Главная Аналитика Производителям товаров для маленьких готовят большие проблемы

Производителям товаров для маленьких готовят большие проблемы

19.04.2017 в 14.38 1664Просмотров: 1664 0Комментариев: 0
Эксперты предупреждают, что правила сертификации детских товаров, уже излишне жесткие, могут стать еще более суровыми и советуют легальным производителям объединяться и изучать нормативы.

Когда речь заходит о сертификации детских товаров, то, в первую очередь, на ум приходит одежда. Однако данная тема небезынтересна и участникам рынка игрушек. Как выжить легальному производителю товаров для детей на фоне постоянных проверок на соответствие техническим регламентам и возможного ужесточения правил сертификации, участникам прошедшего в марте форума Kids Retail Speech 2017 рассказала генеральный директор агентства «Френдли Ворлд» Наталия Встовская.

С недавнего времени, после того как власти взяли курс на ужесточение правил сертификации и на борьбу с товарами, не соответствующими техническим регламентам (ТР) Таможенного союза, жизнь производителей детской одежды и игрушек существенно изменилась. Многие компании, выпускающие одежду для взрослых, даже не догадываются о проблемах, с которыми сталкиваются их коллеги с детского рынка. По словам Наталии Встовской, требования к детской продукции в России самые жесткие.

Проверки и санкции

Напомним, сертификация проводится для подтверждения соответствия качества продукции утвержденным стандартам и правилам. На территории России, Белоруссии и Казахстана основным документом, регламентирующим требования к детским товарам является Технический регламент ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Для игрушек также важен документ ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек».

Действующее законодательство предусматривает, что для производства и продажи детских товаров необходимо оформление декларации о соответствии, сертификата соответствия или свидетельства о государственной регистрации в зависимости от вида и назначения продукции. Для получения сертификата или декларации необходимо пройти процедуры подтверждения качества товаров.

В теории, сертификация направлена, в том числе, на подтверждение безопасности, повышение привлекательности для потребителя и предотвращения контрафакта, рассказывает Наталия Встовская.

На практике, ситуация может развиваться несколько иначе. Ярким примером активной борьбы с нарушениями технических регламентов стала кампания по проверке школьной формы в 2012 году, когда Роспотребнадзор исправно рапортовал о выявлении многочисленных нарушений.

«Многие производители зашли в эту нишу с разными возможностями и представлениями о качестве. Огромный поток этой востребованной продукции хлынул из стран Азии, — рассказывает Наталия. — И нарушения в данном сегменте были особенно заметны».

Очередным шагом стало создание в 2015 году АНО «Российская система качества», сотрудники которой, в отличие от коллег из Роспотребнадзора, работают не по заявкам и жалобам, а самостоятельно проводят активные масштабные веерные исследования, в которые входят все новые товары.

Сейчас «черные списки», составленные по результатам проверок, включают в себя, по данным Встовской, более сотни компаний: «Многие не только поплатились репутацией, но и выплатили существенные штрафы».

Типичные нарушения

При исследовании продукции на безопасность проверяются десятки параметров, но основная масса нарушений выявляется по ограниченному ряду показателей. Для одежды это, в первую очередь, гигроскопичность и воздухопроницаемость. Трудность заключается в том, что в России отсутствует сырьевая база, и ткани приходится завозить из-за рубежа, при этом не все они соответствуют ТР.

Для продавцов и производителей игрушек наиболее критичным параметром является индекс токсичности — это интегральный показатель воздействия вредных веществ. Норматив индекса токсичности установлен в коридоре от 70 до 120 %. В данном случае 100% — это абсолютно безвредный материал, отклонение в меньшую или большую сторону говорит о присутствии опасных веществ. По словам Наталии Встовской, значительное число контрафактных игрушек было изъято из продажи именно по этому показателю.

Еще одним важным параметром является маркировка. «Нарушения маркировки считается очень серьезным нарушением ТР, поскольку они вводят в заблуждение потребителя», — рассказывает эксперт. Помимо ошибок в написании, причиной нарушения может также быть незнание производителем состава материалов (например, за рубежом принято указывать не конечный, а сырьевой состав ткани).

«Есть и категория производителей, которые умышленно скрывают состав, выдавая дешевые материалы за дорогие. Это уже на их совести», — поясняет гендиректор «Френдли Ворлд».

Закон суров, но не для всех

Парадоксально, но самые жесткие в мире условия сертификации действуют в Росси не для всех. В списки надзорных организаций чаще попадают те, кто работают легально, поскольку их проще проверить.

«Зашли, сделали закупку, написали результаты, — рассуждает Наталия Встовская. — Я не знаю такого случая, чтобы кто-то из проверяющих поехал на «Садовод» (вещевой рынок в Москве — прим. ред.) и там сделал закупку и опубликовал результаты».

Свое влияние оказывает и такой фактор, как потребительская культура. В отличие от рынка, в магазине, после покупки товара, клиенту гораздо проще предъявить претензию.

«Когда покупатель идет на рынок, он уже заведомо соглашается с тем, что он может купить некачественный товар. Предъявить претензии продавцу на рынке очень сложно», — уверена госпожа Встовская.

Больше жесткости?

Сегодня в России есть достаточно большая группа лиц, которая считает, что правила сертификации нужно и далее ужесточать. С этой точки зрения, усложнение нормативов должно привести к тому, что порядка в индустрии детских товаров станет больше.

В то же время ряд экспертов, к числу которых относит себя и Наталия Встовская, считают, что усложнять правила сертификации и технические регламенты не нужны, поскольку такие меры будут направлены, в первую очередь, против добросовестных производителей.

«Те, кто не работал по техническому регламенту, так и продолжат не работать. Ужесточение правил обернется только тем, что у добросовестных производителей появится еще больше забот, и им придется выделять больше ресурсов».

Отметим, данная позиция не вызвала возражений у кого-либо из присутствующих в зале.

Что делать производителям

Помимо низкой информированности производителей детских товаров на статистику нарушений также влияют несовершенство и излишняя жесткость технических регламентов. Чтобы противостоять этому, госпожа Встовская предлагает производителям объединяться, привлекать экспертов и добиваться внесения изменений в ТР, несмотря на то, что этот процесс занимает годы.

Часто свою роль играет и недостаточность знаний у проверяющих, особенно региональных, такого сложного документа, как ТР. Защитой от этого сможет стать повышение собственного уровня знаний, считает эксперт: «Рекомендую создавать центры компетенции в компаниях. Технический регламент можно изучать самостоятельно, можно с помощью экспертов, но изучать его нужно обязательно».

На вопрос одного из участников форума, как быть, когда проверяющие отсылают к противоречащим друг другу нормам ТР, гендиректор «Френдли Ворлд» рекомендует обращаться к экспертам и добиваться изменения технического регламента. При этом желательно в этом непростом деле найти союзников по бизнесу. О том, что регламент можно изменить, говорят достижения производителей игрушек.

Кроме того, эксперт советует бизнесу готовиться и к новым проверкам: «Многие производители находятся в пространной позиции: их еще никто не проверил и они думают, что это никогда не произойдет. На самом деле все не так». По словам Наталии Встовской, Минпромторг взял жесткий курс на наведение порядка на рынке детской продукции, и теперь в каждой группе товаров следует ожидать новых и новых проверок.

Александр Полунин,

редактор группы порталов «Сегмент.ру»

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza