Главная Форум Обсуждение материалов и новостей Игрушки.Сегмент.Ру Виктор Кайе: "Спасибо папе за фамилию, ставшую моим брендом"

Форум

Виктор Кайе: "Спасибо папе за фамилию, ставшую моим брендом"
Гость

Взяв в руки какую-либо игрушку, человек, как правило, не задумывается, какой путь она прошла, прежде чем попасть на прилавок магазина. Как и любой другой творческий процесс, рождение игрушки начинается с идеи. Иными словами – с изобретения. О том, как живется изобретателям игрушек в России и о чем надо знать начинающему разработчику, мы пообщались с известным инженером-изобретателем игрушек Виктором Августовичем Кайе.

— Виктор Августович, начать беседу хочется издалека. Насколько мне известно, изобретательской деятельностью Вы занимаетесь уже не один десяток лет. А с чего началось Ваше увлечение?

— Да, вот уже 34 года занимаюсь, с 1979 года, — полжизни отдал этому делу. Есть известное изречение: "Все мы родом из детства". Поэтому, на мой взгляд, первая причина увлечения состоит в том, что я "не доиграл" в своем послевоенном детстве, поскольку игрушек у меня почти не было.

Другая причина — я начал делать игрушки для своего сына (он родился в 1977 году), да так и не остановился, стал подавать заявки на изобретения, промобразцы, участвовать в конкурсах и выставках игрушек, внедрять их в производство и т.д. То есть подтверждается известное изречение известного политика: "Главное — начать!".

— Сколько изобретений на Вашем счету? А сколько из них удалось реализовать в производстве?

— За 34 года разработано около 1000 игрушек и игр, признано изобретениями — 28 и промобразцами — 4. Больше я не стал подавать заявки, на это требуется много времени, а в постсоветское время — и денег.

В России (Смоленск, Москва, С-Петербург, Краснокамск, Ревда) внедрены 3 настольные игры, 12 игр с карточками, 3 строительных набора, 2 мозаики, 1 набор волчков, 8 наборов мягких модулей, 14 наборов из пенополиэтилена — всего 43 позиции (из них только 4 позиции защищены одним патентом на промобразец).

В ФРГ по моей беспатентной лицензии с 2003 года изготавливают 3 настольные игры.

Хотели изготавливать еще 2 позиции — набор карточек и набор кубиков, который владелица фирмы назвала "гениальным". Но предложенный незначительный единовременный гонорар за эти уникальные разработки меня не устроил. Я решил изготавливать эти игрушки сам.

В общей сложности внедрено 43 позиции из 1000. На мой взгляд — немало для одного изобретателя с учетом ситуации с внедрением в СССР, а теперь и в РФ. Кроме того, я сам изготавливаю авторские волчки, наборы карточек и наборы кубиков, "Зеркальный конструктор", игру "Посадка самолета". Умельцы-токари точат по моему заказу деревянные волчки и колечки.

— Глядя на Ваши многочисленные разработки, не перестаю удивляться: откуда берется фантазия? Где Вы черпаете идеи для творчества?

— Есть известная фраза "идея пришла к голову" (психологи говорят — инсайд-озарение).

У меня несколько вариантов этого прихода. Первый — идея приходила в основном через глаза. Фантазия берется из головы — глаза видят (проявляется наблюдательность), мозг придумывает, изощряется. Случайный взгляд на какой-либо предмет или чертеж дает импульс мысли, и таким образом рождается идея новой игры или игрушки.

Талантливый человек талантлив во всем - на счету
Виктора Кайе около 500 авторских песен и 1000 стихов

Другой вариант — идея приходила в предрассветные часы, когда "вчера" уже ушло, а "сегодня" еще не наступило. Если мне не спалось, то в этот короткий промежуток времени из подсознания выходило то, о чем я раньше думал, что видел. Я записывал идею на листочке, засыпал опять, а днем составлял заявку на изобретение.

Третий вариант — новая идея приходила благодаря случайному стечению обстоятельств, когда срабатывала моя готовность изобретать. Я просто мысленно добавлял что-то и рождалась новая игра или игрушка.

Например, я гулял с собакой, смотрю — на снегу лежит треснутая перевернутая вверх дном детская ванна, у которой по краю есть желоб. Я мысленно положил в этот желоб шарик и прокатил его. Так родилась идея моей игры "Тир Кайе". По сути это напольный кегельбан — в изогнутую пусковую трубку опускают шарик, который катится по полу в сторону двух мишеней с поворотными флажками, на которых есть цифры). Или другой пример. Испытывал я в ванной с водой свои блесны — я рыбак с 7 лет — вошел пятилетний сын, держа в руках обычную воронку раструбом вниз. Я взял воронку, стал опускать ее в воду таким же образом, услышал звук. Значит, есть сила - за счёт выталкивания воздуха поверхностью воды под раструбом, опускаемым в воду. Я взял кусок пенопласта, вставил в воронку и ударил раструбом воронки по воде — пенопласт взлетел вверх, как ракета. Так родилась идея моей игрушки "Скайер", которая впоследствии получила золотую медаль международного салона "Архимед-2002".

Четвертый вариант — открытие новых возможностей старой идеи. Сделать это позволяло более глубокое изучение моей игрушки или игры через несколько лет новым взглядом, с новых позиций, с учетом практики применения, жизненного опыта, ситуации на рынке игрушек.

Пятый вариант — новые идеи возникали во время проведения игротек и интеллектуальных занятий с детьми. При этом в моем случае большое значение имеет судьба и жизненный путь изобретателя. Первые 30 лет жизни я прожил в доме 29 по ул. Горького возле пл. Маяковского, во дворе позади зала Чайковского: видел танки, пушки и ракеты, грузовики с солдатами, которые шли на парад. Может, поэтому я изобрел два игрушечных танка, игрушечный грузовик и игрушечные ракетные установки. Да кстати, есть и гендерная составляющая - наверное, только изобретатель-мужчина создает военные игрушки.

Свою роль сыграло полученное во времена СССР образование: 7 классов в 122 школе — на ее месте, кстати, как я узнал позже, до 1937 года стояла небольшая церковь Христа Спасителя; среднетехническое (МРПТ, гироскопические приборы — отсюда волчки) и высшее (МГТУ им Н.Э. Баумана, системы автоматического управления летательными аппаратами — отсюда игрушечные ракетные установки и самолеты), Высшие патентные курсы. Такое образование хорошо отшлифовало извилины.

Судомодельный кружок в школьные годы и срочная служба на Северном флоте дали мне толчок к изобретению игрушечных судов и устройств к ним, занятия стрелковым спортом — к разработке "Тира Кайе".

Хорошую подсказку можно разглядеть, изучая отечественные и иностранные патенты на изобретения и промобразцы в ВПТБ (Всероссийская патентно-техническая библиотека — прим. ред.). Иногда смотришь чертежи в чужом патенте, добавляешь свое и подаешь заявку на изобретение.

Я побывал в 22 странах мира — от Вьетнама до США. Изобретатель должен путешествовать и общаться. Посетил выставки и игротеки в Москве, Витебске, Ярославле, Лейпциге, Нюрнберге, Берлине, Ханое, Праге. Выставки позволяют апробировать свои игрушки и игры, дают педагогический опыт общения и игры с детьми и взрослыми.

В музее игрушки в Сергиеве-Посаде и по книгам я изучал историю игрушек, по каталогам и на выставках в Москве и Нюрнберге - рынка игрушек.

Волчок "Планета Земля"

Важными для меня стали встречи и дальнейшее общение со светилами педагогической науки С.Л. Новоселовой, которая с 1987 г. поддерживала мою игрушечную деятельность, и Л.А.Парамоновой, которая в 2008 г. пригласила меня на работу в НИИ Дошкольного образования им. А.В. Запорожца, где в лаборатории игры и развивающей предметной среды я работаю до настоящего времени.

И, наконец, могу отметить участие в движении НТТМ (научно-техническое творчество молодежи — прим. ред.) и конкурсах игрушек, работу в ЦК ВЛКСМ в течение года в рабочей группе по созданию ВАО "Развитие", занимающейся разработкой и производством игрушек, занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии.

— Есть ли у Вас любимая игрушка собственного изобретения — так сказать, предмет гордости?

— Все мои игрушки и игры мне дороги, я их "папа Карло", а они мои детки. Но, естественно, в разное время у меня были разные любимые игрушки — напольные игры "Тир Кайе" и "Посадка самолета", побывавшие со мной в 9 странах мира, танк-амфибия, волчки "Апельсин" и "Планета Земля", настольные игры с карточками "Радуга Кайе", "Лабиринты", "Соты Кайе", "КРАБЕРО Кайе", зеркальный конструктор, игрушка "СКАЙЕР", строительный набор "Стройкайе", набор "Геометрики Кайе". Сегодня мои любимцы — "Кубики Кайе" и игра «Радуга Кайе».

Спасибо моему папе за фамилию, ставшую моим брендом.

— А первое свое изобретение помните?

— Конечно, помню, ведь я его придумал в 1979 году в троллейбусе, в котором ехал из Всесоюзной Патентной библиотеки после изучения патентов. Набросал чертежик и подал заявку на "Игрушечную ракетную установку" (работая на фирмах Кузнецова и Пилюгина я знал, что это такое). Это была головная часть ракеты, у которой при ударе о преграду отстреливались 4 боеголовки — понарошку, конечно. А прототипом была игрушечная ракетная установка, которую я случайно увидел в Бюллетене изобретений на работе в НИИАП. Как я позже понял, многое из случайного в жизни на самом деле неслучайно, это подсказки судьбы на твоем пути.

Но первое по времени мое изобретение, в 1969 году, было не игрушечным, а секретным. Кстати у меня есть изобретения и в других областях: пожарная техника, хозтовары, спорттовары.

— Ни для кого не секрет, что разработка игр и игрушек в нашей стране — дело непростое. С какими проблемами сталкивается изобретатель в России?

— Буду вести речь об игрушечном секторе, ситуацию в других не изучал. Для изобретателя изобрести игрушку или игру — дело привычное, не проблема. Это в его власти, это то, что он должен уметь и любить делать. Придумал, начертил чертеж общего вида, провел патентный поиск, подал заявку. Если есть свободные деньги, за него это сделают другие.

Если патент получен, то проблема изобретателя — в поддержании патента, в уплате ежегодных пошлин. А вот внедрить в производство игрушку или игру — дело для изобретателя чрезвычайно сложное.

Буду говорить о проблемах в собственной практике процесса внедрения:

  • необходимость найти предприятия — производителей игрушек и игр с учетом подходящей для изобретения технологии производства;
  • встреча с руководителем — необходимо приехать на предприятие (или пригласить его к себе домой) и провести переговоры о возможном заключении договора о передаче автором прав на производство его игрушки или игры (кроме встреч в Москве я побывал в Смоленске, Узловой, Киеве, Новосибирске, Тбилиси, Паневежисе, Ужгороде);
  • отсутствие у предприятия инвестиций на изготовление пресс-форм (если материал игрушки — пластмасса), поэтому в основном мои внедренные игрушки и игры — из картона, дерева, пенополиэтилена, поролона в чехле из искусственной кожи, вспененного полистирола и только три набора — из пластмассы;
  • отсутствие у изобретателя средств на защиту своих идей в РФ и за рубежом (невозможно плодовитому изобретателю защитить много своих разработок — пошлины за подачу большого количества заявок и поддержание патентов требуют больших денег да и времени, жизни не хватит все защитить);
  • отсутствие средств на изготовление опытных образцов;
  • отсутствие средств на участие в профильных выставках в РФ и за рубежом.

— Почему отечественные компании неохотно сотрудничают с изобретателями?

— Сказывается нежелание внедрять разработки постороннего изобретателя, ведь в компаниях есть свои авторы, нежелание тратить деньги на подготовку производства — особенно на пресс-формы). Некоторые не хотят расширять ассортимент или платить автору в случае внедрения изобретения.

— Приходилось ли Вам сталкиваться с кражами Ваших идей?

— Да, конечно. Об этом я написал в свое время в статье для журнала ИГРОПРОМ. В России нарушают мой патент на промобразец, делают набор — волчок с карточками. Хотя ранее главный инженер этого комбината игрушек увидел мой "Волчок-цветопроигрыватель" на встрече у меня дома и сказал, что не будет ничего моего делать.

В США продают кубики с рисунками моих карточек. Многие идеи, которые я предлагал нашей промышленности 15-20 лет назад, сегодня выпускают иностранные фирмы.

— Как разработчик игр и игрушек может защитить свою интеллектуальную собственность? Есть ли в России действенные правовые инструменты, или на практике они оказываются нерабочими?

— Разработчик игр и игрушек может защитить свою интеллектуальную собственность патентом на изобретение, промышленный образец или полезную модель. Но российский патент защищает только на территории РФ, а другие производители могут увидеть хорошую идею и беспрепятственно воплотить ее вне РФ. Международный патент стоит больших денег, которых нет у изобретателя-одиночки. В случае нарушения патента, тем более международного, у изобретателя нет средств на судебную тяжбу.

В России патентное право защищается Гражданским кодексом, в части 4 все написано.

— Поделитесь, пожалуйста, своим богатым опытом с нашими читателями. Если у меня есть, на мой взгляд, хорошая идея для детской игрушки, как я могу донести ее до потребителя? С чего стоит начать?

— Если есть хорошая идея, а денег свободных нет, то пусть начинающий изобретатель попробует пойти моим путем:

Вариант №1

  • изучить патентный фонд изобретений, промышленных образцов или полезных моделей в том классе, к которому относится его игрушка или игра;
  • найти прототип и оформить заявку на получение патента.

Вариант №2

  • не защищая патентом, искать производителя — потребителя вашей идеи. А потребителем продукта, то есть вашей идеи, изготовленной производителем, станет покупатель игрушки в магазине.

— Есть ли негласные правила оформления изобретения? Может быть, необходима какая-то конструкторская документация?

— Негласных правил оформления изобретения не существует. Есть единый порядок оформления заявки на получение патента РФ на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Можно найти это в интернете.

 Какая-то особенная конструкторская документация не требуется. Нужны описание и формула (текст), а также чертеж общего вида, необходимые виды и разрезы (в случае с изобретением и полезной моделью) и фото (если это промобразец).

— Вы часто бываете за рубежом. А как там обстоят дела с изобретательской деятельностью?

— Я с 1988 года по 1997-й участвовал в зарубежных выставках, бывал за рубежом в командировках в составе и во главе делегаций. Но там были другие задачи и другая работа. В связи с этим я не изучал, как живется изобретателям за границей. Но, судя по увиденному мной в 80-х годах количеству авторских свидетельств на игрушки в СССР (2 папки) и патентов США (несколько шкафов), за рубежом дела с изобретательской деятельностью обстоят намного лучше.

Да и в настоящее время по ситуации на рынке игрушек в РФ можно сделать тот же вывод — только 8% рынка игрушек в собственной стране занимают российские фирмы.

— Куда может обратиться начинающий российский изобретатель, если ему нужен совет или помощь в распространении идей?

— Вариантов несколько:

  1. Следует участвовать в выставках игрушек в России и конкурсах.
  2. Можно обратиться в Ассоциацию индустрии детских товаров.
  3. Вступить в Инновационный клуб АИДТ - сообщество изобретателей, разработчиков, игротехников, специалистов сферы организации детского игрового пространства, предметно-развивающей среды, игровых средств развития, воспитания и обучения, детской игровой культуры.
  4. Обратиться в Московскую Городскую Организацию ВОИР.

Кроме собственных усилий изобретателя за него эти усилия никто не будет предпринимать. Как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Резюме: для изобретателя игрушек его изобретательство — это галера, к которой он сам себя приковал невидимыми цепями, и надо грести и грести, может быть, тогда получится достичь цели. Или надо всё бросить.

 

Беседовала Оксана Пиккель, «Игрушки.Сегмент.Ру»

 

Справка Toys.Segment.Ru:

Ф.И.О. Кайе Виктор Августович
Дата рождения: 26 декабря 1944 г. г. Москва
Воинская служба:
1964-1966 гг. – срочная служба на Северном флоте, старший матрос, флотский специалист по ремонту гидроштурманского вооружения.
Образование:
- среднее техническое – окончил Московский радиоприборостроительный техникум по специальности «Гироскопические приборы»,
- высшее техническое – окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Системы автоматического управления летательными аппаратами»,
- дополнительное - высшие патентные курсы, УМЛ.
Работа:
С 1964 по 1975 гг. – техник -:- старший инженер НИИ ПМ.
C 1975-по 1990г. – ст. инженер НИИ  АП.
С 1990  по 2005 г. - директор ООО «Скайер-Интайм»» (разработка и освоение в производстве новых игрушек  и игр), кроме того, индивидуальный предприниматель  (свидетельство №30470000529781).
С 2005- 2008 г -директор ООО «СКАЙЕР».
С 15.04.2008 г. – младший научный сотрудник НИИ Дошкольного образования  им. А.В. Запорожца (лаборатория игры и развивающей среды).
C ноября 2012 г. – научный сотрудник.
Почетное звание или ученая степень, звание, участие в общественных объединениях:
академик Академии изобретательства, член общества «Россия-Норвегия», член Благотворительного Совета Московского фонда культуры, член правления организации «Мир океанам», член ВОИР.
Правительственные награды:  
Медаль «20 лет Победы над Германией», Почётная грамота Департамента образования Правительства Москвы.
Награды общественных организаций:
орден «Во имя жизни на Земле», медаль «50 лет ВОИР», почётные грамоты, дипломы и благодарности.

Ответить
Отображать: 20 50 100
Самая удобная площадка для общения всех профессионалов канцелярского рынка. Здесь Вы можете поделиться своим мнением и опытом, получить дельный совет и пообщаться на любые темы с коллегами.
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza