Главная Аналитика Раскраски для взрослых: пройдет ли мода?

Раскраски для взрослых: пройдет ли мода?

04.05.2016 в 11.59 1477Просмотров: 1477 0Комментариев: 0
Сегмент раскрасок уже несколько лет подряд демонстрирует уверенный рост, а в 2015 году этот рост принял взрывной характер. Но временный ли это взлет или долговременная тенденция? Портал Сегмент.ру постарался ответить на этот вопрос.

Не Джоанной единой

В настоящее время европейское книгоиздание переживает настоящий бум по выпуску сложных раскрасок для взрослых тематического характера. Причудливые узоры для раскрашивания складываются в цветы, интерьеры, леса или сады, различные эпохи развития искусства и так далее. Они завоевали бешеную популярность и продаются миллионными тиражами. В Европе появились клубы по раскраске, проводятся всевозможные конкурсы раскрашивания, а в интернете люди делятся секретами мастерства. В Великобритании в этом году вышел журнал Vogue с раскрасками для взрослых. Европейская мода дошла и до России — этот сегмент показал в прошлом году уверенный рост на падающем в целом рынке.


Между тем еще несколько лет назад ничто такого роста не предвещало. Казалось бы, наоборот, появление планшетов и смартфонов с разнообразными возможностями для электронного творчества должно было скорее снизить интерес к доброй старой бумажной раскраске.

Взрывной рост обычно связывают с работами шотландского иллюстратора Джоанны Бэсфорд. Первый ее хит, «Таинственный сад», вышел в 2013 году и со временем возглавил список бестселлеров крупнейшего мирового интернет-ретейлера Amazon.com, к 2015 году только там было продано полтора миллиона копий. Ее вторая работа, «Зачарованный лес», вышла в 2015 году и также сходу стала хитом — уже в первый месяц разошлась четверть миллиона экземпляров.

Вместе с тем объяснять успех гениальностью одной Джоанны вряд ли можно. Наряду с ее работами огромной популярностью пользуются и другие раскраски. Например, «Therapy Colouring Book» Ричарда Мерритта и «Animal Kingdom» Милли Маротты.

Двойной эффект соцсетей

Во многом вирусный эффект раскрасок для взрослых объясняется готовыми рисунками, которые люди выкладывают в социальные сети. Например, актриса Зои Дешанель размещает фото своих вариантов рисунков в Facebook, а южнокорейская поп-исполнительница Ким Кибом балует свои полтора миллиона подписчиков в Instagram. В итоге у людей срабатывает стадный инстинкт, а кроме того они еще и перестают стесняться того, к чему давно стремились.

«Многих людей пугает чистый лист, а в случае с раскраской нужно просто добавить цвет, — говорит Джоанна Бэсфорд. — Многие люди говорили мне, что тайно раскрашивали, пока их дети спали. Теперь это можно делать легально, это книги для взрослых».


Но все же вирусный эффект соцсетей объясняет скорее скорость распространения моды на раскраски, а не сами причины возникновения этой моды. Разобраться в этих причинах важно, чтобы понять: не исчезнет ли эта мода так же быстро, как и возникла.

Скорее всего, главная причина в тех же самых соцсетях — но только посмотреть на них нужно с другой стороны. Ведь в последние годы социальные сети из среды свободного общения превратились (по крайней мере для многих) в рабочие инструменты, отняв массу свободного времени и эмоций. Нагрузка возросла многократно, увеличились риски эмоционального выгорания. Отсюда и необходимость в новых антистрессовых методах, ранее не слишком востребованных.

Не случайно раскраски для взрослых получили второе название «раскраски-антистресс» и стали чрезвычайно популярны среди офисных работников. Если детям они помогают развить фантазию, то взрослому человеку дают возможность наконец-то остаться один на один с собой, разобраться в своём «я» и разложить мысли по полочкам. Как раз то, чего в век тотального нахождения в режиме онлайн мы почти лишены. 


«Возрастающее, агрессивное внедрение в жизнь людей электронных средств коммуникации создает риск нарушения здоровья как взрослых, так и детей. Уже сейчас этот вопрос достаточно исследован и давно доказано их крайне неблагоприятное воздействие на нервную систему, органы зрения...,
- подтверждает руководитель сектора оптовых продаж издательства «ГЕОДОМ» Анна Погорелова. - Раскраски помогают взрослым вспомнить о том, что все мы родом из детства, они дают возможность отвлечься от повседневных будней и стресса, углубиться в процесс рисования и настроиться на оптимистичный лад, ведь и цвет благотворно влияет на нервную систему. Существует также мнение, что регулярное раскрашивание помогает заменить сеансы психолога».


Раскрашивать или рисовать?

Конечно, уходить от стрессов и чрезмерного онлайн-общения можно не только с помощью раскрасок. Вероятно, по той же «антистрессовой» причине растет и спрос на товары для творчества в целом — кисти, холсты, наборы для вязания и так далее. Раскраски демонстрируют более взрывную динамику во многом потому, что они гораздо доступнее как по цене, так и по времени.

Средняя цена раскраски для взрослых — 400-500 руб. Тогда как ставшие достаточно популярными школы живописи для взрослых, которые предлагают научить профессионально рисовать за две недели, подходят не всем. Одним трудно найти 4-5 часов свободного времени на сеанс рисования, другим сложно преодолеть детские комплексы, третьим оказывается непросто оплатить дорогостоящие занятия (от 3-5 тыс за сеанс рисования).


Вместе с тем массовое увлечение рисованием с целью достигнуть определенной внутренней гармонии, хорошо сказывается на канцелярском рынке и игроки придумывают все новые способы, чтобы увеличить продажи. Например, предлагают комплекты: вместе с раскрасками для взрослых хорошо продаются сопутствующие товары, например, грифельные карандаши или меловые карандаши, разные виды фломастеров.

Например, успешной оказалась совместная кампания издательства «Азбука» и «Faber-Castell», во время которой «Таинственный сад» Джоанны Бэсфорд от «Азбуки» лежал на полках магазинов рядом с новыми карандашами  «Faber-Castell». Кстати, проивзодители карандашей стали, пожалуй, главными бенефициарами раскрасочного бума — спрос на их продукцию резко вырос.


А вот российские производители не идеально используют маркетинговые возможности от раскрасочного бума. Несколько огорчает и то, что среди звездных авторов раскрасок российских художников пока незаметно. Может быть, еще все впереди?

Что дальше?

Плотность онлайн-общения во всем мире продолжает расти, вызванные этой плотностью стрессы никуда не денутся, а значит и популярность раскрасок останется на высоком уровне еще долгое время. С другой стороны, эффект модной новизны скоро пройдет, а потому рынку понадобятся новые идеи.

Конечно, новизна может идти со стороны авторов-художников: раскраски станут еще сложнее, обрастут более полнокровными сюжетами, превратятся, например, в художественные детективы или остросюжетные сериалы.

Но могут получить бурное развитие и смежные отрасли. Например, аналогичный взрывной рост не исключен для раскрасок по номерам — или чего-то в этом роде. Или кто-то откроет и совсем новый «голубой океан», который лежит рядом с нами.


Один из вариантов - синтез традиционных раскрасок и современных технологий дополненной реальности, которые позволят оживить рисунок, сделанный на бумаге. Может быть, именно объединение художественных объектов реального и виртуального миров в едином визуальном пространстве выведет увлечение рисованием на новый уровень.

Такие технологии продвигает в России франшизный проект  Devar — разрисованные герои затем оживают на смартфоне или планшете с помощью мобильных приложений. В результате ребенок создает не только рисунки, но и свою версию мультфильма! Неудивительно, что проект стремительно развивается, а по всему миру подобные технологии берут на вооружение гиганты детской индустрии: Disney, Crayola, Kinder Surprise, Lego.

Кажется, технологии дополненной реальности готовятся совершить в детских раскрасках такой же переворот, который произвели во взрослых раскрасках Джоанна Бэсфорд и ее коллеги. Но вот у взрослых они, возможно, так востребованы не будут. Ведь эти приложения как раз возвращают к миру смартфонов, планшетов и видеороликов, от которых мы хотим уйти в нарисованный мир.

У детей такого желания нет, зато поднимают голос некоторые педагоги и психологи - противники использования гаджетов в детском развитии. Производители 3D-раскрасок, напротив, уверены в полезности своей продукции.


- Мы объясняем родителям разницу между полезными приложениями и игрушками для планшетов. 3D-Раскраска развивает воображение, пространственное представление, мелкую и общую моторику, руку к письму, аккуратность и старательность, логическое мышление, концентрацию внимания, запоминание и воспроизведение, творческие способности,
- рассказывает Анастасия Пономарчук, руководитель представительства Devar KIDS в Петербурге. - Что касается рынка в целом, то по сути своей раскраска всегда остаётся раскраской. Это бумажный носитель, карандаши, фломастеры и фантазия. Конкурентное преимущество всегда будет за тем, кто подготовил площадку для творчества максимально интересно, доступно и привлекательно.

Что ж, трудно спорить. Сегмент «горячий», и наверняка в скором времени преподнесет еще немало открытий. Которые, в свою очередь, перевернут ситуацию не только в издательском мире, но и на канцелярском рынке...

Светлана Гудова,
Игрушки.сегмент.ру

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza