Это стало результатом увеличения поставок товаров по параллельному импорту и улучшения торговых отношений с Азией.
За первые шесть месяцев рост объёмов экспортно-импортных грузоперевозок авиатранспортом составил 3 % год к году и достиг 63 400 т. При этом за первый квартал наблюдалось снижение объёмов перевозок в годовом исчислении на 11 % до 30 057 т.
Опрошенные «Ведомостями» логистические компании отметили в первом полугодии значительный рост грузового авиатрафика в сообщении со странами Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В том числе значительно выросли объёмы импорта различных товаров, указали представители «Деловых линий» и СДЭК.
По словам заместителя гендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрия Хрущалева, авиаперевозки из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Россию за шесть месяцев выросли на 20 % год к году. Примерно такую же динамику роста по данному направлению привела руководитель службы международной логистики СДЭК Моника Паулаускайте. Абсолютные цифры представители компаний не раскрыли.
Позитивная динамика, по словам Хрущалева, связана в том числе с увеличением количества транзитных маршрутов и развитием присутствия иностранных поставщиков на российских маркетплейсах.
Рост объёмов перевозок грузов авиатранспортом на этом направлении подтверждают также в Shuttle Logistic, DPD и ModernWay. Топ-менеджеры этих компаний сообщили, что объёмы за полгода выросли примерно на 16 %. Начальник управления международных перевозок и таможенных операций DPD в России Денис Малахов уточнил, что доля стран Азии в грузопотоке компании достигла 80 %. Импорт из Китая по всем видам транспорта в январе-июне вырос в годовом выражении в 1,5 раза, а экспорт — лишь на 4 %.
Руководитель департамента авиаперевозок Stalogistic Юлия Майзик сообщила, что рост грузовых авиаперевозок в первой половине года составил 26 % в годовом выражении, а доля Азии в поставках достигла 86 % против 77,4 % в январе-июне 2023 года. Доля европейских стран, США и Канады снизилась до 1,3 %.
У FM Logistic, по словам директора направления мультимодальных перевозок Дмитрия Суховерши, количество доставок международных грузов авиатранспортом за шесть месяцев увеличилось на 8 %.
ПЭК фиксирует рост спроса на авиаперевозки с Китаем, ОАЭ и Турцией, сообщил директор азиатского направления компании Геннадий Чичин.
Крупнейшими грузовыми авиакомпаниями России являются «Волга-Днепр» и «Авиастар-ТУ». При этом традиционно более половины грузов перевозится по международным маршрутам обычными пассажирскими авиакомпаниями. Так, группа «Аэрофлот» (авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Победа») за шесть месяцев 2024 года перевезла на международных линиях 37 200 т грузов, то есть +37 % год к году.
Перевозчики адаптируются к существующим реалиям, поэтому основной поток импортных авиагрузов идёт в Россию через хабы иностранных авиакомпаний, такие как Стамбул для Turkish Airlines, Дубай для Emirates, Белград для Air Serbia и другие, пояснил Суховерша. После существенного падения в 2022 года импорт товаров авиатранспортом демонстрирует рост, а тарифы авиафрахта в 2024 года снизились по сравнению с прошлым годом на 10–20 % в зависимости от направления.
Негативно на объёмы грузоперевозок российской авиацией повлияло, в частности, введение в 2022 года санкций против компании «Волга-Днепр». По данным Росавиации, снижение грузовых авиаперевозок по итогам 2022 года составило 59 % к предыдущему году до 599 тыс. т.
Рост грузоперевозок авиатранспортом может быть связан как с увеличением поставок по параллельному импорту, так и с улучшением торговых отношений между Россией и партнёрами из Азии и с Ближнего Востока, отметила директор корпоративных рейтингов рейтинговой службы НРА Алла Юрова. При этом в апреле этого года представитель «Авиастар-ТУ» говорил «Ведомостям», что спрос на авиадоставку в России растёт в том числе за счёт развития маркетплейсов.
Российские авиакомпании могут лишь частично эксплуатировать парк своих воздушных судов для полётов за рубеж, так как значительная часть самолётов имеет так называемую двойную регистрацию и может быть задержана за рубежом. Учитывая это, значительный позитивный вклад в динамику авиатрафика также вносят азиатские и ближневосточные перевозчики, считает Юрова.