Находятся те, кто наживаются на регистрации популярных названий и выражений.
Малый бизнес в последние несколько месяцев оказался под ударом «патентных троллей», сообщили «Известиям» в общественном движении «Народный фронт».
«Патентными троллями» называются компании, которые ничего не продают и не производят, но массово регистрируют товарные знаки. Далее они отслеживают рынок и предъявляют претензии к компаниям, которые используют запатентованные троллями фразы, понятия, схожие товарные знаки и доменные имена, совпадающие с названиями реальных организаций. В борьбе с несправедливыми претензиями доходит до закрытия организации.
Законодательство предусматривает санкции лишь за использование товарных знаков без согласия правообладателя и не регулирует намеренное злоупотребление правом на их регистрацию, отметили в Роспатенте.
Жалобы массово поступают с конца прошлого года, сообщила руководитель проекта «Народный фронт. Право», председатель союза юристов-блогеров при МГЮА при поддержке Ассоциации юристов России Елена Гринь. Сейчас, по её словам, в работе у общественников более 60 таких обращений из разных регионов.
Формально любое лицо, использующее чужой товарный знак без заключения лицензионного договора, становится нарушителем, и правообладатель вправе требовать выплаты компенсации в размере от 10 тыс. ₽ до 5 млн ₽ на своё усмотрение, отметила руководитель частной юридической практики Светлана Основина.
Сейчас компании активно регистрируют в качестве товарных знаков популярные в производстве сувенирной продукции словосочетания: поговорки, присказки, интернет-мемы, строчки из песен и прочее, отметил индивидуальный предприниматель Игорь Павлов.
Сувениры лучше всего продаются зимой, в предпраздничный период, отметил он. И именно в этот момент, в ноябре-декабре, по его словам, производители и столкнулись со специфическим троллингом. В самый разгар праздничного сезона такие компании начали рассылать досудебные претензии на суммы от 3 млн ₽ до 60 млн ₽ десяткам предпринимателей. Потом они подали десятки исковых заявлений на суммы от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей, добавил предприниматель. Крупная компания с внушительным оборотом, таким образом, пытается отсудить деньги у более мелких предпринимателей.
Действующие нормативно-правовые акты предусматривают санкции лишь в отношении тех, кто использует товарные знаки без согласия правообладателя, и не регулируют намеренное злоупотребление правом на регистрацию товарных знаков и их последующей защиты, заявил на закрытом совещании «Народного фронта» начальник управления организации представления государственных услуг Роспатента Дмитрий Травников. Поэтому защита прав представителей малого бизнеса против недобросовестных монополистов в судебном порядке затруднительна.
Не стоит сразу выполнять требования и совершать необдуманные действия, посоветовали опрошенные «Известиями» юристы.
Самый эффективный способ борьбы с таким троллингом — доказать, что товарный знак используется не для индивидуализации товаров или услуг, а как средство наживы, то есть имеет место злоупотребление правом.
Светлана Основина, руководитель частной юридической практики
Можно обратиться в Роспатент или суд с заявлением о прекращении охраны товарного знака, если основания будут достаточно убедительными, правовая охрана обозначения будет прекращена, отметила эксперт.
К тому же с 9 сентября кратно повышаются пошлины за подачу судебных исков, напомнил руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артем Евсеев. Поэтому во многих случаях подача исков для троллей станет непривлекательна и они будут ограничиваться лишь претензиями, пытаясь взять компании «на испуг». Это должно защитить компании от таких троллей. Если же иск всё-таки подан, важно сразу подключить юристов, которые смогут оценить перспективы дела, напомнил он.
Выплата компенсации не станет основанием для продолжения использования товарного знака, обратила внимание Светлана Основина. И добавила, что идеальным вариантом будет самостоятельная регистрация товарного знака для закрепления права его использования. Но когда товарный ассортимент обширный, а стоимость единицы товара невысока, зачастую регистрация средства индивидуализации нерентабельна.
Прежде чем использовать то или иное обозначение, она рекомендовала проверять наличие аналогичных или схожих наименований среди зарегистрированных товарных знаков, а также среди заявок на регистрацию. Сделать это можно самостоятельно, поискав в интернете, в патентной библиотеке или обратившись к специалистам.
Полностью исключить проблему злоупотребления правом интеллектуальной собственности нельзя, считает Дмитрий Травников. В то же время он сообщил, что ведётся борьба с массовым вбросом заявок на товарные знаки. Уже внесли на рассмотрение проект по сокращению сроков на уплату пошлины за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы на товарный знак.