Главная Новости отрасли Рынок книжных магазинов ужался на четверть

Рынок книжных магазинов ужался на четверть

11.06.2024 в 16.14 95Просмотров: 95 0Комментариев: 0
Сильная трансформация

 

Тем временем продажи в интернете выросли почти на треть.

О состоянии книжного рынка России рассказала Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия», президент Ассоциации книгораспространителей. По словам Зориной, книжные магазины сейчас переживают сильную трансформацию.

Если книжная розница до пандемии занимала 67 % в общем обороте рынка, то сегодня это уже скромные 41 % коммерческого рынка. А если сравнивать с бюджетным и цифровым книжным рынком, то розница занимает всего 31,6 % (38,02 млрд ₽). 
Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия», президент Ассоциации книгораспространителей

Но за это время серьёзно подросли продажи в интернете. До пандемии этот канал книгораспространения занимал всего 23 %, а сегодня это уже больше 50,1 % коммерческого книжного рынка. Если учитывать продажи цифровых книг и бюджетные организации, то доля интернет-продаж (включая маркетплейсы) чуть ниже — 38 % (45,72 млрд ₽).

Книжные магазины, к сожалению, падают в продажах, отметила эксперт. По итогам 2023 года падение составило почти 5 % в рублёвом эквиваленте и 12,5 % по количеству экземпляров. В то же время наблюдается серьёзный рост интернет-каналов, маркетплейсов, которые в среднем выросли на 25 %.

Вторым драйвером роста книжной индустрии после маркетплейсов стал рынок цифровых книг. Он составил 10,4 % (12,57 млрд ₽) в общем обороте. Темпы роста этого канала тоже существенные: он вырос на 19 % по сравнению с 2022 годом.

В целом оборот отрасли в прошлом году составил 120,35 млрд ₽, что на 9,6 % выше предыдущего периода.

Прошлый год по всем показателям был сложным, тяжёлым и с отрицательной динамикой. Выросла цена книги на 8,7 %, а отпускная цена поставщиков — на 11,5 %. А также выросли операционные затраты магазинов на 6,3 %. При этом посещаемость магазинов сократилась на 5,9 %, коэффициент конверсии — на 3,5 %. Доля книжных товаров упала на 1,6 %, то есть продают меньше книг, а больше прочего ассортимента в виде канцтоваров. Доля торговой площади под продажи книг уменьшилась на 1 %.

В целом книжные магазины остаются книжными, но доля книжного ассортимента составляет уже 68 % по площади и 58 % в обороте. Это средние цифры по всем книжным магазинам России. 
Светлана Зорина

Если говорить о первом квартале 2024 года, то тут у розницы цифры чуть лучше. Проще говоря, всё падало не так сильно, как в первом квартале 2023 года. Но количество проданных экземпляров сократилось на 3 %, а в деньгах — на 0,6 %.

Больше всего книжные магазины продавали:

  • художественная литература — 29,8 %, по ней оборот в рублях даже вырос на 1,5 %;
  • нон-фикшн — 24,4 %, в деньгах продажи выросли на 0,2 %;
  • детская литература — 24 %, при этом в деньгах просела на 6,3 %;
  • учебная литература — 24 %, упавшая существенно в деньгах на 28,7 %.
Мы такое падение в продажах учебной литературы связываем в первую очередь с тем, что всё больше и больше этих изданий уходит на маркетплейсы, а в книжных магазинах этот сегмент всё хуже и хуже продаётся. 
Светлана Зорина

В 2023 году Ассоциация книгораспространителей провела первый этап мониторинга книжных магазинов России. В общей сложности по всей стране 2533 книжных магазина в городах с населением от 100 тыс. человек. С 2022 по 2024 год в России было закрыто 86 книжных магазинов.

Но есть и хорошие новости. В 2023 году издательские инвестиции в продвижение книг выросли на 40 %. Основной канал для рекламирования издательской продукции — интернет, то есть сайт, блог и соцсети. Доля онлайн-продвижения составила 35,7 % по сравнению с 18,8 % в 2022 году.

Среди основных проблем 2023 года Зорина назвала сокращение книготорговой инфраструктуры, ценовой демпинг на маркетплейсах, дефицит кадров, рост затрат и падение рентабельности книжного бизнеса.

 

Источник: realnoevremya.ru  Фото: segment.ru
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza