Главная Жизнь отрасли Аркадий Дворкович провел совещание с представителями АИДТ по обсуждению итогов реализации Стратегии развития индустрии детских товаров

Аркадий Дворкович провел совещание с представителями АИДТ по обсуждению итогов реализации Стратегии развития индустрии детских товаров

04.08.2014 в 15.39 1417Просмотров: 1417 0Комментариев: 0
22 июля в Воткинске, Удмуртской Республики состоялось совещание под руководством Аркадия Дворковича, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, по вопросам подведения итогов первого года реализации Стратегии развития индустрии детских товаров и задачах на 2014–2015 годы.

Перед совещанием российский вице-премьер вместе с ВрИО главы республики Александром Соловьевем, президентом АИДТ Антониной Цицулиной, заместителем Министра промышленности и торговли Виктором Евтуховым осмотрели цеха «Воткинской промышленной компании», участника Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Компания уже 50 лет специализируется на выпуске товаров для детей и попала в федеральную программу софинансирования поддержки выпуска детских товаров. 

Фото Поздеева А_15 (1).jpg

Аркадию Дворковичу показали само производство и продукцию. Более предметно про индустрию товаров для детей речь шла на совещании, в котором принимали участие представители профильных министерств и региональных властей - соисполнителей реализации Стратегии - Минпроторга России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минкомсвязи России, ФТС, Роспотребнадзора, Агентства стратегических инициатив, представители субъектов Российской Федерации из Московской, Кировской области, Удмуртской Республики, реализующие проекты в ИДТ в качестве пилотных регионов, делегация Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, руководители крупнейших производственных компаний индустрии товаров и услуг для детей из ряда регионов России.

10384832_927099420638881_4668999205007397927_n.jpg 10527563_927099517305538_836955965947243703_n.jpg

Участники встречи обсудили вопросы межотраслевого и регионального взаимодействия, комплексной поддержки развития отрасли, законодательное обеспечение реализации Стратегии, развитие ключевых сегментов индустрии и другие вопросы.

Открыл совещание Аркадий Дворкович, подчеркнув важность темы совещания. По его словам, рынок детских товаров является одним из самых больших в любой стране. А Дворкович отметил, что в реализации Стратегии существуют как успехи, так и проблемы, варианты решения которых и предложил обсудить на совещании.

AK7C0668.jpg

Тема поддержки индустрии детских товаров прорабатывается на уровне РФ уже несколько лет, в этом году началась активная фаза реализации принятых решений. «Господдержка - то чем мы будем помогать - заключается в субсидировании процентных ставок по кредитам, лизингу и компенсации расходов на него», - пояснил вице-премьер. Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны европейских и китайских производителей, по мнению Дворковича, у российских товаров есть свои преимущества - свои национальные образы, бренды, своя традиция и школа.

«Мы сегодня были на фабрике и увидели, например, детские кроватки, которые уже стоят 2-4 тыс. рублей. Если посмотреть на европейские аналоги, которые у нас есть в магазинах, это 10-12-15 тыс. рублей, то есть это совершенно другие цены. При этом качество нашей продукции очень хорошее, абсолютно приемлемое для российских семей», - пояснил он. Более того, развитие рынка и массовости производства позволит и дальше снижать цены на детские товары отечественного производства, - считает Зам. Председателя Правительства.

Также одной из мер поддержки для производителей детских товаров может стать система государственного и муниципального заказа, когда мебель и другие детские товары отечественного производства поставляются в дошкольные и школьные учреждения. «Нужен трехлетний прогноз государственно-муниципальных закупок, который будет формироваться на основе данных из регионов и муниципалитетов, и предприятия смогут под этот прогноз уже реализовывать свои производственные планы», - сказал Аркадий Дворкович, - Очень важной темой является государственно-муниципальный заказ на отдельные виды продукции. Например, в школы и детские сады должны поставляться хорошая мебель, элементы учебного процесса, не только игрушки, но и школьное оборудование, школьные товары, школьная одежда и в этой части координация необходима».

DSC_4894.JPG

Заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов дал справку о состоянии индустрии детских товаров, которая была выделена как отдельный объект внимания со стороны государственных органов власти относительно недавно. В 2012 году была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Для её реализации в июне прошлого года Указом Президента РФ была утверждена Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и план первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по ее реализации.

 DSC_4903.JPG

В.Евтухов назвал основные причины необходимости активного участия в становлении данного сегмента: создание благоприятной среды для развития детей (что непосредственно сказывается на формировании нравственного и физического здоровья) и возрождение сильной индустрии детских товаров, связанной с целым рядом других отраслей нашей промышленности.

На совещании было отмечено, что рынок детских товаров России в 2013 году составил порядка 700 млрд. руб. По прогнозам, он будет прирастать ежегодно на 10%. При этом продукция отечественного производства занимает на нем пока лишь пятую часть, около половины рынка приходится на крупных производителей иностранной продукции, а 30% на нелегально произведенные изделия.

В рамках важнейшего регулирования отрасли, для борьбы с контрафактом было инициировано обращение ведущих ассоциаций и союзов, в том числе АИДТ при поддержке Минпромторга, к Президенту РФ о создании Межведомственного комитета по борьбе с такого рода продукцией. В ближайшее время этот Комитет начнет свою работу.

Сейчас основные механизмы администрирования отрасли приходится выстраивать практически с нуля, значительная часть работы направлена на создание предпосылок для нормативно-правового регулирования и контролем за состоянием индустрии, на внесение необходимых изменений в основные классификаторы.

Для выполнения Стратегии развития индустрии детских товаров и создания механизмов финансовой поддержки отрасли Минпромторгом, при активном участии АИДТ, разработана подпрограмма ИДТ в рамках Плана по реализации Стратегии, она вошла в состав гос. программы по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности. При успешной реализации эта программа должна создать благоприятный климат для появления новых компаний и условий для расширения и модернизации тех предприятий индустрии детских товаров, которые уже существуют.

Финансирование подпрограммы в 2014 году запланировано в размере 995 млн.рублей, в 2015-2016 года – по 1,1 и 1,15 млрд.рублей соответственно и далее до 2020 года по 1,5 млрд. рублей ежегодно.

В подпрограмме предусмотрены 4 основные мероприятия, которые направлены на создание условий для увеличения доли российских товаров на внутреннем рынке:

1. Для поддержки и реализации новых инвестиционных проектов, вошедших в перечень приоритетных, предусмотрена субсидия в размере 90% ставки рефинансирования возмещения затрат по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2012-2013 году. Также эта субсидия предполагает частичную компенсацию по лизинговым платежам за оборудование, которое используется в рамках данного проекта. В первом конкурсе, который прошел в ноябре 2013 года, было 42 заявки из 20 субъектов РФ, в результате в перечень вошли 17 проектов. Во втором этапе конкурса значительно снижен объем необходимых инвестиций, следовательно, участников перечня станет значительно больше.

2. Вторая мера, которая направлена в поддержку расширения действующих и создание новых предприятий индустрии детских товаров, это субсидия управляющим компаниям на возмещение части затрат по созданию и развитию имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров. Сейчас идут активные переговоры по двум таким территориям – Московская область и Кировская область. Заместитель Министра промышленности и торговли заявил, что если не в этом, то в следующем году, как минимум, два индустриальных парка будет запущено. Если будет большее количество регионов сигнализировать о необходимости размещения на своих территориях таких производств на льготных условиях, Минпромторг готовы к диалогу, готов пересмотреть условия предоставления и дать возможность большему количеству регионов претендовать на такого рода субсидии.

3. Третий инструмент – стимулирование развития инновационного потенциала предприятий, т.е. субсидии организациям до 100% затрат на проведение НИОКР. При этом компании должны будут взять на себя обязательства по внедрению результатов исследовательских работ в производство. Сейчас правила предоставления субсидий находятся в разработке и проходят процедуру общественных обсуждений.

4. Четвертый механизм – средства на продвижение российских товаров для детей через СМИ, интернет и непосредственно в торговых сетях.

Сейчас Минпромторгом прорабатывается еще один важный инструмент для регулирования продаж, - он готовит в Минфин предложения по существенному увеличению перечня детских товаров, при реализации которых ставка налога на добавленную стоимость должна составлять 10% (это, например, спортивная обувь, детская мебель, мебель для оснащения школ и дошкольных учреждений, товары бытовой химии для детей, изделия кожгалантереи, портфели, ранцы, сумки и многие другие позиции).

Одна из важных проблем отрасли – это кадры. Совместно с Минтрудом и АИДТ Минпромторгом осуществляется разработка профессиональных стандартов индустрии детских товаров. На сегодняшний день разработано и одобрено Экспертной комиссией три профессиональных стандарта: это «Дизайнер детской одежды и обуви», «Детской игровой среды и продукции», «Специалист в области маркетинга детских товаров». Ранее такие стандарты практически совсем не были выделены. Совместно с Ассоциацией планируется и дальше продвигать эту тему, разрабатывать новые стандарты.

Важная тема, к которой Минпромторг собирается приступить совместно с отраслевым объединением – формирование системы прогнозирования кадровых потребностей на основе анализа профессионально-квалификационной структуры индустрии детских товаров.

DSC_4896.JPG

В стадии разработки находятся нормативно-правовые акты для внесения изменений в законодательство (определение понятий «детские товары», «индустрия детских товаров», «российский производитель детских товаров и услуг»).

Все эти инструменты и механизмы так или иначе относятся к сфере ответственности Минпромторга, но В. Евтухов отметил, что индустрия детских товаров является поставщиком для сфер образования, культуры, социальной сферы, то есть она носит межотраслевой и межведомственный характер. В связи с этим целесообразно предусмотреть в госпрограмме, за которую ответственны другие федеральные органы исполнительной власти, мероприятия по развитию отраслей, которые составляют индустрию детских товаров (например, медиапродукция для детей, печатная продукция для детей (книги, журналы), продукты питания для детей, программные передачи на телевидении, интерактивные музеи, выставки и многое другое). Стратегия не может замыкаться только на продукции для детей, которая входит в зону компетенции Министерства промышленности и торговли.

Развитие национальной индустрии мультипликационных и кинофильмов для детей с использованием национальных культурных образов с одной стороны будет способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения российских граждан, с другой, использование этих образов в производстве продукции для детей также является достаточно выгодной позицией, это подсказывает пример многих мировых брендов. На этом делался акцент при обсуждении реализации Стратегии в Совете Федераций с В.И.Матвиенко.

В План основных мероприятий по реализации Стратегии внесены такие важные мероприятия, как разработка предложений по организации и проведению психолого-педагогической экспертизы детских товаров и разработка и реализация проектов, которые направлены на создание и использование национальных культурных образов с Минобрнауки и Министерством культуры соответственно.

Только совместная работа всех заинтересованных государственных органов власти и предприятий-производителей будет плодотворной и позволит достичь тех показателей, которые запланированы в программе, - завершил свое выступление В.Евтухов.

DSC_4929.JPG

Далее Аркадий Дворкович предоставил слово Антонине Цицулиной, президенту Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Она осветила проблемы, возникшие в ходе реализации Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года, и возможные пути их решения.

«Вопросы экономики и промышленности стали неотъемлемой частью государственной политики в области детства, - считает Антонина Цицулина. - Стратегия развития индустрии детских товаров – первая постиндустриальная стратегия, в разработке которой принимали участие 13 ФОИВ. И для этой темы – выходящей за рамки промышленности, имеющей очень большой социальный эффект - необходимо проектное управление, чтобы целенаправленно развивать индустрию».

А.Цицулина поблагодарила всех, кто принимал участие в разработке и реализации стратегии, однако, обратила внимание на важность использования всех ресурсов программы. По её мнению, именно эта программа сделала огромный рывок в своей реализации, однако, отметила, что большое количество заложенных в ней механизмов в настоящее время не используется. И, прежде всего, необходимо сбалансированное государственное регулирование - межведомственная, межотраслевая и межуровневая координация в развитии индустрии и проектный формат реализации Стратегии. Также важно оперативное управление изменениями.

«В ситуации перехода России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системам, обеспечивающим детство – образованию, социализации, качеству жизни.

Ключевая социокультурная роль институтов развития современного детства определяет приоритеты превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, к формированию мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры России.

При разработке Стратегии развития индустрии детских товаров мы руководствовались именно этим, поставив во главу угла ребенка и первоочередность его потребностей. Поэтому Стратегия стала не только кроссекторальной, но и детоцентристской, что подразумевает, что не только государство, но и промышленность, должны определять приоритеты в интересах детей, обеспечивать благополучие детей и соответствующее качество их жизни.

Это определяет необходимость межведомственной, межотраслевой и межуровневой координация в развитии индустрии и проектном формате реализации Стратегии. Достижение установленных показателей Стратегии возможно только при таком управлении и реализации Стратегии. Как уже говорилось, в разработке Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года принимало участие 13 ведомств – соисполнителей, у каждого из которых на период с 2014 по 2016 гг. запланированы мероприятия, в том числе с финансовой поддержкой, направленные на развитие индустрии. Однако указанные мероприятия не выделены в рамках программно-целевых документов ведомств и не соотносятся друг с другом.

Достижение установленных показателей Стратегии возможно только при такой форме управления и реализации системных мер, обеспечивающих мероприятий и ключевых проектов Стратегии, - подчеркнула А.Цицулина, - необходимо обеспечить включение показателей Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года в соответствующие государственные программы Российской Федерации и проработать вопрос применения мер государственной поддержки российских производителей индустрии детских товаров в рамках государственных программ Российской Федерации.

Наибольший резонанс вызвали ограничительные меры конкурсного отбора приоритетных инвестиционных проектов, проводимого Правительством Российской Федерации в 2013 году. Необходимо кардинально пересмотреть критерии отбора, поддержка которых должна носить межотраслевой характер.

Актуальным является, и разработка сбалансированного, полного и системного законодательного обеспечения развития индустрии детских товаров, которое может обеспечить поддержку российского производителя детских товаров; усилить обеспечение безопасности детских товаров; стимулировать и поощрять внедрение новых технологий и материалов; обеспечить доступность детских товаров; ответственность производителей и поставщиков детских товаров».

AK7C0562.jpg

Принципиальным президент АИДТ назвала и создание Межгосударственного технического комитета в ЕЭК, который станет одним из серьезнейших регуляторов рынка.

В качестве ключевых потребностей индустрии А.Цицулина обозначила преференциальный режим закупок российской продукции для государственных нужд и её содействие продвижению на российский и зарубежный рынки, а также содействие формированию и развитию кадрового потенциала индустрии. Актуальнейшими стандартами в индустрии детских товаров, которые необходимо разработать и принять в 2014 году являются стандарты «Специалист по безопасности и качеству детских товаров» и «Дизайнер детской мебели» Чтобы контролировать отрасль, её сначала необходимо научить, и это главная задача принятия профессиональных стандартов и последующих образовательных программ обучения и переподготовки специалистов индустрии. .

В части исполнения Плана первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по реализации стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года необходимо обратить особое внимание на ускорение внесения концепции технологической платформы «Инфраструктура детства» для дальнейшего участия в конкурсном отборе технологических платформ, включения в тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ исследований по ключевым предметным областям индустрии детских товаров и разработку механизмов реализации концепции инновационно-промышленного кластера индустрии детских товаров «Территория детства».

Конкретные вопросы своей отрасли, возникающие в связи с реализацией Стратегии, осветили представители производственных предприятий: Дмитрий Злобин, президент ГК «Тополь Групп», Виктор Ярмоленко, председатель совета директоров ГУ «Русский стиль», Дмитрий Цуркан, генеральный директор ОАО «Брянский Гормолзавод», Дмитрий Сайгушинский, генеральный директор ГК «Гранд Тойз», а представители ФОИВов рассказали о том, какой вклад они готовы внести в развитие индустрии детских товаров.

«Основная цель поддержки российской продукции для детей – импортозамещение более качественной, дешевой и безопасной продукцией, рожденной на территории России, и мы, российские производители, готовы это делать», - высказал свое мнение Дмитрий Злобин. В 2013 году инвестиционный проект Группы по строительству новой мебельной фабрики в г. Электрогорск Московской области выиграл конкурс проектов проводимый Минпромторгом России при поддержке отраслевой Ассоциации индустрии детских товаров, и в июле 2014 года на новой фабрике началось серийное производство детской мебели.

Врио главы Удмуртии Александр Соловьев отметил, что поддерживает это предложение: «Мы сегодня столкнулись с одним вопросом – в последнее время много уделяем внимания детским дошкольным учреждениям. Надо привлечь сейчас эти предприятия, чтобы они участвовали в поставке своих материалов, и у нас будет очень хороший контакт, и я думаю, что мы своим товаропроизводителям будем оказывать помощь», - сказал он.

AK7C0586.jpg

Виктор Ярмоленко, председатель совета директоров ГУ «Русский стиль», предложил обратить внимание на мировой опыт централизованных закупок отечественной продукции для дошкольных и школьных учреждений и государственных нужд, что может существенно уменьшить себестоимость и улучшить качество товаров для детей, а также модернизировать производство.

Дмитрий Цуркан, генеральный директор ОАО «Брянский Гормолзавод», поделился наболевшим – проект компании по производству детского питания был признан приоритетным, однако его вычеркнули из списков в связи с тем, что конкурс проводит Минпромторг, а предприятия по производству питания относятся к компетенции Министерства сельского хозяйства. На данный момент в Министерстве сельского хозяйства никаких механизмов по реализации подобного конкурса нет. «Так как Стратегия – межотраслевая, то логично, что и конкурс должен быть межотраслевой», - призвал Д.Цуркан.

DSC_4955.JPG

Георгий Мачехин, заместитель Председателя Правительства Кировской области представил проект технологического парка индустрии детских товаров «Игроград». Он обратил внимание председательствующего, что требуется формат проектного финансирование крупных точечных научно-технических центров и институтов развития. Второй акцент Г.Мачехин сделал на вопросе закупок образовательной продукции, в том числе централизованных разработок образовательных, развивающих, воспитательных и комплексных систем и рекомендации их к использованию в различных регионах.

Андрей Никитин, генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» рассказал о совместных с АИДТ проектах в рамках реализации Стратегии: образовательные стандарты, каналы доставки информации (мультипликационная отрасль, тематические парки развлечений) – формирование у детей определенной системы ценностей (российские герои, российские игрушки). Он обратил внимание, что единственное поручение Президента Экспертного Совета 2011 года в Красноярске, которое, к сожалению, на сегодняшний день не выполнено, - это по площадке размещения индустриального парка.

Вячеслав Голосков, начальник управления рисков и оперативного контроля ФТС России рассказал о созданной совместно с АИДТ рабочей группе. При этом проблем остается достаточно – темпы ввоза детских и условно детских товаров (НДС 10%) в страну не снижаются. Но идет плановая работа и результаты не заставляют себя ждать.

DSC_4910.JPG AK7C0819.jpg
 
Сергей Ларьков, советник Министра культуры России, отметил, что в Министерстве культуры разработаны и реализуются 5 основных направлений: электронный каталог национальных культурных образов, который предполагается разместить в открытом доступе на сайте Минкульта РФ; фестиваль народной игрушки, включая проведение конкурса «Национальный образ для индустрии детских товаров»; модельный проект оформления парков культуры и отдыха с учетом национальных культурных образов; концепция компьютерных и настольных игр и включение госзадания подведомственного нам государственного республиканского центра русского фольклора – выработку рекомендаций по формированию использования при разработке создания детских товаров национальных культурных образов, в том числе финансирования этих разработок.

Аркадий Дворкович обратил внимание на недостаточность создания качественных детских художественных фильмов и важность поддержки этого сегмента.

Алексей Волин, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ обратил внимание, что такие бренды, как «Маша и медведь», «Смешарики», «Лунтик» и «Три богатыря» стали не менее известны, чем «Простоквашино», «Чебурашка» и «Ну погоди!», то есть создание шедевров мультипликации вполне сопоставимо с советским временем. Детский рынок печатной продукции также неплох, но если издание детских книг и газет достаточно масштабное, то нельзя отрицать проблему их реализации, нехватку книжных магазинов и, прежде всего, в регионах, причем их количество, к сожалению, сокращается.

Министерство образования и науки РФ очень заинтересовано в качественных, доступных отечественных товарах, - выступил Вениамин Каганов, заместитель Министра образования и науки РФ. Он подтвердил возможность мониторинга и анализа необходимой продукции в образовательных и дошкольных учреждениях, в целях определения потребности государственного заказа на продукцию индустрии детских товаров, формирования прогнозного плана потребности в детских товарах государственных и муниципальных образовательных учреждений и пообещал проработать вопрос размещения в открытом доступе информации о предполагаемых объемах закупок детских товаров для государственных и муниципальных нужд на трехлетний период. А.Дворкович предложил прослеживать план закупок, публикуемый образовательными учреждениями, поскольку это полезный инструмент для анализа рынка и его развития.

Следующей задачей Министерства В.Каганов назвал воспрепятствование поступления на рынок некачественных товаров, в первую очередь игр и игрушек. Отчасти эту задачу и должна решить рабочая группа по психолого-педагогической экспертизе. Первым этапом будет добровольная сертификация и аккредитация.

Продолжается создание новых дошкольных учреждений и новых рабочих мест. К концу 2015 года очереди в детские сады должны исчезнуть, но в связи с улучшением демографической ситуации, появляются проблемы и с устройством ребенка в школу. Эти вопросы прорабатываются совместно с Правительством РФ, обсуждаются вопросы по субсидированию регионов.

«В связи с принятием Концепции дополнительного образования, мы рассчитываем, что с 2015-2016 гг сможем приложить дополнительные усилия по развитию этой системы (в том числе софинансирование), в первую очередь с ориентацией на инновационные виды деятельности, научно-техническое творчество и т.д».

В.Каганов предложил активнее использовать уже имеющиеся инструменты по поддержке и разработке новой продукции – НИОКР, программа «Мост» - совместное финансирование с Фондом содействия развитию малых форм предприятий малых инновационных предприятий в том числе разрабатывающих инновационную продукцию для образовательной деятельности.

«Мы заинтересованы, чтобы вместе с программами продвижения открытого образования на русском языке, продвигать в том числе российские «фишки», стили, игрушки. Будут создаваться и развиваться система центров не только в интернет-пространстве, но и в других странах, и это один из хороших поводов для сотрудничества», - закончил свое выступление заместитель Министра образования и науки РФ.

Фото Поздеева А_3.JPG

DSC_4861.JPG

AK7C0347.jpg

 

Информационная справка:

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (www.acgi.ru) – некоммерческая организация, объединяющая с 2008 года более 250 участников профессионального сообщества в сфере разработки, производства, продажи товаров и услуг для детей. Основные цели Ассоциации: защита, формирование и продвижение положительного образа предприятий индустрии товаров и услуг для детей, создание условий развития цивилизованного рынка, в том числе на основе саморегулирования и добросовестных практик.

АИДТ является инициатором разработки и официальным партнером реализации государственной Стратегии развития индустрии детских товаров и плана по ее реализации до 2020 года в Российской Федерации; основателем самого значимого конкурса ИДТ – Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок».

Среди проектов Ассоциации – ключевые отраслевые мероприятия, предложения по институциональным механизмам развития отрасли, нормативно-правовому регулированию индустрии, отраслевого межфирменного взаимодействия, отраслевой классификации и сегментации, совместные исследования и аналитические продукты в области детского маркетинга, изучения предпочтений и мотиваций потребителей, премии, конкурсы, рейтинги, отраслевая кооперация, совместное продвижение и поиск новых рыночных возможностей.

 

АИДТ

Нравится
В этой рубрике освещаются самые яркие и актуальные события и процессы, происходящие в отрасли.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza