Главная Мнения Антонина Цуцулина: «Дети и эксперты выбирают одни игрушки»

Антонина Цуцулина: «Дети и эксперты выбирают одни игрушки»

05.09.2017 в 14.07 978Просмотров: 978 0Комментариев: 0
Игрушка — это то, с чем вырос каждый человек. У всех были любимые игрушки, поэтому каждый может представить, насколько они важны. Сегодня за качеством и безопасностью игрушек и товаров для детей следят государственные органы и некоммерческие организации. Мы поговорили с Антониной Цицулиной, основателем и руководителем одной из таких организаций — Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

— Когда была создана АИДТ? Кем, по чьей инициативе основана?
— Ассоциация предприятий индустрии товаров и услуг для детей была создана в 2008 году, есть даже конкретная дата рождения — 10 ноября. Решение о том, что нужна некоммерческая организация, объединяющая профессиональное сообщество в сфере разработки, производства, продажи товаров и услуг для детей и семей с детьми, было принято на первом Конгрессе индустрии детских товаров, который инициировала НАИР – Национальная ассоциация игрушечников России. Он прошел в 2007 году.

Тогда всем стало ясно, что оставаться только в игрушках тесно, детская индустрия проходит и через производство, и ритейл, и поставки, к ней же относятся одежда, обувь, средства гигиены, питание – всего задействованы 15 отраслей экономики.  Во исполнение решения первого Конгресса и была создана АИДТ.

В следующем году мы будем отмечать 10-летие своей работы по консолидации игроков рынка и ускорению темпов развития индустрии, которой в том далеком году даже названия единого не было, мы придумали его чуть позже. Внимательные игроки рынка, которые стояли у истоков нашей ассоциации, давно знают, что индустрия детских товаров выросла из того нашего первого конгресса. С 2014 года организацию и подготовку конгресса индустрии детских товаров мы передали Минпромторгу России.

— Каково на сегодняшний день состояние рынка детских товаров в России?

— Такое же, как и всей экономики России. Мы не попали под санкции и ответные меры,  как это произошло с сельским хозяйством,  а в остальном – все как у всех. Только раньше мы были уверены, что на детях не экономят даже в период кризиса, сейчас мы понимаем, что это не так.

На прошедшем в июле ежегодном форуме «Секреты детского маркетинга», который АИДТ в седьмой раз организовала вместе с ВШЭ, были представлены исследования ведущих игроков рынка, которые «поставили диагноз»: кризис вынуждает россиян становиться более прагматичными. Покупательская способность населения падает, начиная с 2014 года. За 2014-2015 годы рубль обесценился более чем вдвое и это привело к тому, что родители стали сокращать расходы на детей.

Один из показателей, который это демонстрирует,- более 60% всех продаваемых в России игрушек стоят менее 500 рублей. В денежном выражении на них приходится  20% продаж. Всего 6% всех игрушек, которые покупаются на рынке, стоят более 2000 руб. Но надо сказать, что это не российская, а мировая тенденция: по структуре продаж по ценовым сегментам Россия не сильно отличается от европейских стран.

Из положительных тенденций на форуме была отмечено, что впервые за много лет доля российских производителей начала расти в низких ценовых сегментах.

— Почему важно развитие отечественного производства детских товаров? Какие преимущества у российских товаров перед импортируемыми?

— Если товар качественный, то, казалось бы, не столь важно, где он производится. Мы ведь все хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее и качественное. А почему бы это лучшее и качественное не производить в своей стране, чтобы дать больше рабочих мест, налоговых отчислений и т.д.? Это понимание –  об увеличении доли российских товаров  — было заложено в «Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», в разработке которой принимала участие АИДТ.

В Стратегию, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 года №962-р, был заложен ключевой показатель – доля российских товаров, произведенных на территории РФ, должна составлять не менее 36% (в 2012 году 20, 6%). Совокупно с детским питанием — не менее 45%.  Для достижения этих показателей были разработаны меры государственной поддержки, в частности,  субсидии на НИОКР (до 100% затрат, включая ФОТ (фонд оплаты труда – прим. ред.) и патентование), субсидии на кредиты (инвестиционные проекты), лизинг, сырье.

На самом деле сейчас не только российские производители стараются открывать производство в России, все большее количество зарубежных компаний открывают или размещают заказы на уже существующих российских предприятиях. К примеру,  «Уолт Дисней Компани СНГ» на сегодняшний день работает со 130 российскими производителями и фактически производит товары специально для российских потребителей на 170 заводах. Правда, здесь еще четко прослеживается маркетинговая составляющая. Компания считает, что ее потребители любят товары, которые сделаны специально для них, с учётом их вкусовых пристрастий. Товары этой компании локализованы и сделаны специально для местных потребителей.

— Какие перспективы индустрии детских товаров и игрушек можно обозначить уже сейчас?

— На промышленность, работающую в интересах детства, на мой взгляд, самое существенное влияние окажет изменяющаяся демография, все, что касается социальной инфраструктуры детства и семей, имеющих детей.

Сегодня к будущему поколению предъявляются, на мой взгляд, те требования, которых ранее не было. И это оказывает влияние на всю среду, которую мы производим: то, что мы пишем для детей, то, что мы снимаем для детей и, то, что мы производим для детей, начиная от игрушек и заканчивая всей большой индустрией, которая называется индустрия детских товаров.

Усугубляется данная ситуация еще грядущими технологическими изменениями. Мы каждый день слышим новость о том, что на рынок детских товаров выходят глобальные компании, выводящие глобальные технологии. И они вдруг, хотя это совсем не вдруг, начинают делать детские игрушки, либо вторгаться в то поле, которое еще вчера принадлежало традиционным отраслям промышленности и это то, где я вижу основные угрозы для сегодняшних игроков рынка. Но там, где начинаются угрозы, открываются и возможности. И об этом надо всегда помнить.

—  Расскажите о премии «Золотой медвежонок». Какие товары участвуют? Лауреатом могут стать только товары, произведенные в России?

— Победителями Национальной премии в сфере услуг и товаров для детей «Золотой медвежонок» становятся товары и услуги, которые получили наивысший балл у взыскательного Экспертного Совета, в который входят ведущие российские ученые и эксперты, такие как директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор Татьяна Владимировна Волосовец, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Савенков Александр Ильич,  директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор Марьям Моисеевна Безруких и многие-многие другие, чьим мнением дорожит профессиональное сообщество.

Хотя одной из целей конкурса является продвижение лучших отечественных товаров и услуг для детей и стимулирование спроса на них, премия открыта для всех, в том числе зарубежных производителей.

— Как выбирают победителя (критерии, стандарты)?

— Организаторы конкурса не ставят своей задачей определение лучшей и худшей продукции.  Цель – определить только лучшие образцы в своих номинациях, не причинив никакого ущерба имиджу продукции, не вошедшей в число награжденных.

При экспертизе продукции учитываются пять обобщенных критериев для выдвижения и оценки:

  1. Качество: развивающий потенциал, эстетичность, вариативность, привлекательность (в ряде категорий имеются отличия)
  2. Безопасность: психолого-педагогическое и физиологическое соответствие возрасту ребенка, эргономичность
  3. Инновации: научно-техническая новизна, дизайн, используемые материалы и конструктивные элементы, процесс, способ использования
  4. Общественное признание успеха (популярность у читателей, зрителей, потребителей, рейтинг аудитории);
  5. Социальная значимость продукции (категории).

 

При экспертизе компании (представителя, проекта) также учитываются следующие пять обобщенных критериев:

  • Успешный результат и вывод нового продукта (услуги), новая ниша, идея, финансовый результат;
  • Инновации в бизнесе, которые повлияли на развитие предприятия и отрасли;
  • Наиболее динамичное развитие бизнеса;
  • Общественное признание успеха (популярность у читателей, зрителей, потребителей, рейтинг аудитории), финансовая эффективность;
  • Социальная значимость проекта (деятельности) кандидата.


В состав Экспертного совета Национальной премии привлекаются признанные эксперты в различных областях, что обеспечивает возможность проведения профессиональной, объективной и независимой оценки деятельности номинантов.

Процедура определения победителей «Золотого медвежонка» построена на независимом мнении каждого из экспертов. При обработке и анализе материалов, оценке их объективности, эксперты исходят из принципов взаимного доверия, личной ответственности и требовательности в процессе самооценки и экспертной оценки по 10-балльной шкале (1 – минимальная оценка, 10- максимальная оценка). Сумма оценок по каждому критерию дает общую оценку кандидата. Для получения окончательной оценки кандидата суммируются общие оценки кандидата, выставленные всеми членами Экспертного совета.


— Становились ли лауреатами робототехнические конструкторы?

— Да, становились. В 2015 году в номинации «Открытие года» получили робототехнические наборы Трик.

— Насколько сильно внедряются робототехнические элементы в современные игрушки?

Мы видим рост высокотехнологичных игрушек, гаджетов и гибридных игрушек, в том числе с использованием робототехники.  Например, дроны и радиоуправляемые машины растут быстрее остальных игрушек: в 1 квартале 2017 их доля в штуках выросла на 84% по сравнению с годом назад.

— LEGO Education – самый крупный игрок на рынке образовательных робототехнических конструкторов. Как вы оцениваете наборы LEGO?

— LEGO Education на рынке образовательной робототехники по праву является брендом номер один. Для меня они являются синонимами, мы говорим робототехнический конструктор и подразумеваем LEGO Education. Сегодня очень трудно с ними конкурировать, но я очень позитивно оцениваю перспективы международной интеграции наших разработчиков и компании.

— Если бы именно дети выбирали лучшую игрушку для “Золотого медвежонка”, какой бы она была?

— Дети и родители  – активные участники нашей премии. К примеру, в 2012 году голосование за номинантов Премии проводилось среди более чем 5-ти миллионной аудитории: на сайтах детской социальной сети «Твиди», детско-родительских журналов, а также среди посетителей торгово-развлекательного центра «Vegas», где была организована специальная площадка «Золотой медвежонок играет». Посетителей центра вовлекали в совместные игры преподаватели и студенты Московского Института психологии и педагогики образования, которые также просили родителей и детей заполнить анкеты, в которых они оценивали игры и игрушки.

На церемонии награждения в 2012 году мы представили игрушки-победители по версии детей. Это удивительно, но чаще всего выбор детей и экспертов совпадает. Как это происходит, я не знаю, с учетом того, что дети не знают, какими критериями руководствуются наши уважаемые эксперты.

— Какая игрушка была вашей любимой в детстве?

— Игрушки — это мой стиль жизни. В детстве, безусловно, была — это мягкая рыженькая собачка, которую я очень любила. Сейчас у меня игрушек гораздо больше, я собираю медведей, волчки, неплохая коллекция головоломок.  А самая большая моя «игрушка» — это Премия «Золотой медвежонок».

Источник: robotoved.ru

читайте также

Александр Роганов, генеральный директор сети детских товаров и игрушек ELC, рассказал о планах развития компании

В конце августа отраслевые СМИ распространили сообщение о том, что британская торговая сеть ELC (Early Learning Centre), работающая в России по договору франшизы, будет «перезагружена» и получит новые возможности для развития. Эта новость вызвала повышенное внимание с учётом того, что другая сеть из Англии, – Mamas & Papas – заявила об уходе с российского рынка.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza