Главная Аналитика Господдержка товаров для детей: на что рассчитывать производителю

Господдержка товаров для детей: на что рассчитывать производителю

31.05.2017 в 17.43 187Просмотров: 187 0Комментариев: 0
Как именно власти собираются развивать одну из самых устойчивых отраслей российской экономики.

Поддержка индустрии детства со стороны государства сегодня становится одним из главных пунктов позитивной информационной повестки дня. Высшие руководители всех уровней — от мэров и губернаторов до президента страны — обещают всяческое содействие желающим выпускать товары для маленьких граждан. На что могут рассчитывать производители детской продукции, и куда следует обращаться за помощью от государства, разбирались «Игрушки.Сегмент.ру».

В мае-июне региональные органы власти традиционно открывают прием заявок на субсидии для малого бизнеса. В преддверии горячего сезона для потенциальных получателей госпомощи Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) провела, в рамках петербургской весенней выставки «Планета детства», круглый стол, посвященный новым возможностям и перспективам для региональных предприятий.

Поддержка индустрии детских товаров действует в России с 2013 года. При этом первые полтора года деньги не выбирались полностью из-за проведения конкурсов в конце года и очень короткого периода отбора кандидатов, рассказывает президент АИДТ Антонина Цицулина. Сегодня ассоциация активно сотрудничает с Минпромторгом в рамках реализации государственной программы поддержки отрасли, которая по многим показателям становится одной из самых перспективных для российской экономики в целом.

«Сейчас, в период экономической стагнации, детство показало свою устойчивость. Есть сегменты, в которых родители начинают совершать покупки более сдержанно, но на детях экономят в последнюю очередь, — рассказывает Антонина Цицулина. — У нас деньги из отрасли уходят последними, а возвращаются первыми. По ряду сегментов мы уже вышли из кризиса, и они по итогам 2016 года возвращаются к докризисным показателям». В то же время глава АИДТ признает, что роста 25-30% на рынке уже не будет, а производству и бизнесу придется работать в других реалиях.

Где искать деньги на федеральном уровне

Предприятиям, желающим получить федеральную поддержку, следует обращаться в Минпромторг. В министерстве создано отдельное «детское» направление — в структуре ведомства функционирует департамент социальных отраслей промышленности, в котором действует отдел по развитию индустрии детских товаров.

Одна из основных задач нового подразделения — субсидирование процентных ставок по кредиту для инвестиционных проектов и лизингу. Причем данная мера поддержки распространяется и на контрактное производство. «Считаем, лизинговая поддержка будет очень значима для бизнеса, и он будет ей активно пользоваться», — уверена Антонина Цицулина.

Другим важным направлением деятельности отдела Минпромторга является предоставление субсидий управляющим компаниям и паркам на развитие индустрии детских товаров. В рамках этой меры управляющая компания может вернуть до 75% арендной ставки. Власти заинтересованы в открытии ресурсных и дизайн-центров, выставочных залов с возможностью продажи, а также в развитии логистики. Конечная цель — появление небольших детских индустриальных парков в рамках региональных индустриальных площадок. Подобные парки уже действуют в Кировской и Ульяновской областях. В Санкт-Петербурге региональный детский кластер вскоре появится на базе компании «Нордпласт», рассчитывают в АИДТ.

Власти уверены, что маленькому предприятию при усилении конкуренции, которая будет только нарастать, уже невозможно выжить самостоятельно. Чтобы продолжить бизнес, компаниям придется объединяться, а по ряду сегментов эксперты ожидают союзы вчерашних непримиримых конкурентов.

На этом фоне уверенно чувствуют себя инновационные компании. У НИОКР — хорошие показатели по мерам поддержки федерального уровня, добавляет президент АИДТ. Компании, занимающиеся инновациями, могут компенсировать до 100% фактически понесенных затрат. Этой мерой предлагают воспользоваться даже тем, кто только собирается заниматься разработкой и выпуском продукции с «высоким инновационным потенциалом».

Куда идти регионалам

Федеральные власти видят серьезный потенциал в активизации мер поддержки бизнеса на местном, региональном уровне, поскольку именно здесь расположено основное производство. По оценке АИДТ, уже 18 регионов РФ предусмотрели в своих законодательных актах приоритет и акцент на развитие индустрии детских товаров. На сегодня лучшие показатели — у Алтайского края, где есть отдельная программа, в которой участвуют более 100 производителей.

Что касается конкретных примеров и сроков, то, например, в Санкт-Петербурге до конца мая можно подать заявку на получение субсидий на частичное покрытие расходов, связанных с кредитованием со стороны коммерческих банков, сертификацией и участием в выставках. Также власти готовы помочь малым и средним предпринимателям, работающим в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов, а также создания детских центров и социального предпринимательства. Производственные предприятия легкой промышленности могут рассчитывать на субсидирование части арендных платежей.

Развитие производств на местах власти планируют по принципу региональной специализации, которая связана, в первую очередь, с сырьем. «Когда мы берем тот или иной регион, мы смотрим, какое сырье там есть, и как производство начинает локализоваться возле сырья», — поясняет Антонина Цицулина. Зачастую происходит следующая связка: сырье – переработчики древесины или пластмассы – производство игрушек.

Помимо помощи производителям детских товаров, региональные власти не забывают и о поддержке спроса. Так, в бюджетах субъектов РФ должны быть предусмотрены меры по стимулированию спроса на детские товары: социальные карты, детские технопарки, материнский капитал.

Ошибки и перспективы

Наиболее частой причиной отказа в господдержке является задолженность по налогам и платежам во внебюджетные фонды. В то же время некоторые предприниматели, претендующие на субсидии, не понимают, что господдержка влечет за собой не только финансирование, но и обязательства. Марина Шатохина, начальник отдела ресурсной поддержки комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, напоминает, что для предпринимателя участие в конкурсе означает принятие на себя обязательств по повышению заработной платы или созданию рабочих мест, иначе — потребуется произвести возврат денег.

Еще одним частым препятствием для региональных производителей становится конкурсная документация, которую многие не могут понять. Также возникают претензии к срокам и порядку информирования потенциальных участников. По словам Антонины Цицулиной, в регионах любят вывешивать объявления о конкурсах в ночь с пятницы на субботу, либо накануне майских праздников, либо перед Новым годом. Когда информация доходит до бизнеса, остается три дня. Далее начинается самое интересное — необходимо представить инвестиционный план, на качественную подготовку которого уходит несколько месяцев.

Предпринимателям, чтобы эффективнее участвовать в государственных конкурсах, в АИДТ советуют заранее запрашивать справку об отсутствии налоговой задолженности и предварительно готовить конкурсную документацию. Госорганам ассоциация рекомендует обратить внимание на прозрачность мер поддержки, указание внятных и длительных сроков, проведение практических семинаров для начинающих предпринимателей и автоматизацию.

Бизнес боится получать государственные деньги, потому что считает их коррупционными и договорными, признает Антонина Цицулина. Для исправления ситуации в АИДТ готовы осуществлять общественный контроль распределения средств на федеральном и региональном уровнях.

Еще одним аргументом в пользу обращения за господдержкой, в АИДТ считают наработку компетенций у бизнеса. Участвуя в конкурсах, предприятие может выстроить внутри бизнес-процессы, которые схожи с бизнес-процессами работы с крупными торговыми сетями и с инвестиционными проектами.

Становится все более очевидно, что российские власти намерены выстроить с детским бизнесом самые серьезные отношения. Лишним подтверждением тому может служить вышедший на этой неделе указ главы государства о проведении в России Десятилетия детства. Конкретные мероприятия правительству еще предстоит прописать, но уже сейчас известно, что приоритетное внимание будет уделяться структурным проектам: созданию мест в яслях и школах, поддержке материнства и детства. Подобная масштабная программа не может не затронуть и отечественных производителей детских товаров.

Александр Полунин,

редактор группы порталов «Сегмент.ру»

Нравится
Авторская рубрика журналиста портала "Игрушки.Сегмент.Ру", в которой поднимаются актуальные проблемы рынка, а также идет речь о новостях индустрии и портала
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza