Главная Аналитика Фабрики рабочим: почему городам XXI века нужна собственная промышленность

Фабрики рабочим: почему городам XXI века нужна собственная промышленность

17.04.2014 в 13.49 897Просмотров: 897 0Комментариев: 0
У идеи застройки городских промзон со временем обнаружились свои минусы. Три примера того, как крупные города пытаются исправить свои ошибки

В конце февраля Москва должна была заключить очень крупную сделку: продать инвестору 99,9% долей в компании «Промобъект», которой принадлежат 65,02 га земли в Нагатинской пойме, на территории завода ЗИЛ. Начальная цена составляла 23,4 млрд рублей. Инвестор получал право построить здесь 1,56 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Одно из условий — снос за свой счет строений и передача 27 га очищенных земель городу для развития социальной и транспортной инфраструктуры.

Интерес к объекту выражали компании «Кортрос» Виктора Вексельберга, «Главстрой» Олега Дерипаски и др. Срок подачи заявок истекал 20 февраля, но его продлили до 20 марта. Решившись застроить ЗИЛ, Москва идет по пути, который уже прошли многие европейские и американские города.

В общих чертах схема такова. Один из заводов в промзоне города закрывается, потому что его технологии устарели или владелец переносит производство в Китай. Ткань города не терпит пустоты, в какой-то момент цены на недвижимость вырастают настолько, что проект сноса или реконструкции завода становится рентабельным. С большей или меньшей степенью варварства его корпуса реконструируют, в них селятся состоятельные люди, и бывшая промзона превращается в жилой район. Соседние фабрики тоже медленно погибают, и их владельцы охотно продают имущество девелоперам под новые жилые проекты. Градостроители и проектировщики не видят в этом ничего дурного — город живет, а «manufacturing is dead». Дома, дороги, школы, парки на территории бывших унылых промзон — что может быть лучше?

Но все оказалось сложнее. Последние 10 лет в Европе и Америке набирает силу идея неизбежности реиндустриализации.

Вот несколько примеров того, как крупные города пытаются исправить свои ошибки.



Чикаго, США

Прислушаться к желаниям жителей



«Промышленность мертва» — этот тезис в 1970–1980-е годы стал аксиомой для архитекторов крупных американских городов. Действительно, если в начале 1970-х в США доля рабочих на рынке труда составляла 36%, то к 2009 году она снизилась до 10%. На промышленных предприятиях трудилось всего 11,6 млн американцев. При этом небольшие производства оказались более живучими, чем промышленные гиганты: число занятых на заводах со штатом свыше 500 человек упало с 9 млн до 3,2 млн человек, а на более мелких — с 12,5 млн до 8,5 млн, то есть меньше чем в два раза.

Том Анготти, профессор градостроительства в колледже Хантера Городского университета Нью-Йорка, — ярый борец с упадком промышленности в городах. Он написал книгу, название которой можно перевести как «Нью-Йорк на продажу: общественное градостроительное планирование против глобального рынка недвижимости». В ней он противопоставляет путь развития города за счет финансовой сферы, услуг, недвижимости развитию за счет оживления промышленности.

Чем хороши промышленные предприятия? Анготти в сборнике «Прогрессивное планирование» перечисляет основные плюсы. Во-первых, это более постоянные рабочие места, чем в сфере услуг, рабочим проще объединяться в профсоюзы и они получают более высокие зарплаты. Во-вторых, заводы и фабрики останавливают ненавистный Анготти процесс джентрификации, когда старые городские здания переделываются в дорогое жилье, цены на недвижимость взлетают, а район теряет функциональное разнообразие. В-третьих, если фабрикой владеют местные бизнесмены, она объединяет их, наемных рабочих, контрагентов и их работников в крепкое локальное сообщество.

Одним из первых городов, в которых промышленные предприятия попали под защиту властей, стал Чикаго. К середине XX века около 25% территории в центре занимали промзоны. Генплан развития города, разработанный в то время, предлагал активно менять назначение этих земель и застраивать территории объектами вроде жилья или офисов, в которых жили бы и работали более обеспеченные, чем рабочие, офисные клерки.

«Коридор Клайборн» — это полоса земли, которая тянется между левым берегом реки Чикаго и улицей Клайборн. Здесь издавна был промышленный кластер. В 1983 году одному из девелоперов удалось получить разрешение закрыть фабрику по производству пианино и переделать ее в лофты. Квадратный метр в жилом или офисном здании стоил в три раза больше, чем в промышленном, поэтому девелоперы стали раскупать и другие участки. «Коридору» предстояло полностью измениться.

Однако против этого выступило сообщество местных жителей, многие из которых трудились на фабриках. В США активно работают некоммерческие организации под названием «корпорации общественного развития» (Community Development Corporations, CDC). Они призваны увязывать интересы местных жителей, бизнесменов и землевладельцев с интересами властей и девелоперов. Обитатели «коридора» возмущались, что власти к ним не прислушиваются, что вывод промышленных предприятий обусловлен не рыночными законами, а сговором алчных чиновников с девелоперами.

CDC района сумела донести эту мысль до Гарольда Вашингтона, первого афроамериканца, избранного на пост мэра Чикаго в том же 1983 году. Он прислушался к мнению избирателей, отменил перевод земли промышленного назначения в категорию, позволяющую строить жилье, и разработал программу поддержки местных производителей. Эти действия вызвали волну критики. Газета «Чикаго Трибьюн» прямо назвала его ретроградом, обвинив в «антидевелопменте». Однако несколько промышленных кластеров сохранили многие заводы и фабрики, в том числе тот самый «Коридор Клайборн». В 1988 году в этом районе было 6588 рабочих мест, в 2004-м, когда проводилось детальное исследование, их стало 7415. Не так много, но, если бы участки застроили жильем, рабочих мест и вовсе не осталось бы. 



Нью-Йорк, США

Поддержать тех, кто остался



К концу 1990-х годов в центре Нью-Йорка закрылись последние крупные промышленные предприятия — «Игл Электрик» в Квинсе и «Фабервер» в Бронксе. Только за 8 лет, с 2002-го по 2010-й, 64 000 рабочих мест для «синих воротничков» просто исчезли, финансовый сектор и сектор недвижимости торжествовали победу.

Однако в промышленных районах Манхэттена, Бруклина, Квинса и Бронкса осталось множество более мелких предприятий. Швейные ателье, мебельные фабрики, пекарни, типографии, в которых работало по 20-30 человек, ютились в старых промышленных зданиях и, казалось, после закрытия крупных заводов и фабрик тоже должны были закрыться из-за высоких издержек, сложной логистики и интереса девелоперов к земле большого города.

В 1990 году власти Нью-Йорка создали некоммерческое предприятие, которое должно было поддерживать местных производителей, New York Industrial Retention Network (NYIRN). Его сотрудники начали опрашивать владельцев небольших мастерских и обнаружили, что те живут не так уж плохо. Дизайнеры располагаются рядом с художниками, чтобы иметь возможность быстро воплотить их идеи в жизнь. Модельеры — рядом с небольшими швейными фабриками. Пекари обеспечивают местные кафе и рестораны. Производители стройматериалов или архитектурных деталей сбывают свою продукцию девелоперам, активно застраивающим центр города.

«Мы обнаружили, что изделия выживших предприятий ориентированы в основном на локальную экономику, — пишет в своей статье «В тени рынка недвижимости» бывшая заместитель главы NYIRN Сара Крин. — Сильной стороной выживших предприятий была их близость к потребителю, все проблемы можно было решить мгновенно». А изделий огромному городу Нью-Йорку требуется очень много.

«Почему я на Лонг-Айленде? — приводит слова одного краснодеревщика, который поставлял мебель в дорогие бутики, профессор городского планирования в Хантер-колледже Линн Маккормик. — Потому что здесь я близко. Могу приехать к клиенту через 15 минут и решить проблему».

Властям города оставалось по возможности помогать предпринимателям. NYIRN составила электронный каталог (в него вошло около 800 местных производителей) и вложила средства в создание марки made in New York, которую присваивают самым разнообразным изделиям локальных мастерских. Товары под этой маркой покупают патриотично настроенные жители Нью-Йорка.


 
Глазго, Великобритания

Построить гигантскую энергетическую установку



«Нужно строить новые заводы и фабрики», — заявил на Давосском форуме британский премьер Дэвид Кэмерон в 2011 году, объясняя, почему многие страны Европы залезают в долги. В том же году государство решило вложить £50 млн в строительство крупной электростанции, использующей энергию морского ветра, в центре шотландского Глазго. Это устройство получило название Offshore Renewable Energy Catapult («Прибрежная возобновляемая энергетическая катапульта»).

Великобритания располагает достаточными запасами газа, который она добывает в Северном море. В стране и так работает несколько крупных ветряных электростанций. Зачем нужен новый проект? «Нашей долгосрочной целью является рост промышленного производства и удвоение вклада этого сектора в ВВП», — сказано на сайте «Катапульты». За счет закупки высокотехнологичного оборудования у местных производителей власти Великобритании и Шотландии хотят подстегнуть развитие этого сектора.

Стоимость 1 МВт/ч энергии «Катапульты», как ожидается, составит £140. Дешевле, чем в среднем для аналогичных станций, но гораздо дороже энергии, произведенной при сжигании газа (€55–110).



Forbes.ru

 

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza