Главная Новости отрасли Творчество или деньги? В России выстраивают систему поддержки креативных индустрий

Творчество или деньги? В России выстраивают систему поддержки креативных индустрий

25.08.2025 в 13.06 44Просмотров: 44 0Комментариев: 0
Главное — не новые инструменты помощи, а система применения уже существующих

Основные механизмы государственной поддержки креативных отраслей уже сформированы, и сейчас важнее сосредоточиться не на разработке новых инструментов, а на построении рациональной структуры существующей системы, следует из доклада «Креативная экономика России: Итоги и векторы развития после ПМЭФ-2025» фонда «Инносоциум» и Московской школы управления «Сколково», на который ссылается «Коммерсантъ».

Что такое креативный сектор

Напомним, 5 февраля 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 330-ФЗ от 8.08.2024 г. «О развитии креативных (творческих) индустрий». Он определяет понятия креативных индустрий, закрепляет их открытый перечень, определяет единый орган для управления и поддержки, а также содержит меры для стимулирования развития креативной экономики, такие как субсидии и гранты.

В частности, законом определено, что креативный сектор включает 16 направлений:

  • народные художественные промыслы, 
  • арт-индустрия, культурное наследие, 
  • отдых и развлечения, 
  • мода, книжное дело, 
  • исполнительские искусства, 
  • кино, 
  • телепрограммы и фильмы, 
  • программное обеспечение, 
  • видеоигры, 
  • медиа и СМИ, 
  • реклама и пиар, 
  • дизайн, 
  • архитектура и урбанистика, 
  • гастрономия и музыка.

По информации Росстата, в 2024 году вклад этих отраслей в ВВП составил 4,1 %, а к 2030-му этот показатель планируют увеличить до 6 %.

Поддержка креативных индустрий

В докладе «Креативная экономика России: Итоги и векторы развития после ПМЭФ-2025» подчёркивается важность принятия закона «О развитии креативных (творческих) индустрий». Им создана законодательная база для стабильной поддержки креативного сектора, предусматривающая грантовые программы, налоговые льготы по примеру фондов типа «Сколково», а также финансирование инфраструктуры. Прямая же поддержка творческой индустрии осуществляется региональными властями.

Эксперты отмечают, что сегодня около 80 % набора инструментов поддержки уже существует»,— сказано в докладе. Однако даже при высокой активности грантовых институтов системного подхода к инвестированию креативных индустрий пока не выстроено. Решением вопроса может стать специализированный инвестфонд с венчурной логикой, который будет финансировать проекты на стадии масштабирования.

Грант или грант?

Ещё одна важная проблема, отмеченная экспертами, — возникновение группы постоянных получателей государственных грантов, рассматривающих бюджетные средства не как фактор развития, а исключительно как источник привилегий.

Участники рынка видят в государстве важную опору и стабилизатора своей деятельности: кинематограф получает госзаказ и субсидии, модная индустрия поддерживает экспорт продукции, рекламщики руководствуются установленными стандартами и маркировкой, разработчики игр пользуются налоговыми льготами и регулированием. Несмотря на это, они боятся излишнего контроля со стороны властей и превращения помощи государства в главную цель существования своих предприятий.

Поиск совместных решений

Эксперты полагают, что господдержка креативных индустрий должна строиться не столько на введении новых механизмов, сколько на формировании целостной системы поддержки, поиске оптимального соотношения между государственными субсидиями и частными инвестициями, а также стимулировании самостоятельного финансирования бизнесом. Хотя государство оказывает финансовую помощь, предлагает налоговые послабления и вкладывается в инфраструктуру, инвесторы скептически оценивают проекты из-за неясности их экономической эффективности. Механизмы монетизации интеллектуальной собственности в России слабо развиты, вследствие чего кредитные учреждения не спешат финансировать творческие начинания.

Стоит напомнить, что правительство продолжает формировать единую систему поддержки креативных индустрий. Министерство экономического развития обязано разработать и представить Стратегию развития креативных секторов до 2036 года к марту 2026 года. Глава ведомства Максим Решетников подчеркнул важность точного определения границ сектора, отметив необходимость внесения ясности в коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), поскольку существующие классификации порой не соответствуют современным реалиям индустрии. 


Вообще, на государство надейся, а сам не плошай. Не в том смысле, что нужно облачаться в сарафан и петь русские народные песни под окнами банка, дабы убедить его дать кредит на продвижение «качественного творческого проекта». Те же гранты, как говорят эксперты, тоже не панацея. Правда, на сегодня они, пожалуй, единственная форма внятной поддержки. Учитывая то, что профильный закон вступил в силу буквально полгода назад, работа предстоит ещё большая. Представителям креативных индустрий нет смысла сидеть сложа руки в надежде, что деньги упадут с неба, — нужно продолжать творчески развиваться и по возможности проявлять больше самостоятельности и, не побоимся этого слова, креативности в поиске потенциальных инвесторов. И да, быть готовыми отчитаться за потраченные средства конкретными результатами. Творчество творчеством, а деньги деньгами. 

Источник: www.kommersant.ru Фото: ru.freepik.com

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza