Главная Новости отрасли Купила мама коника

Купила мама коника

01.06.2010 в 14.52 2664Просмотров: 2664 0Комментариев: 0


Татьяна Арефьева

Нынешние дети хотят играть с тем, что само двигается, реагирует на голос и исполняет команды. Психологи противятся новшествам, полагая, что они вредны для детского развития. Продавцы игрушек считают, что подрастающее поколение само разберется в том, что хорошо, а что плохо. Кто прав?

Гости съезжались на дачу на день рождения трехлетней Манечки. Один высокий дядя подарил ей черного коня, умеющего передвигать ногами и как бы скакать, хотя и медленно. Когда стемнело и взрослые были уже подшофе, одному из них пришло в голову испробовать подарок. И тут выяснилось, что конь не только скачет, но и светит красными глазами — публика оказалась интеллигентной и тут же окрестила его «конем апокалипсиса».

Абсурдные, уродские и просто безвкусные игрушки преследуют нас повсюду. Удивительно, но именно они зачастую и нравятся детям. Мы пытаемся купить им нечто развивающее в магазине «Маленький гений» или на худой конец традиционную фарфоровую красотку с локонами — они же кривятся и требуют всех феечек Winx, страшных как смертный грех.

Самостоятельные игрушки

— Главная проблема сегодня — игрушки, играющие сами по себе, без участия ребенка, — убеждена психолог Елена Смирнова, руководитель Центра игры и игрушки при Московском городском психолого-педаго­ги­ческом университете (МГППУ).

Включил — и готово. Взрослым такие игрушки нравятся: они выглядят современно. Но при этом убивают игру — когда утенок сам крякает, ходит и машет крыльями, ребенку остается лишь наблюдать за его активностью. И таких игрушек сейчас большинство, утверждает Елена.

В ее кабинете за стеклом сидят говорящие игрушечные звери из разряда вредных.

— Играть с ними нельзя, — говорит Смирнова. — Надо ждать, пока замолчат. А мягкая игрушка должна исполнять для ребенка роль родственника, когда он чувствует себя одиноким во время болезни или когда идет в детский сад. Если же у игрушки есть голос, свой голос ему вставить уже некуда.

Елена достает из шкафа мячик, который при нажатии начинает петь английский алфавит. Комментирует: «Какие-то песенки тут для маленького ребенка абсолютно бессмысленные». Не вызывает у нее доверия и говорящий младенец, который при включении произносит: «Что будем сегодня делать?» — «Он каждые три минуты такие реплики подает. Как с ним играть, если он мне сейчас опять что-то скажет? Выполнять его команды вроде “расскажи мне сказку” или “мне холодно, надень на меня курточку”?»

— Если ребенок в детстве лишен игры, в дальнейшем это ведет к отсутствию инициативы, фантазии, навыков кооперации, к неустойчивой самоидентификации, к недостатку произвольности, невозможности организовать свое поведение и управлять им, — считает Елена. — С одной стороны, малышу предлагается бесконечный видеоряд ТВ для пассивного восприятия, с другой — игрушка, не предполагающая его активности. У ребенка отсутствует душевная жизнь, нет внутренней работы, а есть зависимость от предлагаемого. Эта зависимость в дальнейшем перерастает в другие виды аддикции.

— Страшная правда психологов заключается в следующем: для развития ребенку достаточно десяти игрушек. Они поместятся в небольшом ящике и будут стоить вам три тысячи рублей максимум, — говорит Роман Федотов, гендиректор маркетинго-коммуника­цион­ного агентства «Игропром». — Но с этим игрушками одна проблема: вам придется самим играть в них с ребенком.

Раньше трехлетнего мальчика вполне устраивал самый обыкновенный грузовичок. Теперь необходимо, чтобы у него еще и фары горели, чтобы он издавал звуки и общался с предметами, которые кладут ему в кузов. Кукла, просто говорящая «мама», не нравится современной девочке — ее интересует кукла, которая поет, просит есть, может описаться или заболеть.

— Вспомните бум тамагочи, когда каждый ребенок хотел ухаживать за электронным питомцем, — говорит Роман. — Игрушки все больше должны походить на реальные существа. Границы между телевизором и игровой комнатой для детей практически не существует: они играют в тех же персонажей, которых видят на экране, и хотят, чтобы они вели себя так же, как в мультфильме. А индустрия игрушек просто следует за этим трендом.

В ежегодно составляемом списке лучших игрушек Америки (в России подобных спис­ков нет, но рынок игрушек у нас сейчас примерно одинаковый) лидирует автоматический динозавр Playskool Kota My Triceratops Dinosaur. Название дурацкое и длинное, зато сам динозаврик — просто прелесть и обладает множеством функций. Дети в восторге.

Ничуть не меньший восторг вызывают новые интерактивные игрушки у Надежды Журиной, директора оптовой компании «С-Тойз», поставляющей игровую продукцию в магазины сети «Детский мир». Она представляет мне пса Бисквита. Он очень крупный, двигает головой и ушами, как настоящая собака, но с чудовищным лязгом. Скулит, ложится, лает в ответ на команды, понимает русский язык. Разговаривать с Бисквитом надо отчетливо произнося слова и направляя звук прямо ему в пасть — иначе может и не разобрать. Пытаюсь погладить пса, он линяет. Почти как настоящий.

Следующий на очереди — попугай. Он постоянно говорит: «Кеша хороший», «Кеша хочет кушать». Может запомнить любую фразу и повторять ее, как классический попка-дурак. «Это настоящие интерактивные игрушки с программой, с ними можно общаться, — говорит Надежда. — Вещи типа “нажал кнопку — игрушка что-то сделала” уходят в прошлое». Птица перебивает ее — она встревает в разговор каждые две минуты и мешает нам. Окажись на моем месте психолог, эксперт по полезным детским игрушкам, он, думаю, сильно разозлился бы.

Игры на столе

— На самом деле развивающих игр в продаже достаточно, — уверена Надежда Журина. — Из конструкторов нет только блочного дома — помните, был такой набор гэдээровский? А так есть и гнущиеся металлические, как в нашем с вами детстве, и деревянные избы-срубы. Родитель может найти в магазине все свои любимые в прошлом игрушки.

Однако конструкторами линейка развивающих игр не заканчивается. Родители могут существенно расходиться во мнениях, что именно полезно их ребенку, да и разные дети развивают себя разными способами. Одних хлебом не корми — дай разломать машинку на мелкие части, другим, напротив, купи ЛЕГО из нескольких сот частей. Есть дети-деструкторы и есть конструкторы, и уже года в два различия между ними очевидны.

Путь, якобы ведущий к гармонизации детской психики вне зависимости от ее типа, предлагают психологи. В одном из шкафов в Центре игры и игрушки при МГППУ хранятся образцы полезных игрушек — окрашенные в спокойные цвета, а то и вовсе бес­цветные машинки, лошадки, паровозики. Я смотрю на них с недоверием. Деревянные, округлые, надежные, все на крепких шарнирах — такие чурбачки точно не разломишь, да и зачем? Внутри-то ведь ничего нет.

Елена Смирнова признает, что игрушки эти, возможно, и слишком просты, и недостаточно привлекательны, но при этом они необходимы для детского развития. «Все педагоги совпадают во взглядах на полезные игрушки, но их взгляды расходятся с рынком», — говорит она и показывает однозначно вредный для развития моторики игровой набор. Это человечек со схематично обозначенными внутренними органами плюс комплект органов в отдельном мешочке. Если печень человечка по форме совпадет с фрагментом из набора, врач-играющий может оставить орган себе. Если, не дай бог, вместо печени приложишь к человечку поджелудочную, он завибрирует с неприятным звуком. Судя по уровню сложности, игра рассчитана на ребенка трех лет.

— Мало того что это ужас-ужас с моральной точки зрения, так еще и органы расположены неправильно, — удрученно говорит Смирнова. — А вообще это еще одна проблема — дидактизация игрушки: она не только забавляет, но и развивает. Возьмем настольные игры — там на каждом шагу ребенок должен то загадку разгадать, то что-то усвоить. А это уводит в сторону от главного назначения игры: ребенок, играя, должен научиться действовать по правилам и смиряться с неудачами — научиться проигрывать.

С тем, что настольные игры как таковые полезны, психолог Смирнова не спорит. Роман Федотов, «игрушечник» новой волны, комментирует увлечение разнообразными «Монополиями» довольно цинично:

— Шумиху вокруг них много лет создают маркетологи Hasbro, крупнейшей в мире компании по производству настольных игр. На это тратятся миллиарды долларов ежегодно. Поэтому хочешь не хочешь, но «Монополию» ты знать обязан. Идея в следующем: чтобы продать побольше игр, нужна пропаганда семьи, собравшейся за столом. Играть вдвоем или одному — не очень. Говорить вчетвером — это большая наука, кто-то должен иногда молчать. А играть можно хоть вчетвером, хоть вшестером, и это будет весело и шумно. Люди покупают «Монополию» и играют в нее не потому, что любят это дело, а исключительно ради компании.

В упомянутом выше американском рейтинге лучших игрушек за 2009 год второе место занимает настольная игра «Бакуган». Она состоит из игрового поля, металлических карточек и цветных шариков. Если пустить шарик по правильной траектории, он, попав на карточку, раскроется и превратится в маленькое техносущество. Создателям «Бакугана» хочется пожать руку: они взяли традиционную настольную игру, заставляющую угрюмых, стеснительных мальчиков и девочек общаться и смеяться, стилизовали ее под привычную детям компьютерную игрушку, добавили немного волшебства (самораскрывающиеся шарики), и вот вам начало нового тренда — игра, в которую можно играть самой что ни на есть настоящей, невиртуальной компанией, но снабженная интерактивными элементами.

Проникновение интернета в детское сообщество кажется Роману Федотову важным трендом:

— Сейчас производится много игрушек с USB-портом. Например, вы покупаете будильник, который может петь песни из мультфильмов. Через USB вы соединяете ваш будильник с сайтом производителя, вводите свои данные — и вот уже в утренней песне-побудке звучит ваше имя. Не просто «просыпайся», а «просыпайся, Маша».

Дети, родившиеся незадолго до начала продаж айфонов, уверены, что любую светящуюся картинку можно перелистнуть сколь­зящим движением пальца по монитору. И что вообще монитор создан для тыканья в него пальцами. Так что если вы предложите игрушку с обычным, несенсорным экраном, ребенок будет страшно разочарован.

При всем при этом пытаться обойти реалии сегодняшнего дня и тормозить ребенка, подсовывая ему вместо компьютера деревянные чурбачки, — глупо, а может, и преступно. Сегодня много говорят о гиперактивности детей, их перегруженности, дислексии и дисграфии, неспособности воспринимать учебный материал. Родители делают вид, будто не понимают, что неврозы их детей возникают не из-за электронных игрушек и мультиков, а из-за их собственной нервозности, которая передается детям.

Если времени на ребенка у вас мало, ну купите вы ему эту говорящую азбуку, которую психологи считают дьявольским изобретением, пусть выучит по ней буквы. И выключите совесть, которая нашептывает: «плохая-плохая мама». Чем меньше у родителей чувства вины, тем меньше вероятность, что ребенок сядет им на шею.

Винкс против Барби

Мир кукол только на первый взгляд кажется консервативным и безобидным. На самом деле там идут нескончаемые войны: какой должна быть полезная кукла? Как она должна выглядеть? Чему учить? По мнению Елены Смирновой, современные куклы перестали походить на людей вообще и на детей в частности. Зато они все больше напоминают кино— и мультперсонажей. На полках магазинов детей поджидают люди-машины, люди-насекомые, люди-мутанты. Нишу кукол-детей занимают младенцы — тренажеры по уходу за потомством.

— Кукол, похожих на девочек от семи до двенадцати лет — девочек того возраста, в котором играют в куклы, — на рынке нет, — считает Елена. — В магазине ребенок реагирует на Барби, потому что она хорошо одета, а кукла нужна для другого — для осознания ребенком своего образа жизни и его воспроизведения в игре.

Елена достает из шкафа куклу с плаксивым резиновым личиком:

— У нее гипертрофированно уродливое выражение, как будто старушечье. Была такая мода на экспрешн доллз — кукол с кричащими или плачущими лицами. Они навязывают детям определенную мимику: вольно или невольно, но ребенок уподобляется настроению своей куклы.

Подходим к кукольной голове «Юный парикмахер». На мой взгляд, это гениальное изобретение, помогающее девочке научиться самой плести косы любой сложности, накручивать волосы не кое-как, а по схеме. Не всякая взрослая женщина такое умеет, а  значит, оттачивать мастерство нужно с детства. Елена так не думает:

— Действия с отделенной от тела человеческой головой непедагогичны. У нас и так девочки сдвинуты на самоукрашательстве.

Писающие куклы — тоже зло: «В игре ребенок должен создавать воображаемую ситуацию. Реальность должна отличаться от того, что он задумал».

Смирнову поддерживают американские коллеги. В прошлом году рейтинг худших подарков для детей возглавила кукла Baby Alive, которую надо кормить и водить в туалет (еда и подгузники продаются отдельно). «Живая» кукла рассчитана на детей от полугода до пяти и вроде бы призвана служить благой цели — учить ребенка ходить на горшок. Однако ее появление вызвало многочисленные протесты со стороны религиозных деятелей: «Baby Alive — почти порнография, ее возможности заставляют краснеть даже взрослого человека».

Противостояние возникает не только между психологами, не одобряющими писающих кукол, и девочками, которые просят купить их себе на день рождения. Во внутреннем конфликте находятся и девочки разных поколений. Лучший пример тому — пришедшие на смену Барби и Братц куклы Винкс. Трансляция мультсериала Winx о четырех феях вызвала повальное увлечение кукол­ками с длинными тонкими ножками — у девочек от пяти до десяти лет. Те же, кому перевалило за двенадцать, на тему Винкс и говорить-то спокойно не могут: во-первых, у них окончательно утрачены человеческие пропорции, во-вторых, лица мультяшные, в-третьих, они не взрослые девушки с формами, а подростки, которым даже лифчик не нужен. Все это нравится младшим девочкам и отвратительно тем, кто вырос на Барби и Братц.

Бум Барби в России пришелся на начало 90−х и удивительным образом совпал с расцветом новорусских понтов и гламурного сознания. В соответствии с духом времени кукла имела хорошо проработанную лак­шери-линию: замки, яхты, лимузины, платья — копии подиумных коллекций. Детям конца 90−х довелось пожить в мире Братц, которые на вид были моложе Барби. Они позиционировались как юные девушки, которым еще рано иметь дворцы, зато самое время — много пар обуви, диджейскую установку, мотоцикл, модно одетого парня (по этой части в мире Барби имелись проблемы). И Барби, и Братц были похожи на существ женского пола, сошедших с обложек журналов. И хотя губы Братц явно подвергались хирургическому вмешательству, кое-что человеческое в их лицах все же проглядывало.

Куклы нового поколения, Винкс, к человеку как биологическому виду отношения не имеют практически никакого. Это почти стопроцентный «аватар» — пропорции тела и строение лица взяты без изменений из мультсериала Winx. Старшим девочкам эти куклы кажутся уродливыми, младшие от них млеют — поскольку выросли на мультканалах, где царят герои аниме. Мера условности у этого поколения так велика, что нам и не представить.

Впрочем, от условно-человеческих Винкс до крашеных деревяшек, воспеваемых психологами, не так уж и далеко. А значит, идея скучных ретроигрушек побеждает, и ребенку достаточно десяти чурбачков. Так за что же борются корпорации, выпускающие кукол? Ответ: за культурные коды (они же мультяшные, киношные образы, они же товарные марки) и уровень соответствия им.

Детские психологи уже давно не знают, чем живут дети. Психолог вещает что-то из прошлого, но ребенок живет в настоящем — и чуть-чуть в будущем. Он не держится за то прекрасное — традиционное — прошлое, которое имеют в виду психолог и обдуренный им родитель. Гораздо лучше наших чад понимает империя Hasbro, выпустившая Бисквита и сотни подобных ему чудес: она имеет лаборатории, куда приходят мальчики и девочки — чтобы «протестировать» новые игрушки, — а производитель наблюдает за их реакцией. И если какая-нибудь «корпорация игрушечных монстров» уверена, что новая игрушка хороша, скорее всего, это так и есть.

Фото: Peter Menzel/ASA/Aurora photos; AP; AP (2); Getty Images/Fotobank (2) Русский репортер

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza