Законопроект устанавливает ответственность за владение ресурсами и активами в соцсетях.
Государственная дума 30 июля приняла законопроект, который обяжет блогеров с более чем 10 тыс. подписчиков в социальных сетях передавать сведения о себе в Роскомнадзор. В противном случае они не смогут размещать рекламу на своих ресурсах, собирать пожертвования, а другие пользователи — делать репосты их публикаций. Forbes поговорил с юристами и участниками рынка и ответил на главные вопросы о новых поправках
На этой неделе Государственная дума приняла поправки к нескольким федеральным законам: № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», № 126 «О связи» и № 38 «О рекламе». Они среди прочего регулируют деятельность владельцев страниц в соцсетях с аудиторией больше 10 тыс. подписчиков. Этих пользователей обяжут сообщать о себе информацию в Роскомнадзор (РКН) для включения их ресурсов в перечень персональных страниц.
Законопроект устанавливает ответственность за владение ресурсами и активами в соцсетях, сказала управляющий партнёр юридической фирмы «Зарцын и партнёры» Людмила Харитонова.
Новый законопроект обязывает передавать данные в РКН автора «персональной страницы» в социальной сети. При этом понятие «персональная страница» в тексте не раскрывается, как и в иных законах и подзаконных актах Российской Федерации, отметил партнёр юридической фирмы Comply Максим Али. Поэтому до конца не ясно, идёт ли речь только о блогах или же о всех площадках в соцсетях с аудиторией свыше 10 тыс. человек.
Старший партнёр Versus.legal Александра Курдюмова подтвердила, что понятие «персональная страница» законодательством не раскрывается. Так что теоретически к ней можно отнести страничку в любом сервисе.
Затронут ли новые требования средства массовой информации, которые ведут паблики и каналы в соцсетях, из текста законопроекта тоже до конца не ясно, добавил Али.
Медиаюрист Дмитрий Григорьев уверен, что ни для бизнеса, ни для СМИ не будет исключений. Даже несмотря на то, что медиа и так обязаны раскрывать о себе информацию, согласно федеральному закону № 2124 «О средствах массовой информации». Харитонова предположила, что под персональной страницей имеется в виду страница физлица. А значит, корпоративные аккаунты под новое регулирование попадать не будут.
В законопроекте не сказано, какие площадки затронут новые требования. Но статья 10.6 закона «Об информации», куда вносятся изменения, регулирует не все соцсети, а только те, где распространяют информацию на русском языке, показывают рекламу для российской аудитории, а также сидит свыше 500 тыс. человек, обратил внимание Али.
Таким образом, закон, скорее всего, обойдёт стороной запрещённые в России соцсети.
Григорьев полагает, что под регулирование попадут страницы в российских социальных сетях из соответствующего реестра.
- «ВКонтакте»;
- «Одноклассники»;
- Twitter;
- TikTok;
- Likee;
- YouTube;
- Telegram;
- LiveJournal;
- «Пикабу»;
- Pinterest;
- «Дзен»;
- ruTube;
- Twitch;
- Discord;
- Yappy.
Аналогично считает и адвокат Дмитрий Гриц.
При этом законопроект не учитывает нюансы разных соцсетей, обратил внимание Али.
Например, во «ВКонтакте», если не добавлять пользователей в друзья, то они остаются в подписчиках. И от них по своей воле избавиться невозможно.
Максим Али, партнёр юридической фирмы Comply
Может сложиться ситуация, когда человек не ведёт блог, но у него уже 5000 друзей и чуть больше 5000 подписчиков. Если он не хочет подавать данные в РКН, то единственный выход из ситуации — удалить страницу.
Те, которые позволят идентифицировать автора персональной страницы. Но состав сведений и порядок предоставления информации пока не уточняются.
Согласно тексту законопроекта, их позднее установит правительство. Гриц полагает, что, скорее всего, авторов обяжут передавать своё имя, адрес электронной почты, ссылку на ресурс.
Ранее РКН предлагал сообщать в ведомство ФИО автора страницы и его контактную информацию «для направления юридически значимых сведений».
Согласно законопроекту, владельцы соцсетей будут размещать на соответствующих персональных страницах (пабликах, каналах) информацию о том, что те включены в реестр персональных страниц. Каким образом будет выглядеть пометка, позднее определит правительство, отметил Али.
Григорьев предположила, что пометка будет выглядеть так же, как выходные данные СМИ.
Согласно законопроекту, владельцам персональных страниц с аудиторией свыше 10 тыс. человек, которые не сообщили о себе в РКН, запретят размещать «информацию, содержащую предложения о финансировании данного пользователя, а также сведения о возможных способах осуществления этого финансирования».
Под этой формулировкой понимаются донаты, сказал Али.
Кроме того, согласно поправке к закону «О рекламе», на персональных страницах, которые не включены в реестр, нельзя будет размещать рекламу.
Более того, согласно новым поправкам, власти смогут потребовать соцсеть раскрыть данные за пользователя. Таким образом, если тот или иной канал или паблик не стал предоставлять о себе данные, они всё равно попадут в ведомство, отметил Али.
Харитонова полагает, что на разрешённых зарубежных площадках вроде YouTube регулирование коснётся только российских граждан или же пользователей, которые ведут соцсети на русском языке для аудитории из России.
Законопроект запрещает «распространение информации, которая была распространена на персональной странице, не включённой в перечень персональных страниц». По сути это запрет репостов, уточнил Григорьев
Предположим, человек выкладывает фото своего кота, кот не запрещён, ничего противоправного в информации нет. Но из-за того, что автор публикации о коте не встал в реестр, тот, кто её репостнет, совершает правонарушение.
Дмитрий Григорьев, медиаюрист
Али тоже называет эту часть законопроекта «самой одиозной», так как она затрагивает всех пользователей соцсетей и «не подчиняется здравому смыслу».
Законопроект не предусматривает ответственности за размещение рекламы на странице не вошедшего в реестр автора страницы. Но нарушения будут регулироваться общей для рекламной индустрии статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), отметили Али и юрист Юрий Капштык.
КоАП устанавливает штрафы для рекламодателей, рекламопроизводителей или рекламораспространителей. Они составляют от 2000 ₽ до 2500 ₽ для граждан, от 4000 ₽ до 20 тыс. ₽ — для должностных лиц, и от 100 тыс. ₽ до 500 тыс. ₽ — для юрлиц.
В то же время, по словам Григорьева, текущая версия законопроекта не вносит правки в статью 38 закона «О рекламе» «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации» и не определяет субъекта правонарушения, то есть того, кто несёт ответственность за размещение рекламы на неавторизированной странице (не включённой в реестр). А если субъект ответственности не установлен, то к нему нельзя применять наказание, пояснил юрист.
В любом случае, компаниям придётся придумывать механизмы защиты от потенциальных рисков, отметили собеседники Forbes. Диджитал-продюсер, основатель коммуникационного агентства Didenok Team Кирилл Диденок сказал, что при размещении рекламы на странице с аудиторией меньше 10 тыс. человек, например, 9999, придётся делать скрин на момент выхода рекламы, чтобы подтвердить размер аудитории.
Ответственность за перечисление донатов и репосты в законопроекте также не прописана. Капштык предположил, что после принятия закона каждое нарушение будет рассматриваться отдельно.