Главная Новости отрасли Кризис обвалил арендные ставки

Кризис обвалил арендные ставки

19.03.2015 в 10.52 441Просмотров: 441 0Комментариев: 0
Владельцы моллов перевели ставки аренды в рубли по докризисному курсу

Примерно 90% собственников торгцентров в Москве перевели ставки аренды из долларов в рубли, при этом валютные резко снизились – во многих случаях сразу на 40–50%, сообщили РБК консультанты из CBRE, Knight Frank и JLL

«Новостройкам» хуже всего

Согласно исследованию Knight Frank, в феврале 2015 года по сравнению с началом 2014-го не изменились только долларовые ставки для гипермаркетов (от 7 тыс. кв. м) и супермаркетов (1,5–3 тыс. кв. м) – они составляют $100–250 и $250–500 за 1 кв. м в год соответственно. Для всех остальных форматов валютные расценки снизились: для DIY-магазинов (товары для ремонта и благоустройства дома) – на 14–25%, до $150–300 за 1 кв. м в год, для магазинов бытовой техники – на 40–52%, до $120–300, для спортивных – на 63–75%, до $100–300, для детских – на 11–20%, до $200–400, для одежных – на 20–2​5%, до $600–2000.
Долларовые ставки консультанты подсчитывают сами: почти 90% владельцев торговой недвижимости к февралю перевели расчеты в рубли, говорит ​директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова.

О похожем тренде сообщил и представитель CBRE: так, в недавно открытых торгцентрах продуктовый гипермаркет (от 8 тыс. кв. м) мог платить в первом квартале 2014-го $100–250 за 1 кв. м в год, а уже в январе 2015-го – $80–160, то есть на 20–36% меньше; при этом ценник в «старых» торгцентрах не изменился. Для фудкортов аналогичным образом ставки снизились с $1600–2300 до $1300–1850, то есть примерно на 20%, но только если речь идет о новых объектах. «Это разделение стало явным к началу 2015 года, – объясняет управляющий директор отдела торговых помещений CBRE Михаил Рогожин. – Если в «устоявшихся» комплексах мы зафиксировали снижение ставки в иностранной валюте на 10–30% в зависимости от площади и типа арендаторов, то в новых – на 20–50%».

Как изменились средние арендные ставки за 2014 год, $/кв. м в год: 

Профиль/тип арендатора

Средняя площадь, кв.м

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал (по курсу на конец января)

Устоявшиеся ТРЦ

Новые ТРЦ

Продуктовый гипермаркет

>8 000

100 – 250

100 – 200

100 – 200

100 – 200

80-160

Гипермаркет формата DIY*

>10 000

150 – 300

150 – 250

130 – 200

130 – 200

110 – 140

Продуктовый супермаркет

1 000 – 4 000

400 – 600

400 – 600

350 – 550

350 – 550

280 – 440

Бытовая техника и электроника

1 500 – 4 500

250 – 500

250 – 400

250 – 350

250 – 350

200 – 280

Спортивные товары

4 000 – 6 000

200 – 300

200 – 250

180 – 230

180 – 230

145 – 185

1 200 – 2 500

300 – 480

300 – 400

250 – 350

250 – 350

200– 280

Товары для детей

1 000 – 2 500

300 – 500

300 – 450

300 – 400

300 – 400

240 – 320

Одежда

1 500 – 2 500

300 – 500

300 – 450

300 – 450

300 – 450

240 – 360

Многозальный кинотеатр

3 000 – 5 000

150 – 300

150 – 300

150 – 300

150 – 300

120 – 240

Арендатор торговой галереи

500 – 1 200

500 – 800

500 – 800

450 – 750

450 – 750

360 – 600

250 – 500

800 – 1 200

800 – 1 200

800 – 1 200

800 – 1 200

640 – 960

100 – 250

1 200 – 2 000

1 200 – 2 000

1 200 – 2 000

1 200 – 2 000

960 – 1 600

50 – 100

1 700 – 2 300

1 700 – 2 300

1 700 – 2 300

1 700 – 2 300

1 350 – 1 850

<50

2 000 – 3 600

2 000 – 3 600

2 000 – 3 600

2 000 – 3 600

1 600 – 2 900

Ресторан

300 – 600

500 – 950

500 – 900

500 – 800

500 – 800

400 – 650

Кофейня

150 – 300

1 200 – 2 000

1 200 – 2 000

1 200 – 2 000

1 200 – 2 000

950 – 1 600

Фуд-корт

50 – 100

1 600 – 2 300

1 600 – 2 300

1 600 – 2 300

1 600 – 2 300

1 300 – 1 850

 

По данным JLL, сейчас средняя ставка аренды в торговых центрах Москвы варьируется в диапазоне $400–1450 за 1 кв. м в год, хотя годом раньше было $500–1800. Максимальные ставки – в премиальных объектах – почти не изменились: $2400–4500 в сравнении с прошлогодними $3000–4500, утверждают в JLL.

Причиной такого сокращения стала не только рецессия в экономике, но и рекордный ввод новых торговых площадей: по данным «Магазина магазинов», в 2014-м в столице было запущено 684 тыс. новых квадратных метров, что стало абсолютным рекордом для местного рынка, который вырос примерно вдвое с 2007 года – до 400 кв. м на 1 тыс. жителей.

Предложение выше спроса

Есть два фактора, которые влияют на снижение ставок аренды, рассказывает руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин: «Первый – это превышение предложения [торговых помещений] над спросом, а второй – снижение прибыльности ретейлеров, особенно в непродуктовом сегменте. Продолжающееся снижение потребительской активности на фоне роста себестоимости продукции приводит к тому, что сети не готовы платить такой же процент с товарооборота, как ранее».

В результате доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы увеличилась с 3,5% на конец 2013 года до 6% по итогам 2014-го, согласна начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская. «В 2015 году мы ожидаем дальнейшего роста показателя – до 8%», – добавляет она. Вакантность в 8% могла бы считаться успехом – достичь ее можно только в том случае, если новые проекты будут открывать заполненными хотя бы на 75%, подчеркивает региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Анна Никандрова.

В свою очередь, Рогожин из CBRE предлагает готовиться к худшему развитию событий: «Сопоставимый с 2014-м объем ввода торговых центров в 2015 году [630 тыс. кв. м] и сохранение негативных тенденций могут привести к росту вакансии до 11% и более». За неполные два месяца в Москве открылись два торгово-развлекательных центра – «Кунцево Плаза» и Columbus суммарной арендопригодной площадью 205 тыс. кв. м. Это почти в четыре раза больше всего первого квартала 2014 года, когда на рынок вышло, по данным Knight Frank, 57,7 тыс. кв. м.

Некоторые объекты на момент открытия в 2014 году действительно пустовали более чем на 70%, отмечает Никандрова из Colliers: сегодня наибольшая доля вакантных площадей сохраняется в объектах, которые были введены в четвертом квартале прошлого года, например в «Авиапарке», «Мозаике».

Условия аренды в торговых центрах Москвы: 

Профиль

Средняя площадь, кв.м.

Базовая арендная ставка в год, $/ кв. м  

По состоянию на начало 2014 года

На февраль 2015 года 

Гипермаркет

>7 000

100 – 250

100 – 250

Супермаркет

1 500 – 3 000

250 – 500

250 – 500

Гипермаркет формата DIY*

>5 000

200 – 350

150 – 300

Бытовая техника

1 500 – 3 000

250 – 500

120 – 300

Спортивные товары

1 500 – 2 500

400 – 800

100 – 300

Детские товары

1 000 – 2 500

250 – 450

200 – 400

Операторы галереи профиля «одежда»

50 – 300

800 – 2 500

600 – 2 000

Операторы галереи профиля «обувь»

50 – 300

900 – 3 000

600 – 2 200

Аксессуары

10 – 70

2 500 – 4 500

1 600 – 4 000

Развлекательный центр

100 – 1 500

250 – 500

150 – 300

Развлекательный центр

2 000 – 5 000

100 – 200

70 – 150


Отдельные собственники предпочли даже не открывать свои торгцентры из-за неготовности к открытию большинства арендаторов. Так, Центральный детский магазин на Лубянке должен был начать работу в конце декабря, но его владелец «Галс-Девелопмент» сообщил о переносе открытия на конец первого – начало второго кварталов. «Многим девелоперам торговых центров сегодня нелегко, – признается гендиректор Praktika Development (управляет торговой недвижимостью президента группы ПИК Сергея Гордеева) Булат Шакиров. – Особенно тяжело тем, кто открылся в конце 2014-го, хорошо, что наша «Ривьера» открывается только к осени–зиме 2015 года».

Глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк в конце февраля также отмечал, что арендаторы заполнили всего 40–60% площадей в столичных торгцентрах, открытых в конце 2014-го и начале 2015 года, хотя «обычно всегда где-то около 70–80% они в кратчайшие сроки добивают». Причиной низкого арендного спроса стало снижение покупательной способности населения, процитировало Немерюка РИА Новости.

Как временная мера

По мнению Ключинской из JLL, перевод ставки в рубли многие арендодатели рассматривают как временную меру: «У большинства есть кредиты в валюте, а кроме того, рублевая ставка усложнит продажу объекта – будет трудно прогнозировать NOI [чистый операционный поток] в валюте». Появляются и новые инструм​енты, например, ratchet, добавляет она: это пересчет оборота арендатора за определенный период, скажем, год, в фиксированную ставку аренды. «Таким образом, девелопер и арендатор достигают некоторого баланса интересов: первый закрепляет ставку на определенном уровне, второй получает арендный платеж, который в целом вписывается в его бизнес-модель».

Сами собственники неохотно рассказывают о реальном положении дел в своих торговых центрах. В пресс-службе AFI Development (торгово-развлекательный центр AfiMall) отказались отвечать на вопросы РБК. Предпочли промолчать в MR Group, группах БИН и «Регионы».

В пресс-службе торгового комплекса «Авиапарк» поспешили подчеркнуть, что сейчас самый большой торговый центр Европы (230 тыс. кв. м арендопригодных площадей) сдан в аренду на 85%, начали работу уже 50% арендаторов против 35% на момент открытия.

Глава департамента корпоративных коммуникаций и маркетинга группы «Ташир» Зара Аджемян сообщила, что «исключения бывают, однако большинство розничных сетей могут осилить докризисные рыночные ставки».


Retail.ru

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza