-
Почему маркетплейсы стали строить собственные ПВЗ
22.04.2024 в 14.29 172Просмотров: 172 0Комментариев: 0 - Национальный феномен
![]() |
Электронная коммерция в России в плане выдачи покупок отличается от прочих стран.
А как у них
Во всём мире онлайн-заказы доставляют курьеры, и покупатели забирают их на почте или в пунктах выдачи (ПВЗ) логистических компаний. И только в России маркетплейсы стали строить пункты выдачи под своими брендами, которые привлекли миллионы покупателей. Но зачем онлайн-игроки обзавелись крупнейшими по стране офлайн сетями и почему это ноу-хау обеспечило им лидерство на рынке?
Доставка заказов через ПВЗ — мировой тренд. Но никто не делает собственных ПВЗ, а пользуются силами курьерских служб. Например, в Германии, особенно в Берлине, мне кажется, уже каждое кафе имеет на двери маленькую табличку DPD. А вот сеть собственных брендированных ПВЗ — это чисто российское ноу-хау.
И что у нас
Крупнейшие игроки электронной торговли в России пошли по пути создания брендированных ПВЗ и со временем превратились в крупнейших игроков рынка коммерческой недвижимости, оставаясь интернет-магазинами.
Так, у Ozon работает более 45 тыс. пунктов выдачи, 98 % из них партнёрские, и они принадлежат более чем 20 тыс. предпринимателей. У Wildberries на все типы ПВЗ приходится более 37 тыс.
Суть маркетплейсов в РФ
Феномен масштабной офлайн-розницы, через которую выдают свои заказы крупнейшие в стране онлайн-игроки, часто привлекает интерес российских классических ретейлеров. Совладелец DNS Дмитрий Алексеев, отметил, что для успехов в онлайн торговле нужно иметь максимальное офлайн присутствие. По существу, российские онлайн-маркетплейсы — это огромные сети безвитринных комиссионных магазинов, с отличной логистической системой по их взаимодействию.
Директор по развитию «Леонардо» Борис Кац добавил, что маркетплейсы — это обычная оффлайн-сеть магазинов. Просто обычная сеть формирует остаток в своём ПВЗ (магазине) расчётным методом, а маркетплейс по конкретным заказам. И это единственная разница, всё остальное одинаковое — склады, логистика и так далее.
О причинах
Опрошенные эксперты, называют несколько причин, которые побудили российские маркетплейсы строить сети ПВЗ под своим брендом, а не делать ставку на собственную курьерскую или партнёрскую доставку.
Особенности географии
Как говорят в Ozon, маркетплейсы стали сотрудничать с франчайзи, чтобы обеспечить более широкий охват регионов.
Президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов добавил, что многие регионы и населённые пункты в стране находятся на больших расстояниях от распределительных центров и других инфраструктурных объектов логистики. При таких условиях доставка через курьерские службы экономически нецелесообразна и непредсказуема.
Плотность застройки
По доле людей, живущих в многоэтажных домах, Россия на одном из первых мест в мире. Соответственно, можно легко найти недорогое помещение, в пешей доступности от которого будет жить много тысяч людей, пояснил Борис Овчинников, партнёр исследовательского агентства Data Insight.
Плохо работают модели подписок
Amazon обеспечивает бесплатную курьерскую доставку за счёт подписки, а у российских маркетплейсов такой возможности для широкого использования нет.
Конкуренция между маркетплейсами
Так, в США Amazon — лидер рынка онлайн-торговли, в России же идёт борьба между несколькими площадками.
Для каждого из крупных маркетплейсов наличие собственных ПВЗ стало конкурентным преимуществом, инструментом защиты и увеличения своей рыночной доли.
Альтернатива почте
Во многих странах доставкой интернет-заказов активно занимается локальная почта, и почтовое отделение становится для онлайн-торговли пунктом выдачи заказов. В России маркетплейсам понадобилась альтернатива и им пришлось самим обеспечивать себе пункты выдачи своих заказов.
С другой стороны, старая привычка населения ходить на почту за посылками и товарами из каталогов помогла маркетплейсам приучить россиян приходить и в ПВЗ.
Недостаток возможностей у операторов ПВЗ
Существующие сети ПВЗ не могут обслужить столь масштабные и быстрорастущие потоки, как у Wildberries и Ozon. Крупнейшая в России коммерческая, открытая для всех клиентов сеть ПВЗ СДЭК пропускает через себя около 100 млн посылок в год. У одного Wildberries уже в 2019 году было в 1,5 раза больше заказов, а сейчас уже в десятки раз больше, привёл данные Борис Овчинников.
Не было привычки платить за доставку
По наблюдениям специалиста по запуску и развитию брендов и торговых сетей Евгения Горцева, российским покупателям исторически тяжело было оплачивать доставку товара из интернет-магазина. Это видно в том числе по работе операторов в сфере онлайн-торговли продуктами питания, которые много лет возили их бесплатно.
Сеть ПВЗ и бесплатная доставка решила вопрос получения заказа с минимальными для покупателя затратами.
Безопасность
Люди долгие годы боялись пускать к себе в квартиру незнакомцев, поэтому им было проще пойти за заказом куда-то самим, чем открывать дверь курьеру, считает Алексей Фёдоров. ПВЗ решили этот вопрос.
Вопрос недоверия
На заре развития онлайн-торговли россияне скептически воспринимали интернет-магазины и боялись, что им не привезут товар, привезут бракованный или потребуют дополнительных расходов.
Платить за доставку «кота в мешке» психологически тяжело. Поэтому покупателям было безопаснее отправиться на шопинг в магазин. ПВЗ заманили к себе покупателей и облегчили процесс онлайн-шоппинга.
ПВЗ как зона роста
Широкая сеть собственных ПВЗ позволила маркетплейсам сделать интернет-торговлю понятным каналом продаж для миллионов россиян, переключить их внимание с офлайн-розницы как единственного варианта шоппинга и сделать приложения маркетплейсов частью их повседневной жизни. Через ПВЗ гораздо легче получить товар в удобное время, примерить его, а потом вернуть, чем через курьерскую доставку.
Вывески маркетплейсов в каждом жилом комплексе убрали многие барьеры на пути потребителя, с которыми им приходилось мириться при заказах в других интернет-магазинах. Почти как в офлайн-магазине, только выбор больше.
Почему нужны франчайзи
Сейчас маркетплейсы привлекают для открытия ПВЗ партнёров — это предприниматели, которые сами ищут помещение, по договорённости с площадкой открывают там ПВЗ, оборудуют его согласно брендбуку и потом зарабатывают на процентах с заказов, которые выдают покупателям маркетплейсов.
Такие франчайзи позволили маркетплейсам сэкономить на создании сети ПВЗ своими силами и быстро покрыть ими всю страну c минимальными затратами.
Точно также как маркетплейсы для формирования широкого ассортимента вместо своих закупщиков используют селлеров. Те открывают ПВЗ под своим брендом не сами, а в основном на базе помещений франчайзи.
Ещё одна ценность франчайзинговых ПВЗ, а не своих — передача им всех забот по обслуживанию точки.
Что думают сами франчайзи
Для самих партнёров это была неплохая возможность заработать деньги на любви россиян к маркетплейсам в любой точке страны. Как считает Алексей Фёдоров, строительство частных франшизных ПВЗ — это огромная образовательная функция, так как десятки тысяч россиян через собственные ПВЗ, научились предпринимательству.
По мнению Алексея Фёдорова, у франчайзи много претензий к маркетплейсам. Они считают, что открытие ПВЗ это простой бизнес и волшебная палочка для решения всех финансовых проблем. В то время как для маркетплейсов главная ценность в появлении новых франчайзи — это привлекательная вывеска над ПВЗ, которая работает как реклама. Но площадки часто меняют условия работы, и франчайзи это не нравится.
Форум
Фотогалерея
- » Компания: ООО "Я РАСТУ ТОЙЗ" Детские игры, пазлы, развивающие игры
-
11 Сен 2020 13:54 6978Просмотров: 6978 0Комментариев: 0
- » Компания: Vigor toys bb gun factory Игрушечный пистолет BB
-
10 Апр 2020 15:04 7385Просмотров: 7385 1Комментариев: 1
Видеогалерея
- » Компания: ПОЛЕСЬЕС днём рождения, Полесье!
-
9 Мар 2021 14:48 67656Просмотров: 67656 0Комментариев: 0
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Почти половина россиян проходили обучение для личного развития 5 Сен 2024 08:09 4725 Просмотров: 4725 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- В Ozon утвердили процедуру продажи ПВЗ 5 Сен 2024 07:33 7882 Просмотров: 7882 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- За какие ошибки в рекламе штрафуют 5 Сен 2024 07:14 8739 Просмотров: 8739 0 Комментариев: 0
Новинки
- » Раздел: Новинки
- Приручи дикого манула c Hatber! 28 Мая 2025 02:47 131 Просмотров: 131 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Вертолёты белорусской фабрики «Полесье» 24 Мая 2025 07:13 416 Просмотров: 416 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Вертолёты серии «Импульс» 23 Мая 2025 10:12 799 Просмотров: 799 0 Комментариев: 0
Акции
- » Раздел: Акции
- Внимание! Акция на STAEDTLER! 2 Апр 2022 20:03 20883 Просмотров: 20883 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Суперпредложение на KUM! 2 Апр 2022 20:00 48405 Просмотров: 48405 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- С Новым годом, друзья! 30 Дек 2021 12:53 51959 Просмотров: 51959 0 Комментариев: 0