Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, объединяющая более 300 предприятий индустрии, в том числе российских правообладателей детских анимационных брендов Анимаккорд (Маша и медведь), Рики (Смешарики), Мельница (Три богатыря, Лунтик, Барбоскины), Аэроплан (Фиксики), крупнейших российских и зарубежных производителей, специализированной розничной торговли хотели бы донести нашу серьезную обеспокоенность возможными негативными последствиями для отечественного рынка в случае реализации предложения ФАС России по легализации параллельного импорта детских товаров.
Согласно сообщениям СМИ со ссылкой на официальных представителей Федеральной антимонопольной службы, ФАС аргументирует свое предложение недостаточным уровнем производства детских товаров у нас в стране и как следствие низкой конкуренцией и высокими ценами.
Наше профессиональное сообщество считает, что легализация параллельного импорта существенно ухудшит не только положение производителей товаров детских товаров, но и перспективы приоритетных инвестиционных проектов, реализация которых началась в рамках Стратегии развития индустрии детских товаров.
Полагаем, что в случае реализации предложений ФАС российские производители детских товаров, как реализующие приоритетные инвестиционные проекты, так и разрабатывающие новые национальные и культурные бренды в значительной мере утратят конкурентные преимущества, получаемые в том числе за счет локализации и переноса производства из стран Азии, использования отечественного сырья, и будут вынуждены уступить значительную долю рынка компаниям-перекупщикам, импортирующим продукцию, реализуемую за рубежом со значительными скидками, в том числе в силу утраты такими товарами заявленных потребительских свойств.
Подобное развитие событий не только приведет к снижению отечественного производства, но и вызовет критический рост предложения на российском рынке некачественной и контрафактной продукции. Приведет к дисбалансу добросовестной конкуренции, затруднит развитие публичных компаний.
Особенную тревогу вызывает дальнейшее развитие лицензионной деятельности российских анимационных студий, являющихся драйверами развития промышленных предприятий, выпускающими игрушки, детскую одежду и обувь, косметику и гигиену, питание, детскую канцелярию, товары для творчества и хобби, оборудование для активного отдых и спорта, бытовые товары, продукцию для новорожденных. Например, бренд «Маша и Медведь» не только обеспечивает постоянными заказами с высокой добавленной стоимостью более 30 российских производственных организаций, но и имеет внушительные экспортные возможности, став первым российским брендом, лицензию которого покупают ведущие зарубежные производители. Такие же возможности предоставляют и другие правообладатели, активно формирую совместно с производителями лицензионный рынок России, в котором более 65% занимают детские бренды.
Не вызывает сомнения тот факт, что легализация параллельного импорта приведет к резкому увеличению предложения на рынке низкокачественной и контрафактной продукции, что не только нанесет значительный имиджевый ущерб ведущим брендам, но и негативно скажется на здоровье детей. Сегодня игрушки входят в тройку лидеров самых подделываемых товаров. . В наибольшей степени от сложившейся ситуации страдают потребители продукции и добросовестные производители. Объем нелегального рынка детских товаров составляет более 40 процентов по экспертным оценкам участников рынка.
Полагаем, что при поэтапном переходе на международный принцип исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности индустрии детских товаров в Российской Федерации и на территории Евразийского экономического союза, необходимо провести работу по выработке критериев отбора отдельных групп товаров, в том числе исходя из цены и качества детского товара, импортируемого на российский рынок, в сравнении с аналогичным товаром в зарубежных странах с учетом обеспечения необходимых условий транспортировки, уровня потенциального риска для покупателей в случае приобретения контрафактной продукции, доступности товара для потребителя и иных факторов, с учетом необходимого анализа категорий детских товаров, в отношении которых планируется введение международного принципа исчерпания прав, в том числе на предмет наличия локализованных производств.
Принимая во внимание вышесказанное, а также исходя из значительных рисков для потребителей и возможных существенных экономических последствий для отечественных производителей, полагаем отложить вопросы легализации параллельного импорта детских товаров на период реализации Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года.
Источник: http://www.acgi.ru