Важнее организовать пространство так, чтобы людям было комфортно работать.
Елена Аралова, директор архитектурного бюро Ed-Architecture, рассказала, какие есть варианты офисной планировки, как выбрать помещение и мебель, что нужно учитывать в ремонте по СанПиНу, а на чём можно сэкономить.
- класс А — новые здания в центре города с новыми техническими решениями, высокими потолками и панорамными окнами;
- класс B — здания разного возраста в иных районах города, но с современными коммуникациями и ремонтом, где есть и опенспейсы, и планировки кабинетного типа;
- класс С — офисы в зданиях, которые изначально не задумывались как офисные, например, бывшие фабрики и магазины;
- класс D — офисы, расположенные в старых зданиях далеко от центра.
Оптимальный вариант для малого бизнеса — класс B. Интернет-магазину или производственной компании подойдёт и класс С.
Дороже всего при ремонте любого здания обойдутся инженерные системы. Поэтому нужно расспросить арендодателя о технических условиях: электрике, вентиляции, охлаждении. Бессмысленно оформлять офис, в котором не хватает розеток или свежего воздуха.
Следует осмотреть, в каком состоянии внутренние площади в здании. По нормативам достаточно 4,5 кв. м на одно рабочее место, для комфортной работы лучше заложить больше — от 10 до 16 кв. м с учётом общих зон.
Дневной свет позволяет сотрудникам беречь зрение, поэтому очень важен доступ к естественному освещению. Хороши помещения с широким фасадом и большими окнами.
Чем меньше несущих стен и колонн, тем больше будет вариантов для зонирования. Но большие пролёты и стоят дороже.
Есть некоторые обязательные правила для бизнеса. Кое-что придётся точно предусмотреть — что-то с самого начала, а что-то по мере ремонта. Лучше сразу ориентироваться на требования, например, СанПиНа, иначе возможен штраф от Роспотребнадзора или Роструда.
площадь для одного работника — не менее 4,5 кв. м;зона для приёма пищи с питьевой водой, водопроводом, канализацией и отоплением; хорошее освещение — не менее 400 люкс на рабочей поверхности стола;достаточно широкие проходы;огнестойкие материалы;несколько выходов, чтобы можно было быстро эвакуироваться.
Есть компании с жёсткой системой управления, которые любят, чтобы все сидели в офисе с 9 до 18, а есть демократичные — с высокой степенью доверия, работающие в гибридном графике. Обычно офисы у них разные.
Для компаний с жёсткой системой управления обычно проектируют офис открытого типа для рядовых сотрудников, кабинеты для руководителей и много мест для хранения документов и личных вещей. Опенспейс — более дешёвое решение, чем кабинеты, потому что для него нужно меньше инженерного оборудования и отделочных материалов для стен.
Размещают рабочие места вдоль фасада здания с доступом к естественному свету, а переговорные, санузлы, кафе — в прочих частях помещения.
Когда мест в общем зале слишком много, создаётся ощущение грядок. Чтобы сотрудники друг другу не мешали, в каждом блоке должно быть не больше 20 человек.
Блоки разделяют акустическими или многофункциональными панелями, не обязательно делать стены или перегородки до потолка. Интересно смотрится, когда блоки разных отделов оформлены в своей стилистике.
В компаниях с высокой степенью доверия офис используется, чтобы поддерживать командный дух и совместно решать задачи. Некоторые для этого исходят из того, что только часть сотрудников будут в офисе одновременно — например, треть или половина. Для этого понадобится минимум рабочих столов и кабинетов и максимум переговорных. Самый востребованный формат — переговорки на два-четыре человека, где можно и обсудить новый проект и вместе поработать.
Столы в таком офисе — совместного использования, то есть не закреплены за конкретным человеком. Работает за ними тот, кто первым пришёл.
Если бизнес-задачи компании изменились, офис будет легко перестроить: из зоны с рабочими столами сделать лекторий, из двух маленьких переговорок — одну большую.
Перед ремонтом разрабатывают дизайн-проект — это пошаговая инструкция с чертежами, схемами и расчётами.
- планировочное решение;
- инженерная документация;
- планы монтажа пола и потолка, стен и перегородок;
- план освещения.
Проектировщик отвечает за то, что все столы поместятся, всем хватит розеток и света, а также рассчитывает бюджет. Если помещение уже отремонтировано и осталось расставить мебель, можно нарисовать схему самостоятельно. В других случаях лучше поручить проект профессионалу.
Сейчас граница между корпоративным и домашним интерьером стирается. Офисы становятся всё менее формальными. Если хотите использовать этот тренд, действуйте без фанатизма.
Елена Аралова, директор Ed-Architecture
Выбирают антивандальную стойкую к износу мебель. Самая важная составляющая — кресло. Рабочие кресла должны регулироваться по высоте. Лучше, чтобы настраивалась не только высота сидения, но и высота спинки, а также угол наклона.
Столы понадобятся простые, но качественные. Подкатные тумбочки сбоку стола уже не в моде. Подойдут шкафы, которые можно использовать не только для хранения документов, но и для зонирования.
В переговорных можно использовать не только обычные столы и кресла, но и разнообразить интерьер диванами. Оригинальный вариант — переговорка с высоким барным столом, за которым не сидят, а стоят, так что время совещаний сокращается.
В последнее время растёт тренд на озеленение офиса. Если бюджет позволяет, разбивают сад на балконе или террасе. А иначе можно обойтись фикусами и кактусами.
Акценты в интерьере можно расставить с помощью изделий ремесленников, картин, штор, абажуров. Ручная работа добавит интерьеру самобытности, а стоит такой декор обычно недорого.
Важнее всего для комфортной работы в офисе не расписные стены и диваны-качели, а хороший климат, естественный свет и грамотная акустика, поэтому им уделяют максимум внимания.
Лучшее решение с точки зрения акустики — потолок из мягкого волокна. Это решение эффективнее, чем стеновые панели или ковролин.
Для отделки основного пространства подойдут мягкие тона, которые не будут раздражать, а яркие и насыщенные — для общественных зон, то есть входов, коридоров, кафе.
Офисный свет — тёплый и уютный либо насыщенный — способен работать как полноценный архитектурный инструмент. Поэтому лучше продумать зоны с различным светом на старте проекта.
выбрать офис в стиле лофт с открытыми коммуникациями на потолке, бетонными или кирпичными стенами;сузить ассортимент чистовых материалов; вместо генподрядчика подобрать подрядчиков по отдельным системам, то есть на вентиляцию, на электрику, на отделку.
Мы своими силами делали ремонт офиса в 2023 году. Ремонт обошёлся в 34 550 ₽ за 1 кв. м, так как меняли инженерию и демонтировали стены.