поиска название бренда, а не продукта. Вполне вероятно, что это первые шаги к конкуренции торговых марок.
Создавать собственный бренд необходимо, если продавец планирует развивать бизнес на долгосрочной основе и располагает достаточным размером инвестиций.
Несмотря на перетекание трафика из офлайна в онлайн, некорректно говорить об исключении традиционной розницы из стратегии продаж.
Мульти- или монобрендовый магазин — не менее важное звено в дистрибуции СТМ, где покупатель вживую знакомится с атрибутами бренда, продуктом, сервисом и экспертизой.
В 2024 году мультиплатформенность формируется вокруг четырёх основных направлений: универсальных и нишевых маркетплейсов, собственного интернет-магазина и традиционной (офлайн) розницы. Такой подход одновременно требует реорганизации складской и транспортной логистики, при которой концепция «единого склада» становится обязательной.
Мультиплатформенность привносит в логистику три усложняющих фактора.
Подготовка отправлений В2В (бизнес бизнесу) и В2С (бизнес клиенту) становится уникальным процессом, который сложно тиражировать на все площадки, поскольку правила подготовки товаров индивидуальны.
Сборка B2C-отправлений — это поштучный подбор товаров в заказ для доставки в пункты приёма маркетплейсов или до конечного получателя. Чтобы ускорить комплектацию, товары размещают на хранение в мелких ячейках на мезонине, а в зоне сборки и упаковки устанавливаются специальные рабочие столы. Подготовка отправлений проходит под видеокамерами, которые фиксируют, какой товар и каким образом упаковывается, сохранена ли на нём этикетка и маркировка, целостность упаковки и так далее.
В2B-отгрузки возможны коробами и палетами, поэтому здесь применяется стеллажное хранение. Проведение видеосъёмки также необходимо.
Тем не менее, для первого и второго типа отгрузки обязательны учёт сроков годности, адресов отгрузки, серийных номеров и маркировки «Честный знак». Эти данные должны отображаться в WMS (системе управления складом) продавца или логистического оператора.
Необходимо одновременно соответствовать различным правилам сборки и маркировки, обмена данными, выполнять требования по скорости обработки.
Так, маркетплейсы при получении поставок по схеме FBO (когда товар хранится на складе маркетплейса) проверяют соответствие фактических и заявленных в карточке весогабаритных характеристик, оценивают сроки годности и качество упаковки товаров, отслеживают наличие этикеток и маркировки «Честный знак», УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки и так далее.
Следовательно, чтобы пройти процедуру приёма без отказов нужно соблюдать одновременно простое и сложное правило — внимательно изучать требования каждого маркетплейса и отслеживать их изменения.
В правилах разных площадок есть отличия, но общая канва совпадает. В ЛК оформите заявку на поставку, указав список товаров, точные дату и место отгрузки. А перед постановкой сроков будьте уверены, что к этому времени вы или ваш подрядчик подготовят и привезут товар.
- распланировать срок выполнения операций, например, на проверку, упаковку и сборку выделить 24 часа;
- обеспечить наличие необходимого количества сотрудников;
- иметь упаковочные материалы, которые запрашивает маркетплейс;
- подготовить товары;
- проверить сроки годности (при наличии);
- сложить товары в индивидуальную упаковку;
- проследить, чтобы на каждой SKU (единице складского учёта) присутствовали этикетка со штрихкодом, специальная маркировка, например, «Честный знак»;
- в поставку не должны попадать бракованные товары;
- повреждённая упаковка подлежит замене;
- размещать товары согласно запланированным грузовым местам;
- предварительно уточнить, сколько артикулов маркетплейс разрешает разместить на одном грузовом месте, например, паллете;
- крайне важно, чтобы фактическое количество грузовых мест совпадало с тем, которое прописано в заявке;
- промаркировать грузовые места, учитывая удобное место для этикетки, её размер, ровность и целостность;
- доставить поставку в пункт отгрузки, который выбран при оформлении заявки.
В противном случае сотрудники маркетплейса вправе отказать в приёме товаров, а вы потеряете время и удлините сроки логистики на последней миле. Это может привести к отмене заказа по инициативе покупателя и дополнительным издержкам.
При распределении между несколькими складами усложняется контроль за остатками, увеличиваются затраты на закупку и производство, а также повышается процент потерянных товаров.
Очевидно, что для мультиплатформенных отгрузок необходимо объединять 3PL (аутсорсинг для управления цепочкой поставок) и фулфилмент-операции на территории одного склада, а также комплексно обновлять инфраструктуру.
- расширить и зонировать площади;
- закупить дополнительное специализированное оборудование;
- настроить процессы по работе с «Честным знаком»;
- увеличить штат сотрудников;
- не допускать дефицита персонала в высокий сезон;
- ввести операции, обязательные для соответствующей категории товаров — этикетирование, комплектация наборов и другое.
Чтобы укладываться в рамки времени, вводятся KPI (ключевые показатели эффективности) и время нахождения товара в каждом статусе. Например, доля вовремя скомплектованных заказов должна составлять не менее 99,5 %, а период обработки заказа — не более 24 часов.
Приоритетная задача транспортной логистики — выстроить наиболее эффективную схему доставки для каждого из каналов продаж.
Фундаментом является IT. При торговле на нескольких маркетплейсах растёт ассортимент и количество заказов, поэтому без соответствующих IT-решений сложнее распределять задачи внутри склада.
В первую очередь, речь идёт о гибкой и масштабируемой WMS (системе управления складом). Помимо того, что система способна учитывать товары по различным признакам, она должна справляться с приёмом и обработкой большого объёма заказов в высокий сезон.
Вдобавок WMS может интегрироваться с CMS (системой управления содержимым) и OMS (системой управления заказами) продавца или его личными кабинетами (ЛК) на маркетплейсах для обмена заказами, остатками и статусами.
Если у селлера или логистического оператора есть собственная логистика, то помимо WMS и API-интеграций в перечне IT-решений должна быть TMS (система управления транспортом). Напомним, что API — это программный интерфейс, то есть описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими.
В целом воплотить концепцию «единого склада» для мультиплатформенных отгрузок возможно на базе собственных мощностей. Однако дефицит складских площадей и линейного персонала для работы с заказами может усложнить развитие продавцом собственной инфраструктуры. Это является одной из причин повышения спроса на услуги логистических операторов.
Мультиканальность продаж создаст фундамент для повышения конкурентоспособности брендов.
инвестиции;перераспределение ресурсов;перестройка бизнес-процессов;экспертиза, в частности, в складской и транспортной логистике.
Концепция «единого склада» для работы с заказами в разных каналах также эволюционирует. На смену объединения на одной площадке исключительно направлений электронной коммерции приходит более сложное сочетание — сочетание 3PL и фулфилмент-операций. В то же время выбор между инсорсингом (силами своих сотрудников) и аутсорсингом (сторонними услугами) по-прежнему определяется юнит-экономикой (оценкой прибыльности одной единицы), инфраструктурой и ресурсами, имеющимися в распоряжении продавца.