Пока девочки любуются на себя в зеркало и овладевают искусством красоты, мальчики соревнуются в силе и суперспособностях. Кем хотят быть и во что предпочитают играть мальчики в России, узнаем ниже.

Из общего количества российских детей до 12 лет, а это 18,7 млн (на 1 января 2010 года), мальчишек от 5 до 12 лет насчитывается 9,1 млн. Кроме того, согласно информации Фонда социального страхования (ФСС), в прошлом году в России мальчиков родилось на 56,5 тысяч больше, чем девочек: 862,7 тысячи против 806,2.

Нас интересует возрастной интервал в 5-12 лет, так как именно в этот период дети перестают быть малышами и превращаются в одну из важнейших групп, на которую фокусируется лицензирование. Согласно прогнозу Росстата, к 2020 году численность детей этого возраста увеличится по сравнению с 2011 годом почти на три миллиона человек и достигнет 15,3 млн.

Говоря о ценностях мальчиков, мы можем отметить, что главным для них являются: победа над страхом, желание держать все под контролем, увлеченность фантазиям и жажда познания. И все это должен сочетать в себе анимационный персонаж, направленный на мальчишескую аудиторию. Вот почему так популярны все супергерои, машинки из «Тачек», Шрек и Черепашки ниндзя.

Мальчики 5-10 лет начинают осознавать, что их способность влиять на окружающий мир минимальна, в то время как мир огромен и неподвластен им. Как результат – дети пугаются. Но они обязательно хотят победить этот страх. Поэтому им очень нравятся супергерои, ведь эти персонажи могут то, чего так не хватает ребенку, – справиться с проблемами. Кроме того, суперсила – это секрет для окружающих, а обладателю тайной власти гарантированна популярность, что в свою очередь предполагает гордость и признание. Все это мальчик переносит на себя и в воображении становится всесильным.

Ребятам нравятся рассказы о животных, исторические и библейские сказания, географические познания, приключения, нечто неизвестное. Их может восхитить и увлечь экзотическая культура другой страны.

Также не будем забывать о том, что мальчишки часто ввязываются в драки, а значит, в них есть бойцовый дух. Эту нишу интересов заняли «Бакуган», «Бен 10» и «Черепашки ниндзя». Кстати, перечисленные мультики полюбились еще и за возможность коллекционирования персонажей.

Если говорить о цифрах, то мультфильм «Шрек навсегда» собрал в российском прокате более $51 млн, а «Тачки 2» – $19,91 млн. Те же почти $20 млн ($19 010 585) собрал анимационный фильм российского производства «Три богатыря и Шамаханская царица». Успех этого мультфильма можно объяснить патриотической любовью к народным легендам. Еще с древних времен песни-сказания переходили из уст в уста – от стариков к детям. Былины о трех русских богатырях знает каждый русский ребенок. Богатыри – это такой собирательный образ голосистых, молодых, русских мужиков, которые, по сути, как все супергерои борются со злом. При этом суперспособностей у них нет – они просто сильные и ловкие.

Определенно можно сказать, что продукт для мальчиков в полном смысле должен быть «крутым» – таким, которым восхищаются, к которому ребенок стремится, он должен быть эксклюзивным и, возможно, даже запрещенным. Кроме того, крутой становится та вещь, которая сначала была у старших ребят и лишь спустя время дошла до младших.

Правда, и тут есть разграничения. Так, например, мальчики 8-12 лет могут быть абсолютно непохожими – одни все еще предпочитают комфортное детство и родительскую защиту, а другие грубоватые, воинственны и более независимы. Также важно помнить, что крутой продукт является таковым только в глазах его владельца. Понятие крутости меняется с возрастом, а потому так необходимы постоянные исследования и общение с детьми.

Российское агентство «РИО Лицензия» прекрасно знает локальный рынок. Агентство не только продает лицензии в России, но и управляет развитием бренда на территории. Для эффективной работы «РИО» проводит регулярные и масштабные исследования, с помощью которых выявляет, на какой позиции в данный момент находится тот или иной персонаж. Подобная практика для России уникальна – ни одно лицензионное агентство, кроме «РИО», не имеет такого большого количества исследований по рынку.

Предлагаем ознакомиться с рейтингами, составленными в ходе исследования предпочтений мальчиков в возрасте от 5 до 12 лет. Первый график демонстрируют любимые мультфильмы.

Здесь, несомненно, лидируют «Тачки» с их истинно мальчишеским началом – автомобили, тюнинг, скорость, гонки. Лицензия по этому анимационному фильму имеет все шансы стать в России «вечнозеленой», ведь после выхода первого мультика в 2006 году спрос на продукцию с изображением героев не упал, а только поднялся с релизом «Тачки 2».

Второе место разделяют «Смешарики» и «Шрек» – популярному российскому продукту отдают предпочтение мальчики от 5 до 8 лет, американскому – ребята постарше. И неизменно третье место занимает «Человек-паук». На четвертом месте с 12,4% стоит любимый в основном малышами пушистый Лунтик. Важно отметить и популярность «Черепашек ниндзя». Этот мультфильм уникален, ведь в России по нему не оказывается никакой поддержки, однако мальчики от 5 до 8 лет до сих пор в восторге от бойцовых черепашек.

Таблица 1. Любимые мультфильмы (мальчики 5-12 лет)

Любимые анимационные персонажи мальчишек, безусловно, связаны и с топовыми мультфильмами. Это великолепная пятерка –  Шрек, Молния Маккуин, Человек-паук, смешарик Крош и Черепашки ниндзя. Лидером для мальчиков от 5 до 8 лет является скоростная машинка-Молния, а для ребят 9-12 лет – зеленый великан Шрек. Общие черты для этих персонажей – оптимизм, активность, смелость, хитрость, азарт.

Разобрав, что же мальчики смотрят, перейдем к тому, где они могут это видеть. С телевизионной трансляцией детских передач в России положение не самое простое. Дело в том, что согласно ФЗ «О рекламе», размещение рекламных роликов в передачах для детей ограничено. К примеру, в передачах продолжительностью 15 минут блок рекламы должен составлять не более минуты, а в передаче продолжительностью более часа – может занимать по три минуты в начале и конце трансляции. Как результат – телеканал начинает отказываться от детских передач в пользу рекламодателей. Согласно исследованиям компании OMD MD&PHD Group (входит в BBDO Russia), доля программ, рассчитанных на детей от 4 до 12 лет, за последние четыре года сократилась на эфирных телеканалах почти в 2 раза.

К непростой ситуации добавляется еще и то, что в России работает всего один специализированный детский телеканал – «Карусель», и конкуренция за эфир там очень жесткая.

Агентство «РИО Лицензия» знает о существующих проблемах и находит альтернативные пути их решения. Иными каналами донесения продукта до ребенка становятся – интернет, компьютерные игры, мобильный контент, а также журналы. И, кстати, здесь положительные перспективы, ведь современный ребенок большее предпочтение отдает портативным гаджетам и компьютеру и только потом – телевизору.

На сегодняшний день почти все мальчики в возрасте от 9 до 12 лет имеют мобильные телефоны (в Москве – 94,7%, в регионах – 96,7%), и лишь малышей взрослые ограничивают в использовании электронных устройств.

Однако сотовый телефон перестает выполнять исключительно функцию телефона.  Все чаще дети предпочитают смартфоны, в частности для того, чтобы выходить в интернет, пользоваться приложениями, в том числе загружать различные картинки, мелодии и игры. Почти все, кто имеет телефон, играют на нем в игры. Даже выходя в социальные сети, дети наравне с общением с друзьями играют там в игры. Еще один важный момент –  просмотр различного контента.

Помимо онлайн-игр, особым пунктом у мальчишек стоят и видеоигры. Все мальчишки, независимо от возраста и места жительства, играют в видеоигры. Причем, тип игровой приставки у большинства Sony PlayStation 2 и PlayStation Portable (PSP).

В последние годы в России наблюдается быстрый рост проникновения интернета: по материалам «РИА Новости», динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 гг. составила 1826%. По данным исследования, проводившегося по заказу «РИО», 59,2% мальчиков в возрасте 5-8 лет пользуются всемирной паутиной, а к 9-12 годам этот показатель достигает 92,7%. В интернет современные дети выходят не только при помощи стационарных компьютеров, но все чаще с экранов карманных портативных устройств.

Впрочем, спутниковое и кабельное телевидение также имеют основы для развития. Так, для российских пригородных домохозяйств больше актуальны спутниковые системы, а для городских квартир – кабельные. И в том, и в другом случае семьи получают целый пакет тематически различных телеканалов, а это позволяет детям в большинстве регионах России смотреть популярные теле- и мультсериалы.

Подводя итог, можно сказать, что мальчики, как во всем мире, так и в России, больше всего ценят приключения, силу и суперспособности. Они любят побеждать физически и морально, а значит, им присущи смелость, дух соревнования, стремление к лидерству, желание добиться успеха, управлять своей судьбой и быть лучшими. Все эти качества им нужны для того, чтобы победить зло и изменить мир в лучшую сторону. Правда, делают они это более агрессивно, чем девочки. Впрочем, на то она и мужская сила.

Для справки:

Для многих западных компаний российский рынок – это настоящая золотая жила. По данным Росстата, в 2009 году рынок детских товаров в России составлял $12,5 млрд, в 2010 – $14,5 млрд, а на конец 2011 года эксперты прогнозируют объем рынка около $16,5 млрд. Из этого количества объем лицензионного рынка в России эксперты оценивают в $1,5-2 млрд, а через 5 лет прогнозируют рост как минимум ыдо $10-12 млрд. Учитывая повышение рождаемости (детей до 14 лет в России насчитывается 23,4 млн), а также тот факт, что 1% рождаемости приносит на рынок от $871 тыс., то рынок детских товаров в полной мере можно признать одним из перспективных и динамично развивающихся потребительских сегментов.





Источник: Вестник лиценионного рынка