-
Юрий Михайличенко, "Российская ассоциация франчайзинга": "Бренды, которые раньше не задумывались о франчайзинге, на скорую руку формируют франшизы. Это опасно"
15.05.2015 в 13.38 832Просмотров: 832 0Комментариев: 0 - В ближайшие годы у российских компаний есть возможность освоить глобальный рынок. Причем хороших результатов, благодаря франчайзингу, могут добиться регионы.
О том, почему рынок готового бизнеса активно развивается, какие тенденции наблюдаются в сфере франчайзинга и что будет дальше, мы поговорили с исполнительным директором Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрием Михайличенко.
– Юрий Николаевич, с чем вы связываете возросший интерес к готовому бизнесу?
– В условиях кризиса и снижения покупательной активности населения упали операционные прибыли практически всех игроков потребительского рынка. Исключение составляет продуктовый ритейл. Компании стараются сократить разрыв в прибыли за счет расширения сети. Собственных средств у них на это, как правило, нет, а кредиты с такими ставками не являются лучшим выходом. В этих условиях франшиза становится тем спасательным кругом, на который надеются компании. Поэтому бренды, которые раньше даже не задумывались о франчайзинге, в спешном порядке и зачастую «на коленке» формируют франшизные пакеты. Они начинают их продвижение, обещая потенциальным франчайзи золотые горы. По нашему мнению, это очень опасная тенденция. В то же время частные инвесторы все чаще выбирают франшизу как объект инвестиций – вместо вложений в недвижимость и в средства роскоши. Готовый бизнес в условиях кризиса выглядит более стабильным с точки зрения сохранения денег.
– Какие франшизы пользуются наибольшей популярностью у российских предпринимателей? Из каких сфер, в каких ценовых рамках?
– Безусловно, наибольшей популярностью пользуются известные бренды, но и региональные игроки от них не отстают. Инвесторам в регионах известности местной сети вполне достаточно для запуска еще одного предприятия по франчайзингу, а условия у регионального оператора при старте могут быть очень привлекательными. Популярность сейчас набирают операторы с небольшими инвестициями 1–4 млн рублей. За эти деньги вполне можно открыть точку фаст-фуда или ритейла.
– Можно ли говорить о сформировавшемся портрете предпринимателя, приобретающего франшизу? Какой он?
– Адекватный. Это определение наиболее точно описывает портрет франчайзи, которому нормальный франчайзер доверит свой бренд.
– В этом году Российская ассоциация франчайзинга выступила с инициативой создания Национального реестра франшиз. Как отреагировали на нее правообладатели франшиз?
– Сейчас в реестре 81 франшиза, и заявки продолжают поступать. При общем объеме рынка в 800–1000 франшиз мы надеемся к сентябрю собрать не менее 300 франшиз. Какая-то часть компаний традиционно не будет участвовать в переписи, а половина, я боюсь, не подойдет под формальные критерии.
– Расскажите, кто и по каким критериям проверяет франшизы?
– У нас есть три основных критерия. Во-первых, заявка должна быть от реального юридического лица или предпринимателя с подписью, печатью и реквизитами. Сейчас много ненастоящих франшиз, и такое требование служит способом защиты от них. Во-вторых, у компании должно быть хотя бы одно франчайзинговое предприятие. В-третьих, должны быть зарегистрированы права на товарный знак /знак обслуживания. Это формальные требования, но без них франшиза не является франшизой.
Процесс носит уведомительный характер. Компании направляют анкеты, которые принимаются исполнительной дирекцией Ассоциации и проходят экспертизу. При соответствии формальным критериям документы направляются на рассмотрение Комитета по стандартам ассоциации. Если франшиза соответствует указанным трем критериям и на нее не получен отрицательный отзыв комитета, то она размещается в реестре.
– Список франшиз, прошедших проверку, будет публиковаться в СМИ, на сайтах органов власти. А что будет с теми франшизами, которые проверку не пройдут?
– К сожалению, Ассоциация не может углубленно и по существу проверить франшизы не членов РАФ, поэтому мы размещаем информацию в том виде, в котором она к нам поступает. Ассоциация может гарантировать качество франшиз только своих членов. Задача реестра – отсечь откровенно липовые франшизы и собрать статистику, а при наличии обоснованных возражений участников рынка – не включать или исключать из реестра франшизы недобросовестных компаний.
– Каких франшиз, по вашему мнению, не хватает на рынке?
– Потенциал рынка франчайзинга в России вполне сопоставим с потенциалом рынка таких стран, как Бразилия, США, Китай (по количеству населения и благосостоянию). Только он у них заполнен на 90 %, а мы пока отстаем по абсолютным показателям примерно в 10 раз. Иными словами, у нас не хватает: разнообразности концепций франшиз в общественном питании, франшиз в ритейле, B2B секторе, производстве, ЖКХ, уходе за пожилыми людьми и детьми, здравоохранении, гостиничном бизнесе, малоэтажном строительстве, прокате автотранспорта и оборудования и так далее. Давайте честно, хотя бы сами себе, признаемся – рынок России пустой, особенно в регионах. Многие псевдоэксперты могут возразить: кризис, не до франчайзинга нам сейчас, дорогие кредиты и низкая покупательная способность. На что могу возразить я: без франчайзинга, успешных бизнес-моделей мы не сможем «закрутить» внутренний рынок, создать проводящие сети для импортозамещенных товаров, вовлечь деньги населения в экономический оборот. Деньги должны работать, причем по малому кругу, в регионе. Тогда и у населения они появятся. Хватит вкладываться в дорогие иномарки и недвижимость. Давайте заниматься предпринимательством, только давайте делать это красиво.
– Юрий Николаевич, как вы видите дальнейшее развитие рынка готового бизнеса?
– Он будет расти быстро и из регионов. Мы учимся работать по мировым стандартам и уже сами создаем неплохие бренды. Кризис заставит предпринимателей считать деньги и отучит заниматься самодеятельностью. Небольшая группа из 2–3 тысяч предпринимателей будет создавать и совершенствовать концепции, остальные – работать по франшизе: на проверенных бизнес-моделях, оптимизированных процессах. Классические стартапы и пустые инновации – не для кризиса. Здесь и сейчас главное – производительность труда, безошибочность технологии, лучшие условия по поставкам, лояльность потребителя и высочайшие стандарты деятельности. Франчайзинг поменяет лицо большей части рынка. Так было во всех странах – мы не исключение. Наконец-то у нас появится достаточное количество мощных национальных брендов для международной экспансии. Нам нужно не сидеть ощетинившись за забором, а уже сейчас строить планы по несырьевому экспорту. Пора заводить денежные потоки из-за рубежа, продавая франшизы в другие страны. Мы самая креативная страна мира, а нас меньше всего на глобальном рыке. Дальнейшее развитие рынка – за франчайзингом.
Татьяна Криницкая, портал «Тюменский Бизнес-журнал Онлайн»
Форум
Фотогалерея
- » Компания: ООО "Я РАСТУ ТОЙЗ" Детские игры, пазлы, развивающие игры
- 11 Сен 2020 13:54 6262Просмотров: 6262 0Комментариев: 0
- » Компания: Vigor toys bb gun factory Игрушечный пистолет BB
- 10 Апр 2020 15:04 6673Просмотров: 6673 1Комментариев: 1
Видеогалерея
- » Компания: ПОЛЕСЬЕС днём рождения, Полесье!
- 9 Мар 2021 14:48 59041Просмотров: 59041 0Комментариев: 0
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Роскомнадзор за август заблокировал более 4 тыс. фишинговых сайтов 5 Сен 2024 07:42 1389 Просмотров: 1389 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- В Ozon утвердили процедуру продажи ПВЗ 5 Сен 2024 07:33 1415 Просмотров: 1415 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- За какие ошибки в рекламе штрафуют 5 Сен 2024 07:14 1366 Просмотров: 1366 0 Комментариев: 0
Новинки
- » Раздел: Новинки
- Яркие истории для малышей на пазлах Hatber 12 Ноя 2024 05:33 402 Просмотров: 402 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Гонки и стройка – приключения начинаются c Hatber! 8 Ноя 2024 03:37 401 Просмотров: 401 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Праздничная ёлка и зимние истории на пазлах Hatber 7 Ноя 2024 05:41 684 Просмотров: 684 0 Комментариев: 0
Акции
- » Раздел: Акции
- Внимание! Акция на STAEDTLER! 2 Апр 2022 20:03 17342 Просмотров: 17342 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Суперпредложение на KUM! 2 Апр 2022 20:00 39821 Просмотров: 39821 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- С Новым годом, друзья! 30 Дек 2021 12:53 43250 Просмотров: 43250 0 Комментариев: 0