Лучше меньше, да лучше
Достаточно привести простые цифры, чтобы увидеть динамику. В 2014 году «Детству» было чем гордиться: 10 406 посетителей из 20 стран (на 3,5% больше, чем в 2013 году), 325 экспонентов из 17 стран мира (на 6% больше) и 15 тысяч квадратных метров площади (14 998 кв.м. на 3,5% больше). Однако в прошлом году все оказалось скромнее: 242 экспонента из 12 стран мира, 9500 метров площади. Зато число посетителей даже чуть-чуть выросло: 10 590 человек из 37 стран.
Официальной статистики по этому году, разумеется, еще нет, но уже ясно, что будет резкое снижение по всем пунктам. В списке зарегистрированных лишь 186 компаний, а спад числа посетителей отмечали почти все участники, хотя и старались сохранять при этом оптимизм.
- Мы, конечно, ожидали большего, с учетом того, что это юбилейная выставка, - рассказывает представитель Lamagic Марина Воробьева. - намного меньше площадь, меньше участников, меньше посетителей. Но мы эту выставку все равно любим! Тенденция этого года: много небольших компаний из регионов – ИП, ООО.
- Людей, конечно, немного, - согласен и учредитель компании «Эко-Декор» Александр Кудряшов. - Зато подходят именно те, кому надо. Правильные люди подходят.
- Честно говоря, думал, что будет хуже, - отметил директор компании Inter Puzzle Виктор Смагин. - Люди подходят, интересуются. А вот сколько будет клиентов — это вопрос. Все жалуются на кризис, денег нет...
- А мы очень довольны. Много клиентов, много встреч, заинтересованность высокая, - отмечает менеджер «Фантазера» Ксения Спирякова-Волкова. - Пожалуй, все-таки поменьше, чем в прошлом году — но тоже очень хорошо. Может быть отчасти из-за расположения: мы ведь, как видите, стоим у самого входа, и лавина людей сразу идет к нам.
И все-таки общая тенденция падения налицо. С одной стороны, все понятно: кризис, компании экономят деньги. С другой стороны, мантру «на детях не экономят» еще не окончательно спрятали в архив, и на общем фоне розничные продажи выглядят вполне благополучно. Потому вроде бы оснований для столь резкого пике нет.
Импортеры уходят...
Однако разгадка оказывается не такой сложной. Дело прежде всего в падении рубля и вызванных им резких переменах на рынке. Год назад рынок еще не в полной мере ощутил этот фактор, а вот теперь неизбежное случилось.
- Импорт пустеет, по сути один Китай остается, - объясняет Марина Воробьева. - Сплошь и рядом видишь: был известный поставщик, много с кем работал — и вот его уже нет на рынке. Все понятно, по цене конкурировать крайне сложно. Выживают те, кто сдерживает цены, как мы. С европейцами ведь тоже можно и нужно договариваться. Когда курс начал скакать, мы им объяснили: или мы сейчас договоримся и зафиксируем курс евро, или мы уйдем с рынка. А для них ведь тоже очень важно не потерять Россию, это же как десять европейских рынков! В России они берут объемом.
Производителям не до того
Что ж, почему резко упало число импортеров понятно. Российские производители сейчас, напротив, потирают руки. Но вот парадокс: именно сейчас им, по сути, не до выставки. Сплошь и рядом слышишь: «Мы не успеваем выполнять заказы». Или, в крайней случае, «еле-еле успеваем».
И это говорят те, кто на выставку все-таки приехал. А многие в этих условиях, разумеется, не увидели в этом смысла — и времени свободного нет, и новые клиенты вроде бы не нужны. Разве что на будущее.
- Мы вот пять лет ждали и наконец-то дождались нашего «звездного часа», - рассказывает руководитель отдела продаж Alatoys Яна Романова. - Мы изначально заходили на рынок с тем расчетом, чтобы цена была ниже китайской. И сейчас это работает: кризис, у людей денег нет. Мы хотим, чтобы у нас было дешево, чтобы люди могли себе это позволить! Многие даже не верят, что у нас российское производство: мол, у вас тот же Китай. Поэтому, как видите, мы на стенде экран поставили — все могут увидеть наши секреты. Сейчас мы производство перстраиваем, оборудовали новый цех, с новым мастером. Понимаете, есть разница: или ты одно отверстие сверлишь, или 20 одновременно...
Конечно, и производители не все так счастливы. У кого-то продукция оказывается менее доступной по цене, а кому-то мешает политика. У Dankotoys, например, производство в Харькове, и остановка грузоперевозок между странами сильно ударила по компании.
Ну а кому совсем хорошо, это производителям товаров для творчества. Это сейчас самый растущий рынок, и его даже в меньшей степени касается общий тренд на экономию. Варианты здесь появляются самые разные. Так, например, Toyzy предлагает наборы для валяния, вязания и создания шерстяных картин для детей от 7 до... 99 лет. Они идут все лучше, причем часто их закупают под мастер-классы.
Фишки маленьких компаний
Какие еще впечатления от выставки? Отдельные детали, неожиданные находки. Ими, кстати, чаще отличаются небольшие компании, а вовсе не гиганты с огромными и яркими стендами вроде «Полесья» или «Русского стиля». Гигантам что-то особенное придумывать не надо — и так заметят, подойдут и все найдут. А вот малышам нужно как-то выделиться из общего ряда.
Так, например, компания «Анданте», производящая деревянные развивающие игрушки, раздавала визитки на деревянных кубиках. В визитницу, конечно, положить неудобно, но зато запоминается, да и потерять сложнее. Правда, эти визитки вовсе не новинка, компания их использует постоянно.
Возле стенда «Дестино и Ко» разгуливала роботизированная панда, демонстрирующая возможности конструктора Av Toys. Конечно, в современном мире изготовить простенького робота с помощью конструктора это не такое уж ноу-хау, но чтобы выделиться на выставке ход вполне достойный. Неплохо смотрелись и огромные колесо обозрения, а также Эйфелева башня, украсившие стенд Engino. Они наверняка запомнятся и попадут во все фотогалереи.
В целом же подобных фишек оказалось все-таки немного. Наверное, все из-за того же кризиса и той же всеобщей занятости и нервотрепки. Такой уж в отрасли, да и во всей стране непростой период, переходный.
Впрочем, соседняя выставка Licensing World Russia проблем не ощущает — совсем наоборот. Столь ярких и развернутых стендов, такого количества ростовых кукол в прежние годы видеть не приходилось. Как и посетителей — интерес к лизензионному направлению растет.
Леонид Романович,
главный редактор Сегмент.ру
Фото: www.facebook.com/kidsrussia
www.facebook.com/АИДТACGI-126688644074815