-
Как быть операторам персональных данных
23.06.2022 в 16.20 163Просмотров: 163 0Комментариев: 0 - Разбор
![]() |
Как только кто-то заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных.
В июле 2021 года изменились правила проверок операторов персональных данных. Если компания собирает персональные данные клиентов через сайт или отправляет данные сотрудников в банк для зарплатного проекта, она должна подать уведомление в Роскомнадзор и зарегистрироваться как оператор персональных данных.
Отсиживаться рискованнее, чем подать уведомление, рассказал эксперт Максим Лагутин, специалист по информационной безопасности и персональным данным и основатель компании по защите персональных данных «Б-152».
Кто относится к операторам персональных данных
Оператор персональных данных (ПД) — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Дословно в законе сказано так: персональные данные — это любые данные о человеке, по которым можно определить его личность.
Примеры ПД:
- электронная почта;
- телефон;
- имя и фамилия;
- дата рождения;
- данные паспорта;
- адрес;
- ссылка на сайт.
При этом ни в одном законе нет точного списка, что считается персональными данными. Дело в том, что в разных ситуациях одни и те же данные могут быть или не быть персональной информацией.
Интернет-псевдоним (ник), ФИО и любая другая информация без дополнительных данных не считаются ПД, если по ним нельзя определить конкретного человека.
На листочке в кафе написано «Иванов Иван Иванович» — это не персональные данные. Для регистрации на сайте вы оставляете свою электронную почту — это уже будет считаться ПД.
С геопозицией и файлами cookies (куки), про которые многие сайты просят согласие на сохранение, ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются ПД. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016–2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.
«МГТС» продавала данные клиентов:
- временные метки;
- деперсонализированный идентификатор user ID;
- адреса страниц, к которым было обращение;
- адреса, с которых был переход;
- информацию о браузере и устройстве, с которого был запрос;
- IP-адрес.
По сути, это были куки — данные о том, какие страницы посещают клиенты. По этим данным компании-покупатели показывали клиентам нужную рекламу. Согласия от клиентов у «МГТС» на обработку данных не было. Компания думала, что куки не считаются персональными данными, поэтому согласие на них не нужно. Суд с компанией не согласился и назначил штраф 30 тыс. ₽.
Эксперты рекомендуют перестраховываться и считать куки и геопозицию персональными данными. Особенно если компания вместе с этими данными получает другую личную информацию о клиентах, например, имя, телефон, электронную почту.
Роскомнадзор считает, что как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.
Про общедоступные данные
По закону компания не должна подавать уведомление в Роскомнадзор, если использует общедоступные данные. Например, если берёт телефон и имя человека из телефонного справочника. Справочник уже получил согласие от человека разместить данные о нём, поэтому второй раз спрашивать не надо.
Номинально информацию с открытых страниц в социальных сетях можно считать общедоступной. Казалось бы, человек зарегистрировался в соцсети, сам открыл доступ к своим имени и телефону. Значит, данные можно брать.
В реальности мало кто читает оферту. Поэтому Роскомнадзор говорит, что данные из соцсетей можно обрабатывать, если человек дал на это согласие.
В 2017 году «ВКонтакте» подала в суд на компанию Double Data и «Национальное бюро кредитных историй». Они брали информацию из открытых профилей пользователей, оценивали их кредитную историю и продавали информацию банкам.
Социальная сеть просила взыскать с компаний по одному рублю и выиграла суд.
Получается, данные в соцсетях не считаются общедоступными. Совет эксперта — получать от клиентов разрешение, например: «Для регистрации мы будем использовать открытые данные с вашей страницы „ВКонтакте“: имя, электронную почту, телефон. Если согласны с этим, нажмите на кнопку „Далее“».
По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных, об этом — ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных».
Когда уведомление не нужно
- Компания обрабатывает только данные сотрудников, которые нужны по закону и не передаёт их кому-то ещё без согласия сотрудника. Например, заполняет приказ о приёме на работу и карточку сотрудника и хранит их в сейфе.
- Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника.
- Получает персональные данные по договору с контрагентом, использует их только для исполнения этого договора и не передаёт их никому другому. Например, компания по договору получила номер расчётного счёта ИП и перечисляет на него деньги за выполнение работ по договору подряда.
- Использует только ФИО, которые сами по себе не указывают на конкретного человека. Например, компания в своём блоге опубликовала статью с примерами, где упоминается Иванов Иван, при этом нет информации, из какого он города, сколько ему лет и т. д.
- Получает персональные данные для разового пропуска на свою территорию. Например, Марина записала свои ФИО и серию с номером паспорта в журнал на стойке охранника предприятия, чтобы занести своему мужу контейнер с обедом.
- Обрабатывает персональные данные на бумаге. Чтобы выдать скидочную карту, продавец записывает имя и телефон клиента в тетрадке, но не заносит данные в компьютер.
- Использует общедоступные сведения — те, которые человек сообщил о себе сам. Например, берёт данные из телефонного справочника жителей Тулы.
Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор, но есть некоторые исключения.
Проверка приходит не сразу
Есть компании, которые обрабатывают персональные данные и боятся подавать уведомление, избегая штрафа. Они и правда нарушали закон, но это не значит, что Роскомнадзор сразу придёт с проверкой.
В реестре Роскомнадзора 439 тыс. компаний, и цифра постоянно растёт. Проверить все компании из списка Роскомнадзор не может.
Проверки чаще всего приходят к компаниям:
- которые пытаются затаиться и не подают уведомление;
- на которые часто поступают жалобы от пользователей о нарушениях.
Проверка приходит не сразу. Сначала Роскомнадзор присылает письмо с просьбой объяснить, почему компания собирает данные и не регистрируется как оператор. Не ответить на такое письмо — повод для проверки.
В Роскомнадзоре в 2021 году уточнили, что большинство нарушений компании устраняют в срок и в итоге их не штрафуют.
Сотрудники ведомства могут заметить сайт компании в интернете, проверить всех продавцов электроники или выбрать какой-то ещё способ. Был случай, когда в Астрахани оштрафовали все компании на букву «А», которые обрабатывали персональные данные и не подали уведомление.
Роскомнадзор чаще всего обращает на использующих ПД для:
- устройства сотрудников на работу;
- для оформления работникам страховых полисов или зарплатных проектов;
- карт лояльности;
- рекламных рассылок;
- оказания услуг;
- регистрации на сайтах;
- звонков потенциальным клиентам.
Роскомнадзор делит компании по степени риска:
- для компаний с высоким риском профилактические проверки проводятся каждые 2 года;
- с умеренным риском — каждые 3 года;
- со средним — каждые 4;
- с умеренным — каждые 6;
- а для компаний с низким риском регулярные проверки не проводятся.
К компаниям с высоким риском относятся те, которые:
- обрабатывают биометрические данные;
- передают данные за границу;
- хранят данные на иностранном сервере.
В категорию компаний с умеренным риском попадают:
- если обрабатывают данные для целей, отличных от заявленных;
- хранят данные более 20 тыс. человек;
- собирают данные с помощью иностранных сервисов.
Если Роскомнадзор заметит какие-то нарушения в области персональных данных, то он может вынести предостережение. А если ничего не поменяется, то компания рискует получить штраф.
Эксперты рекомендуют подать уведомление в Роскомнадзор всем компаниям, у которых есть сайт с формой регистрации или подпиской на рассылку.
Как наказывают
- Штраф за обработку персональных данных без письменного согласия — от 6 тыс. ₽ до 150 тыс. ₽.
- Также Роскомнадзор может заблокировать сайт или приостановить деятельность компании, но это редкие меры.
- Если Роскомнадзор обнаружит, что компания неправильно обрабатывает персональные данные, штраф может быть до 80 тыс. ₽.
В апреле 2022 года был внесён законопроект, который может заметно ограничить возможности компаний по передаче и использованию персональных данных. Сейчас он проходит рассмотрение во втором чтении.
Какие ожидаются изменения
- Авторы инициативы предлагают ввести понятие трансграничной передачи данных и ограничить возможность передавать ПД, а в некоторых случаях даже запретить.
- Компании будут обязаны уведомлять Роскомнадзор о том, что они собираются передать любые данные за рубеж, а в течение месяца получают ответ, можно ли передавать такую информацию и в каком объёме.
- Если предоставивший данные сообщит, что их получили незаконным путём или они были необязательны для заявленной цели компании, то он может потребовать их удалить, а при отказе — обратиться в суд, и организация получит штраф.
- А ещё компании будут обязаны объяснять клиентам, для чего именно нужны конкретные персональные данные.
- Если клиент попросит прекратить их обработку, то это надо будет сделать в течение 30 дней.
- Компании будут обязаны сообщать в государственные органы о каждом случае утечки персональных данных в течение 24 часов после инцидента, а Роскомнадзор будет вести реестр таких случаев.
- Если законопроект вступит в силу, то компании будут рисковать получить штраф за несвоевременное сообщение об утечке данных.
Форум
Фотогалерея
- » Компания: ООО "Я РАСТУ ТОЙЗ" Детские игры, пазлы, развивающие игры
-
11 Сен 2020 13:54 6813Просмотров: 6813 0Комментариев: 0
- » Компания: Vigor toys bb gun factory Игрушечный пистолет BB
-
10 Апр 2020 15:04 7210Просмотров: 7210 1Комментариев: 1
Видеогалерея
- » Компания: ПОЛЕСЬЕС днём рождения, Полесье!
-
9 Мар 2021 14:48 65410Просмотров: 65410 0Комментариев: 0
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Почти половина россиян проходили обучение для личного развития 5 Сен 2024 08:09 3750 Просмотров: 3750 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- Роскомнадзор за август заблокировал более 4 тыс. фишинговых сайтов 5 Сен 2024 07:42 3817 Просмотров: 3817 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- В Ozon утвердили процедуру продажи ПВЗ 5 Сен 2024 07:33 5657 Просмотров: 5657 0 Комментариев: 0
Новинки
- » Раздел: Новинки
- Пазл “Мяу-кухня” от Hatber 8 Апр 2025 03:07 224 Просмотров: 224 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Знакомьтесь: снежный барс от Hatber! 7 Апр 2025 05:10 220 Просмотров: 220 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Новинка от Hatber: настольная игра “Танчики” 2 Апр 2025 00:33 367 Просмотров: 367 0 Комментариев: 0
Акции
- » Раздел: Акции
- Внимание! Акция на STAEDTLER! 2 Апр 2022 20:03 19901 Просмотров: 19901 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Суперпредложение на KUM! 2 Апр 2022 20:00 46094 Просмотров: 46094 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- С Новым годом, друзья! 30 Дек 2021 12:53 49679 Просмотров: 49679 0 Комментариев: 0