Главная Новости отрасли Как российский бизнес противостоит транспортной блокаде

Как российский бизнес противостоит транспортной блокаде

11.04.2022 в 18.00 189Просмотров: 189 0Комментариев: 0
Разбор ситуации

 

По кому ударила логистическая блокада со стороны Запада и как российский бизнес намерен выйти из ситуации.

Пятым санкционным пакетом 8 апреля Европа ударила по логистике — закрыла для России свои порты и дороги. Восточное направление тоже на грани тромбоза.

Самолёты

Самолёты Ан-124 «Руслан» из флота российской авиакомпании «Волга-Днепр», крупнейшая грузовая авиагруппа России, к середине марта практически перестали летать. Бермуды отменили сертификаты лётной годности для российских самолётов, а большинство из них зарегистрировано именно там. Иностранцы же столкнулись с отказом в перестраховке рисков при перелётах в Россию. В итоге авиалогистику охватил паралич.

Как правило, по воздуху перевозят фрукты, овощи, цветы, лекарства, электронику, а также осложнилась доставка палладия.

Морские перевозки

После 24 февраля крупнейшие европейские порты — Роттердам, Антверпен, Гамбург и Бремерхафен — стали блокировать все российские грузы. В начале марта в Европе застряло около 8 000 контейнеров с российским импортом. Забрать их тоже некому. Пятым санкционным пакетом ЕС закрыл свои порты для российских судов. И это ещё полбеды. От работы с Россией отказались ведущие европейские контейнерные линии, в том числе логистический гигант Maersk.

У внешней торговли, особенно контейнерной, колоссальная зависимость от иностранных операторов. В наибольшей степени это характерно для портов Северо-Запада и Юга, куда почти все рейсы осуществляют иностранцы. Более того, им принадлежит более половины контейнеров, задействованных в российском обороте.

Уход растянется на несколько месяцев: будут вывозить застрявший в Европе груз и уже оплаченный, и забукированный экспорт. По экспертным оценкам, «всё закончится в конце апреля». В наибольшей степени могут пострадать ориентированные на Запад порты Балтийского бассейна. Во втором квартале их контейнерооборот может упасть на 90%, а по году — на 70% с учётом успешных января-февраля. Рейсы в южные порты сдерживает подорожавшая страховка, она выросла на сотни тысяч долларов, а азовский узел и вовсе «встал».

Автотранспорт

В результате грузы из Европы «пересели» на автотранспорт. Впрочем, скоро российских фур поубавится — пятый санкционный пакет перекрыл им дорогу в Европу, и на перестройку маршрутов уйдёт несколько недель.

Европейские поставщики опасаются гипотетических санкций и повально отказываются от контрактов.

Так что российский бизнес решил приглядеться к азиатским рынкам. Правда, до них ещё нужно добраться.

Вагонные споры

Транспортники говорят, что спикер Совфеда Валентина Матвиенко 22 марта на встрече сенаторов с руководством РЖД поддержала позицию главы РЖД Олега Белозёрова, который не в первый раз присматривается к застрявшим на путях вагонам. По данным Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), в марте на путях РЖД простаивали более 74 000 вагонов.

Происхождение брошенных составов объясняют по-разному. «Контейнерщики» считают, что проблема в угольных грузах, которые застряли на пути в дальневосточные порты из-за ажиотажа на этом направлении. Угольщики, наоборот, видят причину в контейнерах с китайским импортом, которые заполонили московский транспортный узел ещё до событий на Украине. К заторам в европейской части привела и перевозка по железной дороге необходимой для них техники.

Все опрошенные бизнесмены сходятся во мнении, что первопричина брошенных составов — дефицит инфраструктуры и нехватка тяги. Ранее РЖД объясняла нехватку локомотивов вспышкой «омикрона» среди техперсонала.

Санкции и ограничения подтолкнули российских экспортёров на Восток. Это сулит грузопотоку через Восточный полигон (БАМ и Транссиб) двукратный рост. Одни только металлурги собираются переориентировать на Восток 4 млн т стали.

Помимо металлургов, новые заявки поступают от угольщиков, нефтяников, поставщиков удобрений и зерна — в общей сложности 15 млн т, сообщала пресс-служба РЖД.

О конкуренции

Конкуренция на восточном направлении «дичайшая» последние 4–5 лет. Больше всех преуспели угольщики — они добились от руководства страны приоритета на Восточном полигоне и «забронировали» около 70% провозной мощности. Впрочем, после того как контейнерные операторы лишились западных линий и портов, правительство и РЖД приостановили гегемонию угля. И на Восток помчались удлинённые контейнерные поезда.

Что делать

Власти должны определить приоритетные для экономики грузы и установить лимиты, высказался один из экспертов. Как бы ни развивалась дискуссия, устойчивость любых конструкций упрётся в возможности дальневосточных портов и сухопутных пунктов пропуска.

Дополнительная проблема ковида

В заторах принято винить китайцев и коронавирус. Поднебесная крайне нетерпимо относится к эпидемии и при малейшей вспышке закрывает целые города и ограничивает инфраструктуру. Это приводит к падению пропускной способности сухопутных погранпереходов и неритмичности в работе портов. Поток морских грузов то иссякает, то одномоментно обрушивается на приморские порты, мощности которых значительно уступают китайским. Следствием дальневосточного кризиса стал контейнерный затор на железнодорожных путях в Москве. На пике Восток отправлял до 45 поездов в неделю при средней норме в 31-35.

Справиться с коллапсом дальневосточные порты смогли лишь к февралю. Во многом благодаря паузе из-за китайских новогодних каникул. После 24 февраля упало и количество заявок на Китай. Сначала подорожал доллар, а потом снизился, правда, к этому моменту в Китае был объявлен очередной карантин. На российско-китайской границе снова образовались заторы. Пропуск поездов китайцы тоже ограничили. Под карантин попал и Шанхай, где расположен крупнейший китайский порт. В Китае начинают накапливаться грузы.

Выручает смекалка

Но как только в какой-то из провинций Ктая начинается вспышка коронавируса, логисты оперативно перенаправляют транспортный поток в другой приграничный регион, где ситуация стабильна. Ещё один вариант — доставка китайских грузов через Казахстан.

Смекалка помогает преодолеть и другие ограничения. Так, из США и Великобритании перестроили авиалогистику через Финляндию. Посылки и грузы доставляют в аэропорт Хельсинки зарубежными авиакомпаниями, откуда привозят их в Россию наземным транспортом. Из Австралии и Сингапура грузы летят в Дубай, а потом в Москву.

Для перевозок из Европы остаются поляки и прибалты. А российские фуры можно перерегистрировать в Грузии или Казахстане и ездить под их номерами. Вместо портов ЕС перевалочными хабами для морских грузов могут стать Стамбул или Марокко.

Ещё одна проблема

Проблема, которая угнетает всех без исключения — выросшая ставка рефинансирования. От неё зависит всё — цена кредита, стоимость лизинга, инвестиционные программы.

Вывод

Из-за ухода западных контейнерных линий драматически сократится количество контейнеров и судозаходов в российские порты. В качестве контрмеры власти рассматривали конфискацию западных контейнеров, но передумали — это привело бы к тому, что ни один контейнеровоз больше не зашёл в российский порт.

«Не надо пытаться всё администрировать до дыр», — взывал владелец Новолипецкого металлургического комбината и Морского порта «Санкт-Петербург» Владимир Лисин. Бизнесмен, который в 2022 году занял первую строчку Forbes, считает, что нужно позволить бизнесу самому приспособиться к новым условиям.

Источник  www.forbes.ru  Источник фото  www.pexels.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza