Главная Аналитика Дмитрий Ловейко, продюсер "Маша и медведь" в деталях о будущем своего проекта: "Мы не объявляем третий сезон, потому что хотим проанализировать собственные силы"

Дмитрий Ловейко, продюсер "Маша и медведь" в деталях о будущем своего проекта: "Мы не объявляем третий сезон, потому что хотим проанализировать собственные силы"

08.09.2015 в 11.56 1185Просмотров: 1185 0Комментариев: 0
2 сентября вышла последняя серия второго сезона мультсериала «Маша и Медведь». «Известия» писали, что студия «Анимаккорд» пока сосредоточится на спин-оффах сериала, так как на полноценный новый сезон ей может не хватить ресурсов.

При цитировании другие СМИ прямо связали перерыв в работе над сериалом с недостатком финансирования. Как рассказал корреспонденту «Известий» продюсер Дмитрий Ловейко, перед создателями стоят проблемы иного рода — нужно обдумать новые сценарные ходы, освоить новые тренды в плане технологий, решить проблему кадров, а также найти новую актрису озвучания — девочке Алине, которая была голосом Маши семь лет, в декабре должно исполниться 13. Что же случится с героями и когда ждать новых серий, студия обещает рассказать уже через два-три месяца.

— Давайте внесем ясность, что будет с «Машей» дальше и каких именно ресурсов не хватает?

— Нам, честно говоря, было очень удивительно, что рядовое событие приобрело такой размах. Мы закончили второй сезон, над которым работали два с половиной года. Для нас это знаменательная веха — во время работы над ним мы вышли на международный рынок, получили признание на фестивалях и премиях, переехали в новый офис и стали расширяться. Это важная точка в смысле бизнеса — права продаются и покупаются на сезоны — а зрителю, наверное, должно быть все равно, какая именно по счету выходит серия. Поэтому мы не ожидали, что наши слова о перерыве, о том, что нам нужно собраться с силами и подумать над третьим сезоном, воспримут так серьезно.

Недостаток ресурсов, про который я говорил, ни в коем случае не связан с финансовыми проблемами, как об этом написали некоторые СМИ. За считаные часы нам написали десятки и даже сотни людей с предложениями помочь деньгами, уже объявили сбор средств, открыли какие-то счета.

Мы бы хотели попросить наших зрителей ничего подобного не делать, иначе этим могут воспользоваться какие-нибудь мошенники. «Маша и Медведь» — это успешный проект, и у нас трудности совсем иного толка.

— Какого?

Мы не объявляем третий сезон, потому что хотим проанализировать собственные силы. Нам удалось снять 52 серии на высоком уровне, и для того, чтобы продолжать как минимум не хуже, нам нужно заново оценить свои возможности. Персонажи,  локации, сами истории усложняются.

Если на первом сезоне у нас уходило порядка 8–9 тыс. человеко-часов на одну серию, то на последние серии — уже 13–14 тыс., а серия «Праздник урожая», где была масштабная сцена бала, потребовала 18 тыс. Скоро мы будем должны либо делать серию не 3–4 месяца, а в два раз дольше, либо повысить производительность студии в 1,5 раза, набрав и обучив новых людей.

Кроме того, партнеры предлагают нам перейти на разрешение 4К, а это потребует новой технологической линейки и времени на переобучение наших специалистов. Возможно, нам стоит попробовать перейти на киноформат — несколько серий уже были показаны на большом экране в рамках проекта «Мульт в кино», в этом направлении есть заинтересованность и за рубежом. Технологии не стоят на месте, и нужно им соответствовать. Ну и помимо всего выросла наша актриса Алина Кукушкина, которая озвучивала Машу с шести лет. В этом декабре ей исполняется 13, и мы уже год ищем кого-то ей на замену и никак не можем найти.

Для того чтобы зайти в третий сезон, все эти проблемы нам нужно решить. У нас серьезные обязательства перед нашими партнерами в России и за рубежом. Мы должны им гарантировать, что сможем вовремя закончить сезон, что качество сериала никак не пострадает.

— Маша покидает Медведя и уезжает в город — это действительно похоже на финальную точку. Вы уже представляете, как двигать сюжет дальше?

— Мы довольно давно решили, что в конце второго сезона Маша уедет из леса, а мы сможем передохнуть и подумать, что делать дальше. Понимаете, 52 истории про одних и тех же персонажей — это очень много. Все возможные ситуации уже исследованы вдоль и поперек — и школа, и день рождения, и, не знаю, сельское хозяйство, и много чего другого. У персонажей от серии к серии усложняются характеры. Маша не только безобразничает, теперь она может и заплакать, и взяться за работу. Медведь, который раньше стоически терпел все проказы, в новых сериях сам способен на каверзы — и так далее.

Простые сюжетные ходы уже не работают. Зритель уже видел много хороших серий и не согласен на меньшее.

Вариантов дальнейшего развития сюжета много, но все довольно сложные в реализации. Возможно, мы добавим новую локацию или новых персонажей — например, родителей. Или сосредоточимся на спин-оффах — «Машкины страшилки» уже снимаются, можно запустить отдельную линейку про Машины путешествия или отдельный сериал про Медведя. В любом случае, в ноябре должна состояться наша внутренняя конференция для лицензиатов со всего мира, где будем рассказывать о будущем проекта. К этому времени мы уже будем знать, когда стоит ждать третьего сезона и что будет с нашими героями.

— Кризис как-нибудь повлиял на вас?

— Скорее, на наших партнеров. Если бы не он, у нас уже сейчас была бы сеть детских клубов по активному развитию детей с помощью персонажей сериала. Это замечательная идея, мы ее продвигаем с 2012 года, сейчас остановились, но, думаю, со всем справимся. Что еще важно — в прошлом году было объявлено, что 15% от всей господдержки кинематографии пойдет на анимацию, и сегодня средств в нашей сфере, несмотря на кризис, больше, чем было лет пять назад.

Другой вопрос, что, на мой взгляд, государство в первую очередь должно помогать строить инфраструктуру. Дополнительные деньги — это, конечно, хорошо. Дебюты, авторскую анимацию, работы мэтров и нацпроекты вроде «Александра Суворова» на «Союзмультфильме» государство должно поддерживать финансово, а коммерческой анимации нужны иные меры.

Мы давно уже просим снизить нам НДС (хотя бы на уровень IT-индустрии) и налог на прибыль, чтобы к нам потянулись частные инвестиции, чтобы потянулись кадры. Тем более что налоговые поступления со всех аниматоров — всего 400 млн рублей в год, сумма в масштабах страны незначительная, а для нас — принципиальная.

Государство могло бы, например, выдавать гарантии под банковские кредиты на отдельные проекты. Организовать учебные курсы, так как в российской анимации дефицит специалистов среднего звена. У нас готовят режиссеров, вроде бы готовят сценаристов, а технического слоя почти нет — как было 1,5 тыс. человек, так и осталось, и только сами крупнейшие студии — «Мельница», «Петербург» и мы — делают свои курсы. Это требует значительных ресурсов, но глобально ситуацию не меняет.

— «Маша и Медведь» сейчас, наверное, главный российский анимационный бренд за рубежом. Какое соотношение доходов между российским рынком и международным?

— Структура доходов примерно такая. Сейчас мы получаем примерно 40% собственно с контента, а 60% — c товарного оборота. Большая часть товарного (игрушки, книжки, школьные принадлежности и т.д.) — это Россия и страны СНГ, за границей мы только начинаем продавать лицензии. Что касается контента — примерно пополам.

— Доходы с контента — телепоказ?

— Нет, с телевидения мы получаем немного. В основном монетизация идет с цифровых каналов — Appstore, YouTube, Google Play. Интересно, что Google Play впервые, эксперимента ради, загрузил в свой магазин короткометражный проект. И «Маша» до сих пор возглавляет там список самых скачиваемых продуктов — наравне с премьерами полнометражных фильмов. Также в некоторых европейских странах еще не так развито пиратство и прекрасно работает DVD-дистрибуция.

— Вы изначально планировали выходить на международный рынок?

— Нет, конечно. Не было никаких бизнес-планов, было желание попробовать что-то новое. Олег Кузовков, автор идеи и художественный руководитель проекта, вместе с продюсером Андреем Добруновым (который сегодня глава «Союзмультфильма») довольно долго искали средства и практически чудом нашли их в 2007 году. Тогда трехмерная анимация была только в кинотеатрах — «Шрэк», «История игрушек», но не на телевидении.

Олег Кузовков — перфекционист, работал до этого в «Пилоте» и в Лос-Анджелесе, и с самого начала он хотел делать качественный продукт. Сумма необходимых вложений составляла $2 млн — немыслимые деньги, с учетом того, что было непонятно, как их отбивать.

Но нашелся инвестор, который был готов ждать сколько нужно. Первые две серии делались ровно год — никто никого не торопил, работа шла столько, сколько нужно. Недавно на Каннском телерынке мы общались с французскими продюсерами, и они поверить не могли, что кто-то решился на такой проект, где у персонажа — по 40–50 точек управления, серию нужно отделывать по четыре месяца, а весь сезон — два года (у нас четыре режиссерские группы работают одновременно над четырьмя сериями). Там, во Франции, нужно выдавать сезон по 26 серий в год, иначе студию ждут убытки.

В общем, никто не ожидал коммерческого успеха. Мне вообще кажется, что такие вещи просчитать невозможно. Да, нам удалось выстроить грамотный маркетинг, но благодаря качеству самой анимации и верно найденной идее. Олегу удалось придумать прекрасных персонажей, обыграть в новой форме извечные отношения взрослого и ребенка — так, что это понятно и интересно везде. «Машу» активно смотрят даже в мусульманских странах — Арабских Эмиратах, Малайзии и так далее.

— Сериал «Маша и Медведь» вполне интернационален по содержанию — шебутной ребенок и всепрощающий отец. Хотя и основан на русской народной сказке.

— Есть удивительная закономерность. Мы постоянно мониторим отзывы на сериал, и в России стабильно держится соотношение: 75% высоких оценок, а 25 — критических, тогда как в европейских странах негативная реакция почти нулевая. Мне кажется, это связано с тем, что наш продукт из России — а российское происхождение считается моментально — вызывает уважение.

Никто от нас давно уже ничего не ждал. Там выросли целые поколения людей, которые знать не знают про великую советскую анимацию. Единственное светлое пятно — Чебурашка, очень популярный в Японии. А так — до «Маши» и «Смешариков» не было ничего. У нас, российских аниматоров, очень высокие позиции в профессиональной среде — благодаря призам на фестивалях, номинациям на «Оскара» Александра Петрова (который даже получил статуэтку), Константина Бронзита и другим, но для массового зрителя российской анимации давно не существовало.

— Вы сознательно делаете анимацию для широкого зрителя? Я понимаю, что основная аудитория — это дети, но в сериале очень много отсылок и шуток, которые ребенку не понять. Песня AC/DC, например, или пародия на Марию Шарапову.

— Мы делаем сериал максимально многослойным. Начиная со второго сезона часто используем сюжеты или предметы, составляющие наш национальный культурный код. Например, в серии «Пещерный медведь» обыгрывается сюжет фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая. И пусть дошкольник эту отсылку вряд ли считает, но точно запомнит — так мы вроде бы перебрасываем мостик к нашему прошлому.

А вообще в сериале шуток много и на другие темы. В эпизоде «День кино» мы спародировали культовые западные фильмы — «Титаник», «Кинг-Конг», «Миссия невыполнима»... Недавно я ходил с сыном, ему 15 лет, в кино на пятую «Миссию», и он спросил: «Папа, а они что, музыку из «Маши» взяли?» (смеется).

Самое главное, что сериал интересно делать самим авторам. У нас на кухне в студии висит родословное древо Медведя. В самом сериале оно мелькнуло всего полсекунды в серии «Пещерный медведь» и больше не появится. А это совершенно гениальная вещь, которую можно рассматривать часами. Там в предках у Медведя — египетский фараон, средневековый рыцарь, мушкетер и даже красный командир. Или взять названия книжек в кабинете Медведя. Если нажать на «стоп», ни на DVD, ни на YouTube нельзя ничего не разглядеть, только на Blu-ray видно надписи — а там имена всех наших режиссеров и аниматоров, и куча шуток для своих.

 А музыка? К новогодней серии Василий Богатырев написал красивую песню, и к нам посыпались письма с благодарностями — «Спасибо, как давно этого не было!». В советской анимации было много музыки, практически все детские песни, ушедшие в народ, были из мультфильмов. «Бременские музыканты», «Летающий корабль», «Львенок и черепаха» и так далее — это практически мюзиклы. И в постсоветский период эта традиция прервалась, потому что сложно, потому что дорого, и по просьбам зрителей мы решили вернуться к истокам. Теперь у нас в каждой третьей серии есть песня. Богатырев совсем бросил эстраду — раньше он писал песни Ротару, Киркорову, а теперь работает только на мультфильм.

Надо сказать, что весь этот гигантский резонанс, вызванный слухами о закрытии сериала, высветил новый аспект нашей работы. Мы осознали, что в каком-то смысле вопрос, продолжать сериал или нет, зависит уже не только от нас.

— Как у Конана Дойла с Шерлоком Холмсом — просто так Машу уже не отпустят.

— Да, в какой-то степени. Среди тысяч комментариев, оставленных под последней серией, самый распространенный — «Ощущение, что нас покидает не мультипликационный герой, а живой и родной человек». Неожиданно мы взяли на себя ответственность перед многими и многими людьми и постараемся не обмануть.

АИДТ по материалам: http://izvestia.ru

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza