Главная Жизнь отрасли Кукла Барби как зеркало западной цивилизации

Кукла Барби как зеркало западной цивилизации

19.04.2012 в 10.29 1691Просмотров: 1691 0Комментариев: 0
Компания Mattel, полвека назад придумавшая красотку куклу Барби и задавшая на многие годы эталон женской красоты, искупает свою вину за тысячи поломанных девичьих судеб социальными акциями: на этой неделе в США в поддержку детей, больных раком, презентуют лысую Барби.

Моя первая Барби появилась у меня, когда мне было девять. Я хорошо помню этот день: мы с папой и мамой поехали в Детский мир на Лубянке, зашли в огромный, полный мишек, зайцев и прочих собачек зал, и увидели большущий стеллаж. Там на миллионе полок стоял миллиард кукол мечты. И все разные: в шикарных платьях с кринолинами, в брюках и футболках, на роликах, в деловом костюме, с лошадью и каретой. Я выбрала Барби в джинсовой куртке, короткой юбке и с электрогитарой. Как раз тогда я собиралась стать рок-звездой.

За полвека своего существования кукла Барби перепробовала столько разных образов, что любая девочка найдет себе по вкусу. Вариативность, с которой Mattel подходит к своей продуктовой линейке, фактически безгранична: в магазинах в разное время можно было найти кукол 150 национальностей и 130 профессий. На этой неделе в США будет представлена лысая Барби - "по сюжету" эта кукла больна раком. Ее выпускают специально для того, чтобы девочки из онкоцентров чувствовали, что они не одни. Пока куклы будут распространять только в больницах, но уже в следующем году она может попасть на прилавки.

В этом главный феномен легендарной куклы: изначально предложив девочкам всего мира весьма сомнительную, слизанную с героини немецких комиксов вольного содержания модель для подражания, компания Mattel создала сотни "правильных" жизненных сценариев. Таких, когда успешная карьера, счастливая семья и мир во всем мире.

Как настоящая

Барби - рекордсменка. В неделю в мире продается чуть больше миллиона кукол. По данным Mattel, в среднем у американской девочки восемь кукол Барби, у итальянки - семь, у француженки, немки и англичанки - по пять.

Секрет мирового успеха этой в общем-то незамысловатой куклы в ее уникальности: до Барби на мировом рынке детских игрушек не было ни одного товара, который настолько бы отвечал детской потребности повторять взрослую жизнь. При всей своей ненатуральности, которая очевидна даже детям, Барби - настоящая. В ней - квинтэссенция всего того, что связано с родителями и их друзьями. Она влюбляется и ссорится, ходит на работу и в салон красоты, покупает одежду и машины, отправляется в круиз и подолгу сидит за компьютером.

В красивой кукле воплощаются все детские, еще даже неосознанные, мечты о красивой взрослой жизни. Недаром все девочки играют в принцесс, надевают мамины туфли и примеряют бусики и сережки.

Красоту - всем

Красиво жить должны все, а не только такие, как она, - худые, блондинистые и идеальные. Это главная претензия, которую родители предъявляют Mattel год из года: наши девочки будут думать, что счастье возможно, только если ты длинноногая и голубоглазая. Создатели Барби никогда в эти споры не вступали. Они пошли другим путем - постоянно расширяя придуманный мир Барби и вводя в него все новых и новых персонажей, не похожих на главную героиню. Сначала появились брюнетки, потом рыжие. Одновременно выходили Барби-богачка в золотых серьгах и бриллиантовых колье и Барби-уборщица в скромном профхалатике. Одна Барби грелась на солнце в шезлонге и пила коктейль из красивого бокала на Майами, другая куталась в меховую жилетку где-нибудь в Юте или на Аляске.

С претензиями со стороны потребителей стало попроще.

Но Mattel вошла во вкус и прочувствовала свою социальную ответственность куда глубже, чем от нее того требовали даже самые яростные борцы за политкорректность.

В 1968 году - сразу после серьезнейших расовых столкновений в южных штатах и в период жесточайшей борьбы против де-факто существовавшей сегрегации - Mattel выпускает барби-негритянку Кристи. В 1988 - как раз тогда, когда Америка столкнулась с трудноперевариваемым количеством эмигрантов из Латинской Америки - Mattel делает Тересу. Выпуск кукол-азиаток приблизительно совпал с активизацией экономического сотрудничества США с Японией и Китаем. В 2009 году появляется Барби-мусульманка.

Барби может стать каждый

Каждая новая по национальности или вероисповеданию Барби вызывала фурор. Пробовали и по-другому: в 1997 году появляется барби-Бекки, девушка в инвалидной коляске - по легенде чемпионка параолимпийских игр. Посыл понятный: она с ограниченными возможностями, но все равно на гребне волны и жизни. Причем кукла вышла в двух видах: Бекки - либо бывшая теннисистка, либо бывшая балерина. На каждой коробке яркая надпись: "Инвалидом может стать каждый. Инвалиды такие же, как мы".

С этой куклой случилась смешная история. 17-летняя школьница, страдающая церебральным параличом, прислала в компанию письмо, в котором написала, что Бекки в своем инвалидном кресле не влезает в лифт Дома Барби. Mattel извинились и обещали переделать дом. И переделали.

Кукол раскупили детские сады и школы, а вдохновленные появлением Бекки общественные организации стали уговаривать Mattel посягнуть на святое - выпустить наконец толстую Барби. На уговоры ушло много лет, но в 2009-м толстая Барби-таки появилась: правда, ограниченным тиражом, но и то - праздник.

Лысые барби тоже выходят ограниченным тиражом, по крайней мере, пока. Когда придет время, их - безволосых и больных - станет много, потому что Mattel всегда отвечает самым острым общественным запросам, и не боится делать непопулярные шаги.

В этом ее неожиданная и удивительная социальная миссия, которую сложно было разглядеть в гламурной красотке 50 лет назад. Тогда никто и не мог представить себе, что простушка Барби станет своеобразным зеркалом западной цивилизации со всеми ее проблемами и достижениями.



Вера Рыклина, для РИА Новости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



 
Нравится
В этой рубрике освещаются самые яркие и актуальные события и процессы, происходящие в отрасли.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza