Главная Новости отрасли Как выстроить логистику при торговле на нескольких маркетплейсах с единого склада

Как выстроить логистику при торговле на нескольких маркетплейсах с единого склада

18.05.2024 в 14.09 137Просмотров: 137 0Комментариев: 0
Концепция эволюционирует

 

Насколько мультиканальные продажи важны в 2024 году.

Офлайн-игроки расширяют присутствие в онлайне за счёт действующих площадок и подключения новых. И, напротив, интернет-компании начинают размещать товары в моно- или мультибрендовых магазинах.

Стратегия мультиканальных продаж требует перестройки логистических бизнес-процессов, которые становятся более зависимыми от складских площадей, сотрудников и технологий. О том, какие изменения нужны «новому складу» для эффективной реализации мультиплатформенности, рассказал коммерческий директор МОЛКОМ Евгений Смирнов.

Ниже — основные причины перехода ритейлеров к мультиканальным продажам.

Низкий процент пересечения трафика между маркетплейсами

Согласно данным TinkoffeCommerce, чуть больше половины покупателей используют только одну площадку.

Рост тарифов

В 2023 году комиссии универсальных маркетплейсов в среднем увеличились на 25 %. По этой причине селлеры мигрируют на площадки с привлекательными условиями и запускают альтернативные варианты — например, нишевые маркетплейсы или собственные интернет-магазины.

Собственный бренд

Пользователи начали искать товары на маркетплейсах, набирая в строке поиска название бренда, а не продукта. Вполне вероятно, что это первые шаги к конкуренции торговых марок.

Создавать собственный бренд необходимо, если продавец планирует развивать бизнес на долгосрочной основе и располагает достаточным размером инвестиций.

Сохранение розницы

Несмотря на перетекание трафика из офлайна в онлайн, некорректно говорить об исключении традиционной розницы из стратегии продаж.

Мульти- или монобрендовый магазин — не менее важное звено в дистрибуции СТМ, где покупатель вживую знакомится с атрибутами бренда, продуктом, сервисом и экспертизой.

Вопрос нескольких платформ

В 2024 году мультиплатформенность формируется вокруг четырёх основных направлений: универсальных и нишевых маркетплейсов, собственного интернет-магазина и традиционной (офлайн) розницы. Такой подход одновременно требует реорганизации складской и транспортной логистики, при которой концепция «единого склада» становится обязательной.

Мультиплатформенность привносит в логистику три усложняющих фактора.

Фактор первый

Подготовка отправлений В2В (бизнес бизнесу) и В2С (бизнес клиенту) становится уникальным процессом, который сложно тиражировать на все площадки, поскольку правила подготовки товаров индивидуальны.

Сборка B2C-отправлений — это поштучный подбор товаров в заказ для доставки в пункты приёма маркетплейсов или до конечного получателя. Чтобы ускорить комплектацию, товары размещают на хранение в мелких ячейках на мезонине, а в зоне сборки и упаковки устанавливаются специальные рабочие столы. Подготовка отправлений проходит под видеокамерами, которые фиксируют, какой товар и каким образом упаковывается, сохранена ли на нём этикетка и маркировка, целостность упаковки и так далее.

В2B-отгрузки возможны коробами и палетами, поэтому здесь применяется стеллажное хранение. Проведение видеосъёмки также необходимо.

Тем не менее, для первого и второго типа отгрузки обязательны учёт сроков годности, адресов отгрузки, серийных номеров и маркировки «Честный знак». Эти данные должны отображаться в WMS (системе управления складом) продавца или логистического оператора.

Фактор второй

Необходимо одновременно соответствовать различным правилам сборки и маркировки, обмена данными, выполнять требования по скорости обработки.

Так, маркетплейсы при получении поставок по схеме FBO (когда товар хранится на складе маркетплейса) проверяют соответствие фактических и заявленных в карточке весогабаритных характеристик, оценивают сроки годности и качество упаковки товаров, отслеживают наличие этикеток и маркировки «Честный знак», УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки и так далее.

Следовательно, чтобы пройти процедуру приёма без отказов нужно соблюдать одновременно простое и сложное правило — внимательно изучать требования каждого маркетплейса и отслеживать их изменения.

В правилах разных площадок есть отличия, но общая канва совпадает. В ЛК оформите заявку на поставку, указав список товаров, точные дату и место отгрузки. А перед постановкой сроков будьте уверены, что к этому времени вы или ваш подрядчик подготовят и привезут товар.

Для своевременной сборки важно:
  • распланировать срок выполнения операций, например, на проверку, упаковку и сборку выделить 24 часа;
  • обеспечить наличие необходимого количества сотрудников;
  • иметь упаковочные материалы, которые запрашивает маркетплейс;
  • подготовить товары;
  • проверить сроки годности (при наличии);
  • сложить товары в индивидуальную упаковку;
  • проследить, чтобы на каждой SKU (единице складского учёта) присутствовали этикетка со штрихкодом, специальная маркировка, например, «Честный знак»;
  • в поставку не должны попадать бракованные товары;
  • повреждённая упаковка подлежит замене;
  • размещать товары согласно запланированным грузовым местам;
  • предварительно уточнить, сколько артикулов маркетплейс разрешает разместить на одном грузовом месте, например, паллете;
  • крайне важно, чтобы фактическое количество грузовых мест совпадало с тем, которое прописано в заявке;
  • промаркировать грузовые места, учитывая удобное место для этикетки, её размер, ровность и целостность;
  • доставить поставку в пункт отгрузки, который выбран при оформлении заявки.

В противном случае сотрудники маркетплейса вправе отказать в приёме товаров, а вы потеряете время и удлините сроки логистики на последней миле. Это может привести к отмене заказа по инициативе покупателя и дополнительным издержкам.

Фактор третий

При распределении между несколькими складами усложняется контроль за остатками, увеличиваются затраты на закупку и производство, а также повышается процент потерянных товаров.

Очевидно, что для мультиплатформенных отгрузок необходимо объединять 3PL (аутсорсинг для управления цепочкой поставок) и фулфилмент-операции на территории одного склада, а также комплексно обновлять инфраструктуру.

Полезные меры:
  • расширить и зонировать площади;
  • закупить дополнительное специализированное оборудование;
  • настроить процессы по работе с «Честным знаком»;
  • увеличить штат сотрудников;
  • не допускать дефицита персонала в высокий сезон;
  • ввести операции, обязательные для соответствующей категории товаров — этикетирование, комплектация наборов и другое.

Чтобы укладываться в рамки времени, вводятся KPI (ключевые показатели эффективности) и время нахождения товара в каждом статусе. Например, доля вовремя скомплектованных заказов должна составлять не менее 99,5 %, а период обработки заказа — не более 24 часов.

Приоритетная задача транспортной логистики — выстроить наиболее эффективную схему доставки для каждого из каналов продаж.

IT как важнейший компонент

Фундаментом является IT. При торговле на нескольких маркетплейсах растёт ассортимент и количество заказов, поэтому без соответствующих IT-решений сложнее распределять задачи внутри склада.

В первую очередь, речь идёт о гибкой и масштабируемой WMS (системе управления складом). Помимо того, что система способна учитывать товары по различным признакам, она должна справляться с приёмом и обработкой большого объёма заказов в высокий сезон.

Вдобавок WMS может интегрироваться с CMS (системой управления содержимым) и OMS (системой управления заказами) продавца или его личными кабинетами (ЛК) на маркетплейсах для обмена заказами, остатками и статусами.

Если у селлера или логистического оператора есть собственная логистика, то помимо WMS и API-интеграций в перечне IT-решений должна быть TMS (система управления транспортом). Напомним, что API — это программный интерфейс, то есть описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими.

В целом воплотить концепцию «единого склада» для мультиплатформенных отгрузок возможно на базе собственных мощностей. Однако дефицит складских площадей и линейного персонала для работы с заказами может усложнить развитие продавцом собственной инфраструктуры. Это является одной из причин повышения спроса на услуги логистических операторов.

Выводы

Мультиканальность продаж создаст фундамент для повышения конкурентоспособности брендов.

Но для реализации необходимы:

инвестиции;перераспределение ресурсов;перестройка бизнес-процессов;экспертиза, в частности, в складской и транспортной логистике.

Концепция «единого склада» для работы с заказами в разных каналах также эволюционирует. На смену объединения на одной площадке исключительно направлений электронной коммерции приходит более сложное сочетание — сочетание 3PL и фулфилмент-операций. В то же время выбор между инсорсингом (силами своих сотрудников) и аутсорсингом (сторонними услугами) по-прежнему определяется юнит-экономикой (оценкой прибыльности одной единицы), инфраструктурой и ресурсами, имеющимися в распоряжении продавца.

 

Источник: oborot.ru Фото: ru.freepik.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza