Главная Новости отрасли Как электронная коммерция и маркетплейсы повлияли на кадровый кризис в России

Как электронная коммерция и маркетплейсы повлияли на кадровый кризис в России

11.06.2024 в 09.43 109Просмотров: 109 0Комментариев: 0
Существенным образом

 
 

Только на складах, в ПВЗ и в числе курьеров задействованы более 1,4 млн человек.

Компании из сегмента электронной коммерции, в первую очередь крупнейшие маркетплейсы и службы доставки еды, за последние три года создали сотни тысяч новых рабочих мест и переманили на них линейный персонал практически из всех отраслей. Это стало одной из причин тотального дефицита кадров в стране и спровоцировало гонку зарплат, которую многие компании уже не выдерживают, сказали собеседники Forbes

Масштабы явления

Аналитики РАН подсчитали, что в 2023 году общий дефицит кадров в России составил 4,8 млн человек. В конце 2021 года консалтинговая компания FinExpertiza подсчитала, что нехватка кадров в России составляет 2,2 млн человек. Таким образом, за два года дефицит вырос более чем вдвое. Если обратиться к данным Росстата, то в декабре 2021 года уровень безработицы в стране составлял 4,3 % (3,2 млн человек), а в декабре 2023-го снизился до 3 % (2,289 млн человек).

При этом проблема дефицита кадров возникла не в 2022 году: ещё в начале 2021-го вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что только в строительном секторе дефицит кадров составляет 1,5–2 млн человек.

Неудержимость

Точкой отсчёта новой эры в развитии российского электронная коммерция принято считать 2020 год, когда из-за локдауна резко выросла популярность сервисов доставок, маркетплейсов и других интернет-магазинов.

Рост объёмов рынка сопровождался развитием инфраструктуры и, разумеется, резким увеличением числа занятых в секторе. Например, в 2020 году, по подсчётам Data Insight, в России насчитывалось 46 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ). А сегодня в России более 100 тыс. ПВЗ, подсчитали в компании.

Кроме ПВЗ, неотъемлемая часть инфраструктуры электронной коммерции — это склады. В 2020 году Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» суммарно занимали 900 тыс. кв. м действующих качественных складских площадей, в 2023 году — уже 5,1 млн кв м, подсчитал региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко.

В работе склада площадью 100 тыс. кв. м в среднем задействовано 4000–5000 человек. Например, на складе площадью 130 тыс. кв. м Ozon заложил создание 7000 новых рабочих мест, Wildberries на складе площадью 100 тыс. кв. м предполагает создание 5000 рабочих мест. Таким образом, с 2020 года количество сотрудников складов участников рынка электронная коммерция должно было вырасти с 36 тыс. до 204 тыс. человек по минимальным оценкам.

Самой «человекоёмкой» составляющей электронной коммерции остаётся курьерская служба, говорят собеседники Forbes. Если в ПВЗ сегодня работает 300 тыс. – 400 тыс. человек в стране, то курьеров, даже постоянных, существенно больше, уточнил партнёр аналитической компании Data Insight Федор Вирин. Так, 150 тыс. постоянно работающих курьеров — это только объём Москвы.

Таким образом, только на позициях складских работников, сотрудников ПВЗ и курьеров в сегменте электронная коммерция задействованы более 1,4 млн человек, причём большинство этих рабочих мест появились в период с 2020 по 2023 год.

Активный наём

Маркетплейсы и крупные интернет-магазины привлекают персонал высоким уровнем зарплат, которые продолжают расти, констатировала директор по персоналу ПЭК Виктория Цой. Поэтому водители, грузчики, кладовщики, комплектовщики и другие сотрудники часто переходят из других отраслей в сегмент электронной коммерции.

По итогам 2023 года средний уровень зарплат складского линейного персонала увеличился более чем на 30 %, водителей грузовиков — на 40 %, до 150 тыс. ₽, и продолжает расти, подсчитала Цой. По итогам 2023 года себестоимость грузоперевозок в России увеличилась на 30 %, одна из основных причин — рост ФОТ (фонда оплаты труда). Из-за нехватки водителей грузовиков уже сейчас простаивает до 18 % автопарка российских компаний.

В последние годы действительно наблюдается высокая волатильность зарплат у линейного персонала, сказала директор по персоналу NOYTECH Supply Chain Solutions Вероника Зуева. То есть рост может составлять до 20–50 % в год.

За 2023 год, по данным «Мигрант Сервиса», зарплата иностранных граждан увеличилась почти в два раза на должностях разнорабочих, упаковщиков и грузчиков. И примерно на 30 % выросла зарплата сотрудников курьерских служб, клининговых служб и пекарен.

Пострадавшие

Более других отраслей от агрессивного найма со стороны электронная коммерция пострадал сегмент логистики. В складской логистике крайне востребованы кладовщики, комплектовщики товаров, операторы информационной системы управления складом (WMS), перечислила HR-директор NC Logistic Ирина Пак. Этих же специалистов усиленно ищут и маркетплейсы.

По данным опроса «Мигрант сервиса», высокая зарплата является определяющим критерием для 71 % соискателей, а оформление по трудовому договору — для 50 %.

По данным опроса консалтинговой компании КСЛ, компании сталкиваются с нехваткой комплектовщиков (29,1 %), кладовщиков (22,4 %) и водителей складской техники (15,5 %).

В лидерах по потребности в персонале:
  • промышленность — 77,8 %;
  • электронная коммерция — 75 %;
  • Third Party Logistics, то есть вид логистики, при котором производитель использует услуги аутсорсинга для управления цепочкой поставок (3PL) — 75 %;
  • дистрибуция — 63 %;
  • производство — 65,5 %.

Ретейл тоже пострадал не меньше логистов.

Электронная коммерция на данный момент испытывает дефицит на рынке труда, так как активно развивается и растёт. Как правило, переманивают линейный персонал, HR и IT-специалистов. 
Наталья Алёхина, директор по персоналу сети строительных гипермаркетов OBI

 

Источник: www.forbes.ru  Фото: www.pexels.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza