Главная Жизнь отрасли СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО: знания и товары переехали в цифру

СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО: знания и товары переехали в цифру

17.09.2012 в 15.57 993Просмотров: 993 0Комментариев: 0

Новый подход к обучению и основные тенденции на рынке детских товаров стали главными темами прошедшей 12 сентября 2012 года конференции в Петербурге.


Так уж повелось, что все основные конференции и семинары, посвященные индустрии детских товаров, проходят в столице, а Петербург несправедливо остается в стороне от  профессионального сообщества. В минувшую среду справедливость восторжествовала, и силами сотрудников газеты The St.Petersburg Times, совместно с «Ведомостями», в Grand Hotel Europe состоялась конференция «СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО: неклассическая обстановка интерактивного музея и индустрии детских товаров»

Мероприятие было поделено на две сессии. Первая носила название «Неклассическая обстановка интерактивного музея и детского образовательного центра» и посвящалась вопросу интеграции образовательного процесса с развлекательным, или так называемому формату edutainment - education+entertainment (образование+развлечение). 

Технический прогресс вносит изменения во все сферы нашей жизни. Рынок обучения и развития детей - не исключение. Современные технологии позволяют детям получать информацию через интерактивные музейные объекты и доступ к Интернету и социальным сетям.

«Сегодня знания переехали в цифру», - комментирует Олег Ставицкий, творческий директор компании Ашманов и Партнеры, которая в свою очередь реализовала игровую Интернет-платформу для проекта ТГК-1 «Моя Энергия». Аналогичный подход используют и в футбольном клубе «Зенит». Футбольным клубом разработан специальный проект - первый российский детский сайт футбольного клуба kids.fc-zenit.ru, где с ребенком говорят на его языке. Кроме того, клубом создается комфортная для детей атмосфера и в оффлайн-среде: осуществляется набор а академию «Зенита», организуются дни рождения на стадионе «Петровский» - таким образом ребенок полностью интегрируется в футбольную среду.

В Петербурге уже реализован ряд интересных проектов, например, город профессий «Кидбург» или гранд-макет «Россия», которые побуждают традиционные музеи общаться с посетителями на интересном и понятном ему языке. В свою очередь, воплощенные в жизнь и работающие инициативы позволяют вести предметный разговор о государственной поддержке. 

 
 Генеральный директор "Лего Россия" Могенс Лаурсен
«Научные и интерактивные проекты - это дорогостоящие объекты, которые без государственной поддержки реализовать  сложно»,  - комментируют управляющие российских проектов, апеллируя к опыту г-на Энтрейбера, директора австрийского детского музея FRida & freD, чей проект частично финансируется государством.

В обсуждении современного подхода к обучению детей приняли участие такие специалисты, как Joerg Ehtreiber - управляющий директор FRida & freD - The Graz Children's Museum, Axel E. Huettinger - генеральный директор Kurt Huettinger GmbH & Co.KG, Екатерина Булатова - начальник PR отдела ФК «Зенит», Ольга Друкаренко - административный директор «Гранд макет Россия», Алексей Земко - директор «ЭКСПО Наука Интерактив», Виктория Красильщикова - директор по развитию и главный редактор информационного портала для родителей KidsReviews, Могенс Лаурсен - генеральный директор «Лего Россия», Оксана Орлова - совладелец интерактивного города профессий «КидБург», Фаина Рублева - научный директор Планетария Москвы, Олег Ставицкий - творческий директор компании «Ашманов и Партнеры Медиа» и Ростислав Шипицын - начальник отдела по работе с органами власти ТГК-1, проект «Моя Энергия».

Вторая сессия конференции, «Индустрия детских товаров: основные тенденции», проходила параллельно первой - в соседнем зале, и была посвящена онлайн и офлайн ритейлу: основным трендам, динамике рынка индустрии детских товаров, исследованию потребительского поведения, стиля жизни и медиапредпочтениям, а также маркетинговым стратегиям.

Небольшой зал отеля был полон людей, несмотря на слабую рекламу проходящего мероприятия. Послушать профессионалов рынка собрались представители индустрии детских товаров и СМИ.

Первой слово взяла Евгения Филиппова, руководитель отдела синдикативных исследований Synovate Comcon. Ее доклад был посвящен общему исследованию целевой аудитории, то есть детей и родителей, и их поведения. Евгения рассказала, что, несмотря на замедление роста рождаемости в нашей стране, в общем сохраняется положительная тенденция.  Далее Евгения проанализировала ситуацию на рынке детских продуктов. Она заметила, что рост потребления молочной продукции в России растет, что может быть связано с активной маркетинговой политикой компаний и стремлением родителей придерживаться здорового питания детей, при этом заметно снижается потребление детьми снековой продукции. В свою очередь, теряют потребителей и кондитерские изделия.

Что касается рынка игрушек, то основными покупателями здесь являются родители, но в подавляющем большинстве случаев ключевую роль при выборе товара играет ребенок. Надо заметить, что рассматривать ребенка в качестве покупателя можно только условно, так как они еще слишком малы, чтобы зарабатывать деньги и используют для покупок карманные деньги. При этом наличием карманных денег могут похвастаться только 59% детей, а сумма их скромного капитала растет вместе с возрастом детей. Так, например, дети в возрасте 7-12 лет располагают суммой 50-200 рублей в неделю, старше 12-ти - около 700 рублей.

Зашла речь и о современных технологиях. Евгения Филиппова рассказала присутствующим о степени проникновения Интернета в России. По данным специалистов, в Петербурге около 92% населения являются пользователями ПК, при этом Интернетом пользуется 91%. Как ни странно, в Москве процент пользователей ниже, чем в Северной столице. Кроме того, Евгения заметила, что 11% детей в возрасте 13-15 лет являются счастливыми обладателями планшетов.

 
 Алексей Воскобойник рассказал о тенденциях на рынке детских товаров и планах ГК "Детский мир"
Вслед за Евгенией Филипповой слово взял заместитель директора департамента аналитики и планирования ГК «Детский мир» Алексей Воскобойник. Он привел данные о тенденциях на рынке детских товаров. По словам Алексея, объем рынка неизменно увеличивается, его рост в 2011 году составил 13,5%. На данный момент, по оценке специалистов, объем рынка составляет 395 млрд рублей. Наиболее быстрорастущей категорией стал сегмент игрушек, он вырос на 22,5%. 

Что касается каналов реализации товаров, в настоящий момент наблюдается увеличение популярности специализированных детских магазинов. В свою очередь, гипермаркеты и неорганизованная розница рискуют оказаться под давлением, ввиду ограниченного ассортимента товаров. Уже сейчас наблюдается снижение количества их посетителей. Самым быстрорастущим каналом стал Интернет. По мнению специалистов, к 2020 году количество покупателей онлайн-магазинов увеличится в 3-5 раз.

Интересно, что модель потребления в Петербурге отличается от потребления в столице и других городах. По словам Алексея, петербуржцы придерживаются европейской модели, когда покупки чаще совершаются близко к дому, в то время как москвичи предпочитают американскую модель - совершение покупок в моллах на окраине города.
 
Если рассматривать покупательскую аудиторию с точки зрения ее доходов, 40% рынка приходится на средний сегмент, где доход на одного члена семьи составляет 10-25 тысяч рублей, а на низкий сегмент (доход ниже 10 тыс. на одного члена семьи) приходится 35% рынка. 

По данным ГК «Детский мир», в 2011 году в России было открыто 19 тыс. кв. м. новой торговой площади под детские товары в гипермаркетах и 144 тыс. кв. м. - в «мультикатегорийных» магазинах. Наиболее быстрорастущими сетями в 2011 году стали «Кораблик» (+26% прироста торговых площадей), «Детский мир» (+20%) и «Дочки и сыночки» (+11%).

По каким же принципам покупатели выбирают место покупки детских товаров? Ключевым критерием выбора является ассортимент продукции, причем важно как количество наименований, так и качество предлагаемой продукции и обслуживания. При выборе товара покупатель, как правило, ориентируется на рекомендации близких людей и продавца, в то время как уровень доверия к рекламе постепенно падает.

Алексей также отметил, что российские ритейлеры при составлении ассортимента все чаще делают свой выбор в пользу европейских производителей. Между тем, доля китайских игрушек на российском рынке падает. Это можно объяснить высоким качеством продукции, предлагаемым европейскими компаниями. Кроме того, Китай, как и Россия, не может похвастаться широким сегментом развивающих игр и игрушек.

В конце доклада Алексей Воскобойник поделился планами «Детского мира». По его словам, компанию ждут большие перемены: новая концепция магазинов уже практически готова. В настоящий момент проводится исследование целевой аудитории, после чего, предположительно в ноябре, начнется непосредственная работа над реорганизацией сети. 

 
Анна Матвеева, OZON.ru
Анна Матвеева, директор филиала OZON.ru в Санкт-Петербурге, рассказала об особенностях онлайн-продаж детских товаров, основываясь на практике магазина OZON.ru. Большинство покупателей предпочитает оформлять заказ непосредственно на сайте, без использования телефона. При этом главными мотивами онлайн-покупок является сравнительная дешевизна товара и экономия времени. 42% покупателей совершает покупку один раз в несколько месяцев.

Основной аудиторией онлайн-магазина являются женщины - 60%, наиболее активна молодежь - на возраст 25-34 лет приходится 57% всех покупателей. Половина аудитории имеет средний доход, а подавляющее большинство (73%) состоит в браке. 

Самыми популярными товарами являются одежда и обувь - 66% всех покупок. В Петербурге покупки детских товаров составляют 30% от всего количества. При этом, если рассматривать конкретно данный сегмент, Петербург заметно отстает от Москвы и регионов: в первой половине 2012 года на долю Северной столицы пришлось 11% купленных детских товаров, на долю Москвы - 30%, а больше половины - 54% - отправилось в регионы. 

Во второй половине конференции свои проекты представили Наталья Афанасьева - коммерческий директор Дневник.ру, Елена Кривобокова - директор магазина Лавочка детских книг и Сергей Абдульманов - маркетинговый директор розничной сети магазинов настольных игр «Мосигра». Они поделились с присутствующими своим опытом, рассказали о становлении компаний и их развитии, поделились планами на будущее.

«Конференция прошла очень позитивно, было крайне интересно посмотреть на ритейл и интернет-ритейл глазами других участников рынка; были представлены гипермаркеты, мультикатегорийные магазины и специализированные: это позволило сравнить подходы и перенять опыт. Между выступлениями удалось обсудить ряд рабочих моментов, что дало очень много в плане развития компании. На мероприятии мы нашли как минимум двух партнёров, с которыми уже начали работать», - делится впечатлениями Сергей Абдульманов, маркетинговый директор  розничной сети магазинов настольных игр «Мосигра».

В общей сложности конференция собрала около 200 участников рынка. Организаторы планируют делать проект ежегодным или возвращаться к разным аспектам темы СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА в рамках городских проектов.



Оксана Пиккель
«Игрушки.Сегмент.Ру»
Фото: The St. Petersburg Times
Нравится
В этой рубрике освещаются самые яркие и актуальные события и процессы, происходящие в отрасли.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza