-
Будущее в тени матрешки
07.03.2013 в 13.02 764Просмотров: 764 0Комментариев: 0 - Национальные образы в дизайне: позитивно, но примитивно
Компания «Формула Сочи» объявила конкурс на разработку символа Гран-при России. Итоги будут оглашены в ближайшее время, но одним из фаворитов считается опубликованный недавно в СМИ логотип, изображающий расписанную под хохлому красную матрешку в шлеме гонщика. Будет ли принят данный вариант, не столь важно, главное, что направление «заказа» вполне очевидно. И оно подтверждается другими мероприятиями, например символом Всемирных игр боевых искусств-2013, которым стали Маша и Медведь из одноименного мультсериала.
Обращение в официальной символике к национальным образам происходит уже не в первый раз. В 2011 году спортивным брендом национальной олимпийской сборной стал медведь в цветах российского триколора. Шаг достаточно смелый, учитывая всю негативность этого образа, уже несколько столетий ассоциирующийся в мире с Россией. Да и матрешка в негативном ключе уже использовалась, например, в кампании Amnesty International о нарушениях прав человека в России в 2010 году, обыгрывалась в рекламных постерах Музея коммунизма в Праге.
Интересно, что возможный логотип Гран-при России сразу же вызвал неоднозначную реакцию не только из-за дизайна, но и из-за самого символа, который будет представлять Россию. Как обычно в вопросах национальной идентичности, столкнулись два полярных мнения; далеко не все считают «традиционные» образы положительными и уместными. Но в таком случае, являются ли матрешки, медведи и прочие архетипы и мультипликационные персонажи уж настолько «типичными» и чего в них больше, исторической правды или мифотворчества (причем такого, которое отталкивает часть общества)?
Национальные образы использовались в повседневной дизайн-практике эпизодически и не всегда положительно. Само словосочетание «национальный дизайн» не закрепилось ни в официальном, ни в общественном языке, чиновники же боятся слово «дизайн» едва ли не больше, чем слова «национальный». Но и дальше делать вид, что проблемы нет, все труднее, тем более что без аутентичной символики в рамках международных и внутрироссийских событий обойтись нельзя. В конце концов, фирменный стиль Олимпиады в Сочи 2014 года, разработанный и представленный в 2011 году Bosco di ciliegi, построен на традиционных национальных орнаментах.
Культурное и историческое наследие действительно интересно дизайнерам. Так, студия «Дизайн Депо» представила проект опорных столбов линий электропередач в том же Сочи, расписанных в стилистике народно-прикладного творчества. Основанный в 2010 году проект Ru.branding превращает старинные русские росписи в дизайн для грузовиков, спортивных объектов и предметов быта. Недавно дизайн-студия Arbeits Kollektiv разработала логотип фестиваля «Пешком на Масленицу» в виде птицы Сирина из традиционных народных рисунков XVIII века и шрифт «Масленица» на основе техники вышивки крестом.
Перечисленные работы помимо использования элементов национальных росписей и образов объединяет объект применения, а именно городская среда и техническая инфраструктура, для которых дизайнеры адаптируют исторический и этнографический материал, превращая его в современные паттерны и графические решения. Поэтому, в отличие от матрешки, они не вызывают негативного восприятия, (возможно, потому что дизайн этих проектов лучше и убедительнее). Тем не менее, все они носят фрагментарный характер.
Серьезного обсуждения национальной символики нет, а значит, нет и стратегии, в рамках которой она получала бы развитие. Идентичность не предопределена, мы сами создаем ее и влияем на нее. Без образов будущего культурное наследие станет в лучшем случае сувениром, а в худшем – политическим симулякром или фарсом. Специфическое лубочное сознание вполне позитивно (как, например, вполне забавен логотип Маши и Медведя), но оно предельно примитивно, именно поэтому созданные на его основе образы нежизнеспособны. Но может быть обществу, которое почти ничего не производит (в том числе машины, на которых проходят гонки), не проектирует и не исследует, только и остается, что играть в матрешки и смотреть мультфильмы?
Павел Родькин, "Московские новости"
Форум
Фотогалерея
- » Компания: ООО "Я РАСТУ ТОЙЗ" Детские игры, пазлы, развивающие игры
- 11 Сен 2020 13:54 6269Просмотров: 6269 0Комментариев: 0
- » Компания: Vigor toys bb gun factory Игрушечный пистолет BB
- 10 Апр 2020 15:04 6677Просмотров: 6677 1Комментариев: 1
Видеогалерея
- » Компания: ПОЛЕСЬЕС днём рождения, Полесье!
- 9 Мар 2021 14:48 59137Просмотров: 59137 0Комментариев: 0
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Почти половина россиян проходили обучение для личного развития 5 Сен 2024 08:09 1395 Просмотров: 1395 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- Роскомнадзор за август заблокировал более 4 тыс. фишинговых сайтов 5 Сен 2024 07:42 1410 Просмотров: 1410 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- За какие ошибки в рекламе штрафуют 5 Сен 2024 07:14 1389 Просмотров: 1389 0 Комментариев: 0
Новинки
- » Раздел: Новинки
- Hatber: пазлы, где тигры и динозавры не кусаются! 22 Ноя 2024 06:22 35 Просмотров: 35 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Яркие истории для малышей на пазлах Hatber 12 Ноя 2024 05:33 460 Просмотров: 460 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Гонки и стройка – приключения начинаются c Hatber! 8 Ноя 2024 03:37 452 Просмотров: 452 0 Комментариев: 0
Акции
- » Раздел: Акции
- Внимание! Акция на STAEDTLER! 2 Апр 2022 20:03 17366 Просмотров: 17366 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Суперпредложение на KUM! 2 Апр 2022 20:00 39914 Просмотров: 39914 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- С Новым годом, друзья! 30 Дек 2021 12:53 43344 Просмотров: 43344 0 Комментариев: 0