Главная Новости отрасли Больные точки: более половины ритейлеров будут закрывать магазины

Больные точки: более половины ритейлеров будут закрывать магазины

03.06.2020 в 11.30 795Просмотров: 795 0Комментариев: 0
Более половины торговых сетей в России закроют часть своих магазинов в 2020 году из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

Такие данные «Известиям» предоставили в крупных консалтинговых компаниях, информацию подтвердили представители ритейла и ТЦ. О возможном закрытии некоторых точек говорят и руководители сетей общепита. В результате до конца года ожидается увеличение свободных площадей в ТЦ до 10–12%, при этом могут повыситься цены на многие виды товаров — на 4–15%, считают эксперты. По их словам, закрытие нерентабельных точек — нормальная практика, поэтому неудивительно, что в кризис этот процесс ускоряется.

Кризис подкосил

В 2020 году 65% всех сетей в России планируют закрыть в среднем по 15 торговых точек. 30% из них — представители fashion-сегмента. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой компании «Магазин магазинов» на основе опроса ритейлеров. С информацией ознакомились «Известия». Лишь 18% ритейлеров не собираются закрывать свои магазины, 17% не приняли окончательного решения. В 2019 году доля ритейлеров всех профилей, закрывавших торговые точки, составила 20%, рассказала ведущий аналитик компании Ярославна Шилова.

Тенденцию подтвердили другие участники рынка торговой недвижимости. Пандемия привела к сбою поставок товаров, простою фабрик в разных странах, закрытию границ, магазинов и ТЦ, падению реального платежеспособного спроса населения. В итоге, товарооборот основной массы торговых точек, особенно fashion-сегмента, уже несколько месяцев нулевой, объяснил генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов.

— Многие ритейлеры будут вынуждены закрывать магазины. Несетевые операторы сейчас испытывают наибольшие финансовые трудности, и, вероятно, часть из них полностью уйдет с рынка. Сети же будут оптимизировать свой бизнес, закрывая самые проблемные точки, — считает аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова.

Сети всегда ведут внутреннюю оптимизацию — закрывают малоэффективные магазины, открывают новые, и так далее. Нет ничего удивительного в том, что в кризисы этот процесс ускоряется, подчеркнул управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский.

В международной компании Knight Frank также сообщили «Известиям», что большинство ритейлеров намерены оптимизировать свои площади. Однако в реальности фактическая доля сетей, закрывающих магазины, может оказаться ниже 65%, отметила директор департамента торговой недвижимости компании Евгения Хакбердиева.

По словам депутата Госдумы Александра Якубовского, в первую очередь опасения ритейлеров были связаны с тем, что арендодатели не будут делать им уступки. Но найден компромисс: принят закон, регулирующий их взаимоотношения. Есть основания предполагать, что закроется меньше торговых точек, считает парламентарий.

Правда, закон, принятый Госдумой и 2 июня одобренный Советом Федерации, касается только малого и среднего бизнеса. Он позволяет субъектам МСП расторгать арендные соглашения без штрафов.

По словам представителя одной из крупнейших ритейл-сетей России, из-за кризиса стали очевидны проблемы слабых магазинов — их в любом случае придется закрывать. Но окончательные решения будут приниматься уже после снятия режима самоизоляции во всех регионах, когда станет понятно потребительское поведение, добавил собеседник «Известий».

Некоторые fashion-сети из-за отсутствия выручки и обнуления банковских кредитов не смогли заказать осенние коллекции и закроются по этой причине. Из-за отсутствия занятий в школах и закрытых офисов потеряли в выручке магазины канцтоваров, не вернется в строй и часть ресторанов — в первую очередь в результате проблем со спросом и арендодателями, отметил председатель совета директоров сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац.

— Конечно, мы закроем часть точек, но сколько точно — сказать пока сложно. Речь идет о тех кафе, где трафик и аренда будут не соответствовать заданным параметрам, — сказал «Известиям» гендиректор ГК «Шоколадница» Олег Подгорный.

Убыточные точки будут закрывать все сетевые бренды, но их процент в общем портфеле будет определяться положением компании на рынке, высказал мнение основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. Если бренд твердо стоит на ногах, то закрытых точек будет меньше, в противном случае могут завершить деятельность до 30–50% от их общего количества. «Теремок» планирует продолжить работу большинства своих кафе, сказал он.

В Минпромторге на момент публикации на запрос «Известий» не ответили.

Процент вакантности

На торговых центрах закрытие проблемных точек ритейлеров скажется негативно — процент вакантных площадей резко вырастет, спрогнозировала генеральный директор компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук.

К концу 2020-го уровень свободных площадей может достигнуть в среднем 10–12%, сказала руководитель направления аренды торговых помещений CBRE Александра Чиркаева. По итогам I квартала года показатель составлял 5,9%.

Больше всех пострадают ТЦ средних размеров: сейчас интерес аудитории распределился между крупнейшими моллами и районными торговыми центрами, отметил генеральный директор Smart Estate Moscow Михаил Петров. При этом закрытие магазина в ТЦ крупным сетям обойдется довольно дорого: правом безболезненного расторжения могут воспользоваться только предприятия малого и среднего бизнеса, включенные в список наиболее пострадавших отраслей, отметил Олег Войцеховский. Поэтому значительная часть закрытий будет приходиться на помещения street retail, считает он.

Стабилизация ситуации ожидается не ранее марта-апреля следующего года, полагает Евгения Сафонова. По мнению Ольги Вальчук, для полного восстановления отрасли может потребоваться несколько лет.

В начале посткарантинного периода ритейлеры будут пробовать разные стратегии: кто-то — привлекать клиентов сниженной ценой, кто-то, наоборот, попробует воспользоваться накопленным отложенным спросом и даже немного поднимет цены, считает Александр Морозов.

К концу года опрошенные «Известиями» эксперты ожидают рост цен на все виды товаров, в том числе продовольственные. Речь идет о подорожании на 4–15%, оценил Александр Морозов. Но в первую очередь это произойдет не из-за закрытия магазинов, а в результате роста курса доллара и евро к рублю, отметил Михаил Петров.

По оценке Ярославны Шиловой, рост цен возможен в первую очередь на продукты питания, хотя эти сети пока не закрывали свои торговые точки. На 10% может увеличиться стоимость детских и спортивных товаров, на 5% — товаров для дома.

Источник: iz.ru
Фото: iz.ru

читайте также

«Беру» составил хит-парад товаров на самоизоляции

Эксперты маркетплейса «Беру» изучили спрос на товары и выяснили, что было популярно во время режима самоизоляции. В исследовании сравнивался спрос на товары в апреле и мае со спросом в феврале и марте 2020 года.

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza