Главная Аналитика Маркетинг 3.0 на примере «Кидзании»

Маркетинг 3.0 на примере «Кидзании»

31.07.2015 в 11.54 1033Просмотров: 1033 0Комментариев: 0
Как ученик Филипа Котлера реализовал его идеи на практике.

Эффективность классических методов продвижения товаров и услуг уже не раз ставилась под сомнение специалистами. Кризис, ударивший по рекламным бюджетам, заставил маркетологов искать новые, более эффективные средства за меньшие деньги. В последнее время все чаще стало звучать понятие «Маркетинг 3.0». Sostav.ru попытался разобраться, что это такое и как работает, на примере одного из самых ярких проектов, поставивших принципы Филипа Котлера в качестве бизнес-ориентира. Речь идет о «Кидзании» — международной сети детских парков, которая открывается этой осенью в России.

Филип Котлер

Понятие «Маркетинг 3.0» ввел гуру маркетинга Филип Котлер, выделив три этапа его эволюции. На первом этапе основная роль отдана продукту — Product-centric era («Маркетинг 1.0»). Тут невольно вспоминаешь высказывание Генри Форда: «Каждый клиент может заказать машину любого цвета, который ему нравится, при условии, что этот цвет черный». По сути, эпоха «Маркетинга 1.0» — время неискушенного клиента, покупающего товар, который ему предлагают.

Технологический процесс и появление широкого информационного поля значительно усложнили задачи маркетологов. У потребителей появилось больше выбора, и они стали оказывать непосредственное влияние на формирование репутации бренда. Критика на форумах и в социальных сетях могла «уничтожить» товар за считанные дни или, как минимум, сильно подкосить репутацию, на создание которой были потрачены годы и миллионы рекламных бюджетов. 

«Маркетинг 1.0», в котором главное место было отведено продукту, перешел к версии «Маркетинг 2.0», где в центре внимания находится потребитель — Customer-centric era. Конкурентная борьба стала происходить в сознании покупателя, и важную роль приобрело позиционирование товара. Конкуренция такого рода требует больших усилий, а потребитель, за которого борются, как за заветный приз, становится менее чувствительным к восприятию рекламы и классических методов маркетинга.

«Таргетировать умы стало недостаточно, — подчеркивает Филип Котлер, — пришло время достучаться до сердец потребителей, необходимо определять и удовлетворять их эмоциональные и духовные потребности». Другими словами, «Маркетинг 3.0» — это способ тончайшего, изощренного воздействия на потребителя, при котором затрагиваются подсознание, эмоции и душа человека.

Одними из первопроходцев в эмоциональном маркетинге стали основатель Ричард Брэнсон (Virgin) и Стив Джобс (Apple), которые предлагают использовать «творческое воображение» и концепцию «нетрадиционного маркетинга».

Стивен Ковей называл такой путь воздействия «открытием душевного кода» (“unlocking the soul’s code”). Котлер же на своих лекциях приводит в качестве примера работающего «Маркетинга 3.0» проект «Кидзания», который существует в 17 странах мира и осенью этого года выходит на российский рынок. По совету гуру и мы обратили внимание на этот интереснейший пример нового подхода в маркетинговой стратегии.

Концепция проекта кажется простой и понятной. «Кидзания» — это парк для детей от 4 до 14 лет, в котором они могут попробовать себя в роли врачей, полицейских, журналистов. Уникальность концепции состоит в том, что каждая из этих и многих других профессий связана с настоящими брендами. На первый взгляд кажется, что ребенок, катаясь на электромобиле Toyota, не является потребителем этого продукта. Чтобы понять, как это работает, вспомним слова другого гуру — Питера Друкера, который определил основную задачу маркетинга так: «В идеале, маркетинг должен создавать готового к покупке потребителя». А как известно, все основные привычки и привязанности формируются у человека в детстве.

В доказательство этой теории социологическая маркетинговая компания Nielsen провела исследование об изменении индекса лояльности к бренду в результате эмоционального контакта. Исследование проводилось среди компаний-партнеров «Кидзании». Было опрошено 2 категории людей, посещавших и не посещавших парк: дети от 8 до 12 лет и взрослые с детьми от 4 до 12 лет. Социологи проанализировали связанную с брендом Toyota автомобильную деятельность в «Кидзании»: работу сборщиком автомобиля и продавцом в дилерском центре.

По показателю Top of Mind (первый названный респондентом бренд) Toyota приходила в голову в 5 раз чаще детям и в 6 раз чаще взрослым, постоянно посещающим «Кидзанию», оставив позади таких конкурентов как Ford, Chervolet, VW и Nissan. В то же время, у людей, никогда не посещавших парк, Toyota находилась на последнем месте. Показатель «Любимый бренд» среди детей, посещавших «Кидзанию», вырос в 9 раз, а среди взрослых — в 2 раза. И это при том, что опрос проходил в Мексике, где Toyota стоит на последних строчках популярности среди населения.

Вы помните свою первую машинку в детстве? Так вот, если бы это была Toyota, то, повзрослев, на подсознательном уровне вы бы хотели приобрети именно ее. А если ваш ребенок сидит за рулем такой машины, и вы видите его счастливые глаза, то в вашем подсознании рождается эмоциональная связь, вы начинаете ассоциировать этот бренд с минутами радости вашего ребенка.

Такой способ продвижения работает вне зависимости от страны, национальности и других культурных особенностей, констатируют аналитики. На нем базируется успех проекта «Кидзания», стартапа из Мексики, который всего за несколько лет стал брендом с мировым именем. За последний год появилось 6 новых парков, и сейчас их число по всему миру достигло 20. Последний из них был открыт в Лондоне потомком шоколадной империи Кедберри — Джоулем Кедберри.

Московская «Кидзания» площадью 10 000 м2 обещает стать самым большим парком в Европе и самым дорогим проектом такого рода в России. Инвестиции в московский парк составляют 25 млн долларов. Такую высокую стоимость представители «Кидзании» объясняют технологическими инновациями, которые разрабатывает специально для московского парка компания «Иннова», получившая эксклюзивные права на франшизу в России. Планируемая посещаемость — 1 млн человек в год, стоимость билета — 1200 рублей за одно посещение длительностью в 5 часов.

Международные компании быстро поняли ценность того, что предлагает «Кидзания» — растить потребителей с детства — и борются за возможность строить свои площадки в парке. Впереди всех в этой борьбе — Nestle, которая представлена практически во всех «Кидзаниях» мира и учит детей делать шоколад своими руками. Московский парк также нашел множество партнеров, в числе которых и российские бренды. Холдинг «СТС Медиа» откроет студию телеканала СТС; X5 Retail Group построит мини-магазин «Перекресток»; «Альфа-Банк» организует детский банк и обучит маленьких посетителей финансовой грамотности; «МТС» создаст профессиональную инновационную лабораторию для детей и обеспечит высокоскоростным интернетом; MasterCard выпустит специальные карты, которыми дети смогут оплачивать покупки; «Медси» и «Инвитро» построят клинику и лабораторию. «АльфаСтрахование» выдаст страховку каждому посетителю при входе и застрахует горящее здание.

«Мы ни на секунду не раздумывали над тем, хотим ли участвовать в «Кидзании». Одна из составляющих нашего проекта — воспитание страховой культуры. И если мы сможем с детства объяснить, что такое страхование, то это пойдет во благо не только отдельно взятому человеку, но и всему обществу в целом», — прокомментировал Владимир Скворцов, генеральный директор ОАО «АльфаСтрахование». Андрей Дубовсков, президент МТС, расценивает участие в проекте как «долгосрочные инвестиции в развитие московского региона и популяризацию новых форматов образования детей». А генеральный директор «СТС Медиа» Юлиана Слащева считает, что контакт с аудиторией в «Кидзании» дает большую узнаваемость брендов и увеличивает показатели лояльности.

«Руководители ведущих компаний России понимают ценность такого парка и готовы не только поддерживать проекты, но и принимать непосредственное участие в разработке программ, выступая экспертами в той или иной области. На данный момент партнеров значительно больше, чем мы уже объявили. Мы планируем анонсировать новые компании совсем скоро — 17 июля», — рассказал Вячеслав Кутеев, директор по работе с партнерами московской «Кидзании».

Наталья Водянова и Хавьер Лопес Анкона

Как сказал Филип Котлер, «Маркетинг 3.0» невозможен без социальной составляющей проекта: «Компании должны делать больше, чем просто производить продукцию и получать прибыль. Они должны вносить свою лепту в жизнь общества, в воспитание и образование будущего поколения, которое заменит нынешних руководителей. Основатель «Кидзании» Хавьер Лопес Анкона был моим учеником, и я счастлив, что знания, которые он получил от меня, вдохновили его передать свой опыт новому поколению в такой оригинальной форме. Я хочу, чтобы больше предпринимателей следовали его примеру и создавали продукт, руководствуясь высокими целями».

Ценность «Кидзании» видят и правительства тех стран, где функционируют парки. Большинство из них уже сертифицированы министерством образования, а в некоторых странах и вовсе посещение «Кидзании» введено в обязательную школьную программу. Ждать ли нам того же в России?

«Мы уже нашли отклик в Минобразования и Минкультуры. Как показывает опыт, формат частно-государственного взаимодействия является высокоэффективным и выполняет важную социальную роль. Компании могут на ранних стадиях готовить и отбирать кадры. Кроме того, решается социально значимая проблема профориентации и девальвации профессий. В московской «Кидзании» мы идем дальше и планируем работать с фондами для одаренных детей и институтами, в которые будем направлять ребят после раскрытия их талантов. В этом нам поможет программа анализа способностей каждого отдельного ребенка по итогам посещений. Кроме того, мы разрабатываем специальную программу инклюзивного обучения совместно с фондом «Обнаженные сердца» под руководством Натальи Водяновой, которая стала Послом доброй воли московской «Кидзании». Московская «Кидзания» станет первым инклюзивным парком в России — здесь дети с физическими и интеллектуальными особенностями смогут наравне с другими посетителями освоить различные профессии», — ответил на вопрос Вячеслав Кутеев.

Таким образом, мы видим, как работает принцип Win-Win: дети получают возможность найти профессию мечты, государство решает проблему девальвации профессий, а бренды растят потребителей по законам «Маркетинга 3.0».


Источник: Sostav.ru

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza