Главная Новости отрасли Российский рынок детских товаров переживает трансформацию

Российский рынок детских товаров переживает трансформацию

20.09.2023 в 08.22 169Просмотров: 169 0Комментариев: 0
Разбор обстановки

 

Среди тенденций — банкротства, усиление роли маркетплейсов и рост доли онлайн-продаж, уход иностранных продавцов и производителей, желание потребителя экономить.

Динамика рынка

Рынок детских товаров, онлайн и офлайн вместе, растёт только в деньгах, за счёт роста цен и инфляции, но сокращается в натуральном выражении.

По данным NielsenIQ, в 2022 году общие продажи товаров для детей на омниканальном рынке в объёмах сократились на 7,9 % год к году. А в денежном выражении рост составил 10,5 %, что почти вдвое ниже среднего уровня на рынке товаров первой необходимости (FMCG).

По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), объём рынка для детей в 2022 году составил 1,035 трлн ₽, что больше показателя предыдущего года на 6,2 %.

За два первых месяца 2023 года средний чек на детские товары в розничных магазинах и онлайне вырос на 17 % год к году, почти до 3,4 тыс. ₽. А вот число покупок снизилось на 3 %, подсчитали в «Чек Индексе».

Для рынка детских товаров важен показатель рождаемости. С 2015 года она в РФ снижается каждый год, и по итогам 2022 года упала почти на 7 %.

Как отмечают эксперты, количество розничных магазинов на рынке детских товаров начало сокращаться ещё во время пандемии и уменьшилось на 500 за последние два года.

Банкротство ретейлеров

Одним из самых резонансных событий последних лет для рынка детских товаров стало банкротство операционных компаний торговой сети «Дочки-Сыночки» в июне 2022 года. Это была вторая в стране сеть по продаже детских товаров, после «Детского мира». В том же году обанкротилась крупная петербургская сеть «Детки».

Обанкротилась в 2022 году и фабрика детской обуви «Скороход».

Уход и трансформация иностранцев

Российский розничный рынок товаров для детей представлен в основном отечественными ретейлерами. Но было несколько зарубежных сетей, которые покинули рынок в 2022-м.

Самая крупная из них — британский бренд Mothercare, у которого в России было около 120 торговых точек. Теперь в российских торговых центрах можно увидеть вывески c максимально созвучным названием Motherbear.

Финский бренд детской одежды Reima ушёл с российского рынка и весной 2023-го продал свои активы группе местных инвесторов; компания будет развивать новую сеть детской одежды Lassie.

Помимо профильных продавцов товаров и одежды для детей, с рынка ушли универсальные продавцы одежды, которые тоже торговали детской линейкой: ZARA, H&M, Uniqlo и так далее.

Развитие новичков

Ольга Кожевникова, руководитель консалтинговой группы Arenda-trk, заметила, что свободные ниши стали занимать новые бренды: Button Blue, Loloclo, Riona kids и прочие. Практически все они пришли из продаж онлайн, в том числе торговали через соцсети.

Укрепление позиций опытных

По наблюдениям Ольги Кожевниковой, вернулся в розничный формат ORBY, активизировались уже опытные «Котофей», DESALU и SMENA.

Надежда Цветкова, директор, руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP, добавила, что сейчас открывают новые магазины бренды Acoola, Choupette, Silver Spoon, Kapika.

Лидер рынка «Детский мир» тоже открывает новые объекты. Ретейлер с недавних пор функционирует ещё и как маркетплейс. А ещё запустил и новый розничный дискаунтер «Ещё», которые продаёт продукты питания, одежду, обувь и похож на Fix Price.

Что в торговых комплексах

Опрошенные эксперты говорят, что на рынке присутствует определённая вакансия по детской товарной категории — есть спрос на открытие новых магазинов детских товаров. Рынок товаров для детей уже несколько лет испытывает дефицит качественного предложения в офлайн-торговле.

С учётом высокой турбулентности экономики, детские магазины, как и большая часть арендаторов, крайне взвешенно подходят к выбору объектов.

Уменьшение импорта

Аналитики NielsenIQ фиксируют сокращение ассортимента у продавцов товаров для детей: в индустрии товаров для детей оно стало вторым по величине после непродовольственной группы с показателем в −8 %. Из девяти крупнейших детских категорий среднее количество товарных позиций снизилось в шести.

Покинувшие страну бренды попадают на прилавки магазинов и витрины онлайн-площадок благодаря параллельному импорту, например LEGO.

Рост СТМ

На фоне ухода зарубежных брендов в ассортименте магазинов детских товаров появилось больше собственных торговых марок (СТМ). Частные марки в категории ухода за детьми стали вторым по величине сегментом среди всех непродовольственных СТМ. Они занимают долю в 35 % в структуре денежных продаж. А темпы роста СТМ в +96,4 %— одни из самых высоких на рынке, сообщили в NielsenIQ.

«Детский мир» тоже отмечал рост доли продаж собственных брендов с марта по май 2022 года в нескольких категориях. Ещё ретейлер запустил в продажу новую линейку СТМ в категории «Товары для кормления и ухода». Как рассказали представители компании, текущая доля СТМ в ассортименте такова: одежда и обувь — 91 %, игрушки — 25 %, подгузники — 30 %.

Рост в онлайне

По оценкам «РБК Исследований рынков», оборот онлайн-торговли детскими товарами (без учёта детского питания) вырос в 2022 году на 43 % и составил 545 млрд ₽. Как признают аналитики, существенный вклад в этот результат внесла инфляционная составляющая.

В АКИТ наблюдают ежегодное увеличение объёмов продаж детских товаров в интернете: +67,3 % в 2021 году, до 169,6 млрд ₽, и +36 % в 2022 году, 231 млрд ₽.

В первом полугодии 2023 года рост объёмов продаж год к году составил 17 %.

Рынок онлайн-торговли детскими товарами сейчас растёт за счёт увеличения количества заказов — россияне всё чаще используют именно онлайн-канал для покупки детских товаров.

Поведение потребителей

Падение покупательной способности — одна из главных тем, о которой говорят игроки рынка детских товаров. Покупатели стали переключаться на более доступное и чаще искать детское в дискаунтерах.

От некоторых товаров они и вовсе отказываются: для экономии потребители стали чаще сами готовить пюре для детей, узнали аналитики NielsenIQ. В исследовательской компания NTech подтвердиди тренд.

Маркировка

С начала лета рынок обсуждает тему маркировки детских игрушек, её добровольный этап. Всё дело в контрафакте — доля теневого рынка в стране достигла 30 %.

В конце августа Минпромторг предложил провести эксперимент по маркировке детских игрушек и обозначил, что он пройдёт с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года.

Маркировать будут:

  • детские игрушки, включая самокаты, педальные автомобили, ходунки и аналогичные игрушки на колёсах, кроме трёхколёсных велосипедов;
  • коляски для кукол; 
  • игральные карты; 
  • наборы электрических гоночных автомобилей для соревновательных игр; 
  • настольные игры для детей в возрасте до 14 лет.

Каждая маркировка бьёт по карману производителей, которым приходится закупать дополнительное оборудование.

 

Источник: retailer.ru Фото: pixabay.com 
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о рынке игрушек со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция "Сегмент.Ру".
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza