Главная Жизнь отрасли «Союзмультфильм»: от карусели до Гофмана

«Союзмультфильм»: от карусели до Гофмана

07.04.2015 в 14.25 2759Просмотров: 2759 1Комментариев: 1
Журналист «Игрушки.Сегмент.Ру» побывал в стенах самого святого места российской анимации, потрогал героев мультфильмов и пообщался с одним из режиссеров «Веселой карусели» Павлом Носыревым.

Мультстудию все еще можно найти по старому адресу: улица Долгоруковская, 25. Она все так же примыкает к храму, где до 1936 года проводились богослужения. После создания студии они прекратились. Только недавно праздничные службы восстонавились. 

Два года назад было принято решение перевезти «Союзмультфильм» на территорию московского КБ киноаппаратуры.
Попасть сейчас на студию не так-то просто: экскурсии не проводят, да и журналистов не очень жалуют – музей закрыт. Последнее время в здании ведется ремонт.
- Пока нечего показывать, все по коробкам или на складах. Но я могу вас просто провести по нему и познакомить с одним из режиссеров - рассказывает мне план действий пресс-секретарь студии Лилия Назарян.

Тогда

За разговором мы проходим под облупившейся аркой. Меня сразу же охватывают воспоминания: со школьной экскурсией я приезжала сюда в 5 классе (это без малого 16 лет назад). Тогда это место было похоже на волшебный мир, оживший мультик, яркий послеобеденный сон. Нас, школьников, также, как и сейчас, встречали при входе вырезанные из фанеры герои мультфильма «Ну, погоди!». Мы также проходили сквозь арку, только более яркую и чистую, на стенах тогда висели цветные плакаты. Все хотелось рассмотреть и потрогать. 

А тем временем Лилия ведет меня мимо фотографий выдающихся и уважаемых по всей стране художников прошлых лет. За поворотом нас ожидает лестница с полустертыми ступенями, видно, что по ним тысячи раз проносились творческие люди. Окна лестницы выходят на желтую стену напротив. Поговаривают, что в соседнем доме находилось отделение милиции, а художники, люди творческие, любили покутить и пропустить по маленькой, в советское время с этим было строго, поэтому вместо наказания «соседи» принимали в дар нарисованные стенгазеты, которые считались лучшими в Москве.

Сейчас

Еще поворот и еще лестница, только поуже. Второй этаж. В конце коридора в небольшой комнатке сидят Павел Носырев со своей женой Полиной. У них творческая семья: Павел – режиссер, Полина – аниматор. Вместе они создают волшебный нарисованный мир.

- Идеи для своих творений я беру от всего мира. Могу, например, на улице увидеть какую-то сценку, потом добавить эпизоды в рисунок. Он создается по наблюдениям, по впечатлениям. Это синтез разных искусств, соединение очень многих источников. «Тайну старика Тимофея» я делал для детей в рамках «Веселой карусели». Аниматор оживляет персонаж, а я создаю образ, так как все решение фильма — изобразительное. Мультипликатор в него вдыхает жизнь. Через него сам герой начинает жить. Художник живет за героя, он его воплощает на экране. Сценарий к «Тайне старика Тимофея» был написан поэтом и писателем Александром Тимофеевским (он сочинил песню крокодила Гены). Но обычно литературный вид сильно отличается от режиссерского. Уже в студии мы его кадрируем, подводим под мультфильм, - рассказывает о своем творчестве Павел Носырев. 

Мультфильм «Тайна старика Тимофея» вышел в 2014 году. Он стал самым популярным и просматриваемым мультиком прошлого года на канале YouTube «Союзмульт» (Soyuzmult). Его делали по классической рисованной технике: 25 кадров в секунду. Притом не «перекладкой», а от руки. В современной мультипликации выгодно рисовать персонаж и потом «насаживать» его на скелет, заставлять двигаться – так экономится время. В «Союзмультфильме» рисуют от руки и если не на кальке, то на планшете. В среднем, мультфильм идет четыре с половиной минуты, то есть на его создание нужно 6750 рисунков. У сплоченной команды из 6 человек при работе без выходных на создание картины уходит около четырех месяцев.

Кадр из м/ф "Тайна старика Тимофея"

- Проблема в том, что мало людей хорошо рисуют. Оттого, что я рисую на планшете — ничего не изменилось, просто не нужно сканировать потом. Но есть у нас еще группа, которая рисует на кальке... – вспоминает Павел. – Изначально я работал на «Гофманиаде» в качестве художника компьютерной графики. В 2013 снял свой мультфильм «Вот был бы большим» для «Веселой карусели» № 35. Первая часть фильма была в 3D, а вторая часть - рисованная. Это первый подобный проект на «Союзмультфильме». Тогда мы просто хотели провести эксперимент с технологиями. Выяснили, что детям больше нравится живой рисунок. В 3D все немножко механически, а так ты рисуешь с душой, все идет от сердца и сразу на экран», - рассказывает он.

Команда Носыревых сейчас трудится над полностью рисованным от руки фильмом про некоего Комарова. Картина «У Комарова денег нет» выйдет на экраны ближе к осени и будет длиться четыре с половиной минуты. В основе сюжета лежит алчность и чрезмерная любовь к деньгам и в конце концов главный герой понимает, что смысл жизни не в них. На данный момент у мультфильма прорисована пока только анимация. Через какое-то время будет заливка с композингом и монтажем.

Прежде чем ответить на вопрос «нужно ли художнику быть ребенком?», Павел показывает своего главного героя на экране: Комаров несколько раз двигается под звонкие щелчки компьютерной мышки режиссера и замирает, спрятав свой острый нос в шарф.

Павел Носырев, режиссер студии "Союзмультфильм"

- Чтобы рисовать мультики, каждый мультипликатор в чем-то становится ребенком. Он на протяжении своей жизни не выходит из состояния открытости миру. Для детей можно, конечно, сделать какой-то мрачный артхаусный мультфильм, но зачем? Мы должны показывать малышам мораль и добро. Дети все впитывают. В тоже время, чтобы быть режиссером или мультипликатором нужна хорошая школа рисования, хорошее культурное воспитание. Человек без художественного образования вряд ли сможет выразить свою мысль на бумаге. Самобытным талантом можно быть, но профессионалом - вряд ли. Если у человека большой талант, то он у студий нарасхват. Но для становления, конечно, нужно реализовать несколько проектов.
Как взрослый, так и ребенок могут посмотреть мультфильм, к примеру «Веселой карусели», хотя они ориентированы на возраст от 3 до 12 лет. Если фильм сделан плохо - он будет неинтересен никому, - поведал нам современные реалии мультипликации режиссер.

Съемка альманаха "Весёлая карусель» возобновилась на студии несколько лет назад. Первая серия была выпущена в 1969 году, а сюжет всех основан большей частью на сказках, стихах и песнях. К 80-м на «Союзмультфильме» работало почти 400 человек, выпускали в среднем 30 картин в год. К 2010 году персонал сократился в десять раз. Производство упало до нескольких мультфильмов в год. Новый коммерческий отдел начал заниматься новыми проектами. За последние годы студия начала активно возрождаться, это уже замечает профессиональное общество. На фестивалях работам мультипликаторов снова присуждаются награды. 
Павел - сын режиссера Леонида Носырева, который также работал на "Союзмультфильме". И если сравнивать времена, тогда он приводит такие цифры: «сейчас студия - это только одна десятая от того, что было раньше. Сегодня это 6-7 проектов в год, раньше было 50-60. Тогда было централизованно. Были цеха, специализирующиеся на прорисовке, заливке, а сейчас каждый режиссер работает со своей командой, и материала получается намного меньше. Все мы хотим возродить «Союзмультфильм» и вкладываем в него свою душу. Конечно, объемы пока не такие как раньше, но положительная динамика все же есть!».
О планах и результатах этого года рассказала Лилия: "В 2015 году в производстве 23 короткометражных анимационных фильма и 1 полнометражный, еще 24 а/ф находятся на рассмотрении в МинКульте и готовы запуститься в производство этой осенью. Уже закончены и сданы: 1 выпуск "Веселой карусели", 3 фильма из которого даже успели получить призы на анимационном фестивале в Суздале; и 1 авторская короткометражка, которая также была отмечена критиками в профессиональном рейтинге фестиваля."

Что еще скрывают стены

Несколько ступенек, еще один коридор и комната побольше – мы в студии, где делаются персонажи для «Гофманиады».  это кукольный мультфильм, сейчас подобными съемками практически никто не занимается подобным. Проект снимается на студии уже больше 10 лет. В основе сценария лежат произведения известного немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана и его биографические факты. У главного кукольного героя несколько голов – каждая под свое настроение и мимику. У второстепенных жителей голов поменьше. В сюжете переплетаются яркие события из жизни Гофмана, вымышленные ситуации, реальные образы и фантастические персонажи. Создатели фильма хотят раскрыть многогранную натуру музыканта и композитора, ставшего впоследствии знаменитым писателем. Изначально персонажей отрисовывал Михаил Шемякин. Очень многие объекты - раскадровки - нарисованы от руки художниками фильма и режиссером Станиславом Соколовым. Для создания декораций к картине, как и для любого творческого процесса, подходят любые материалы от оргалита и ДВП до потолочного пенопласта. Время, затрачиваемое на объект, зависит от степени сложности и размеров. Они создаются по эскизам компьютерной графики.

На стенах другой комнатки развешены раскадровки. Декорации разложены по всем углам. Многие из них сделаны сразу в перспективе, так как пространства на студии не так уж и много, чтобы хранить их все. Чтобы сделать вид на весь город нужно все тщательно выверить и сделать одинаковый размер для масштабирования.

- Мы стараемся сохранять декорации. Сейчас музей пока закрыт, но мы находим места для хранения. На этой стене находятся «раскадровки» сцены в кабаке. Мы находимся в мастерской, тут все делается по частям, а потом уже в съемочном павильоне составляется вместе. Зачастую встречаются моменты, когда мультипликаторам нужно, чтобы декорации были подвижными, на это нам нужно больше времени затратить, - поделилась секретами работы одна из сотрудниц студии.

На самой же съемочной площадке можно было обнаружить в застывшей позе запряженную карету на серой брусчатке, желтые домики, уходящие вдаль, мост и одинокую фигурку джентльмена с трубкой, сидящего на набережной.

Справка:

Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов "Союзмультфильм" образована 10 июня 1936 года по приказу главного управления кинофотопромышленности. Было решено объединить все мастерские, относящиеся к созданию фильмов для детей. Уже через год, в 1937-м, появился первый цветной мультфильм. В СССР студии неоднократно присуждались премии, а работники награждались почетными грамотами. В 1970 году на "Союзмультфильме" производилось в среднем около тридцати-сорока фильмов в год, он считался крупнейшей в Европе студией анимации. К середине восьмидесятых производство резко сократилось. 

Сейчас "Союзмультфильм" собираются перевозить поближе к Останкино, на Академика Королева. Когда состоится - пока не известно. В студии считают, что переберутся к 80-летнему юбилею. Сейчас полным ходом идет ремонт здания МКБК. По проекту это должно быть современное производство, с высоким техническим оснащением и мощным производством. Про нынешнее здание - ведутся переговоры о том, чтобы сделать в нем музей "Союзмультфильма".

В истории СМФ уже был один переезд, но это была крайняя мера – в годы Великой Отечественной войны. Многих аниматоров и художников призвали на фронт, а студию эвакуировали в Самарканд.

В 2014 году были произведены:

  • 3 выпуска из цикла «Веселая карусель» (№№ 36 – 38), по 3 сюжета в каждом выпуске.

  • 2 авторских короткометражных фильма.

Итого: 11 а/ф общим хронометражем 54 мин. 50 сек.

В марте этого года на ХХ Открытом фестивале анимационного кино в Суздале фильмы, созданные на студии, получили высокие оценки профессионалов и зрителей. 3 работы из цикла «Веселая карусель» были удостоены наград жюри.

В октябре 2015 на большой экран выйдет полнометражная картина «Сергий Радонежский». 


Варвара Фуфаева,
Игрушки.Сегмент.Ру

 

 

Нравится
В этой рубрике освещаются самые яркие и актуальные события и процессы, происходящие в отрасли.
Гость Поганенький Буратино
Сначала с видеокасеты детям ставил, чтобы занять. Сейчас с флешки внукам показываю. Носители изменились а смысл остался.
Вечные мультики.
Надеюсь, что поднимутся и возродятся до своего уровня, хотя это очень непросто сделать.
Ответить
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza