-
Будущее в тени матрешки
07.03.2013 в 13.02 741Просмотров: 741 0Комментариев: 0 - Национальные образы в дизайне: позитивно, но примитивно
Компания «Формула Сочи» объявила конкурс на разработку символа Гран-при России. Итоги будут оглашены в ближайшее время, но одним из фаворитов считается опубликованный недавно в СМИ логотип, изображающий расписанную под хохлому красную матрешку в шлеме гонщика. Будет ли принят данный вариант, не столь важно, главное, что направление «заказа» вполне очевидно. И оно подтверждается другими мероприятиями, например символом Всемирных игр боевых искусств-2013, которым стали Маша и Медведь из одноименного мультсериала.
Обращение в официальной символике к национальным образам происходит уже не в первый раз. В 2011 году спортивным брендом национальной олимпийской сборной стал медведь в цветах российского триколора. Шаг достаточно смелый, учитывая всю негативность этого образа, уже несколько столетий ассоциирующийся в мире с Россией. Да и матрешка в негативном ключе уже использовалась, например, в кампании Amnesty International о нарушениях прав человека в России в 2010 году, обыгрывалась в рекламных постерах Музея коммунизма в Праге.
Интересно, что возможный логотип Гран-при России сразу же вызвал неоднозначную реакцию не только из-за дизайна, но и из-за самого символа, который будет представлять Россию. Как обычно в вопросах национальной идентичности, столкнулись два полярных мнения; далеко не все считают «традиционные» образы положительными и уместными. Но в таком случае, являются ли матрешки, медведи и прочие архетипы и мультипликационные персонажи уж настолько «типичными» и чего в них больше, исторической правды или мифотворчества (причем такого, которое отталкивает часть общества)?
Национальные образы использовались в повседневной дизайн-практике эпизодически и не всегда положительно. Само словосочетание «национальный дизайн» не закрепилось ни в официальном, ни в общественном языке, чиновники же боятся слово «дизайн» едва ли не больше, чем слова «национальный». Но и дальше делать вид, что проблемы нет, все труднее, тем более что без аутентичной символики в рамках международных и внутрироссийских событий обойтись нельзя. В конце концов, фирменный стиль Олимпиады в Сочи 2014 года, разработанный и представленный в 2011 году Bosco di ciliegi, построен на традиционных национальных орнаментах.
Культурное и историческое наследие действительно интересно дизайнерам. Так, студия «Дизайн Депо» представила проект опорных столбов линий электропередач в том же Сочи, расписанных в стилистике народно-прикладного творчества. Основанный в 2010 году проект Ru.branding превращает старинные русские росписи в дизайн для грузовиков, спортивных объектов и предметов быта. Недавно дизайн-студия Arbeits Kollektiv разработала логотип фестиваля «Пешком на Масленицу» в виде птицы Сирина из традиционных народных рисунков XVIII века и шрифт «Масленица» на основе техники вышивки крестом.
Перечисленные работы помимо использования элементов национальных росписей и образов объединяет объект применения, а именно городская среда и техническая инфраструктура, для которых дизайнеры адаптируют исторический и этнографический материал, превращая его в современные паттерны и графические решения. Поэтому, в отличие от матрешки, они не вызывают негативного восприятия, (возможно, потому что дизайн этих проектов лучше и убедительнее). Тем не менее, все они носят фрагментарный характер.
Серьезного обсуждения национальной символики нет, а значит, нет и стратегии, в рамках которой она получала бы развитие. Идентичность не предопределена, мы сами создаем ее и влияем на нее. Без образов будущего культурное наследие станет в лучшем случае сувениром, а в худшем – политическим симулякром или фарсом. Специфическое лубочное сознание вполне позитивно (как, например, вполне забавен логотип Маши и Медведя), но оно предельно примитивно, именно поэтому созданные на его основе образы нежизнеспособны. Но может быть обществу, которое почти ничего не производит (в том числе машины, на которых проходят гонки), не проектирует и не исследует, только и остается, что играть в матрешки и смотреть мультфильмы?
Павел Родькин, "Московские новости"
Форум
Фотогалерея
- » Компания: ООО "Я РАСТУ ТОЙЗ" Детские игры, пазлы, развивающие игры
- 11 Сен 2020 13:54 5568Просмотров: 5568 0Комментариев: 0
- » Компания: Vigor toys bb gun factory Игрушечный пистолет BB
- 10 Апр 2020 15:04 5950Просмотров: 5950 1Комментариев: 1
Видеогалерея
- » Компания: ПОЛЕСЬЕС днём рождения, Полесье!
- 9 Мар 2021 14:48 50496Просмотров: 50496 0Комментариев: 0
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Появился новый B2B-ресурс для сотрудничества МСП с зарубежными компаниями 21 Мая 2024 17:05 59 Просмотров: 59 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- Издательства АСТ и «Альпина» займутся выпуском игрушек 21 Мая 2024 09:57 68 Просмотров: 68 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- Какие способы продвижения сейчас работают в сегменте мобильной рекламы 21 Мая 2024 09:06 72 Просмотров: 72 0 Комментариев: 0
Новинки
- » Раздел: Новинки
- Мяу-мечты от Hatber! 21 Мая 2024 03:31 77 Просмотров: 77 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Доисторическое путешествие от Hatber! 20 Мая 2024 02:14 72 Просмотров: 72 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новинки
- Яркое творчество с любимыми героями от Hatber 17 Мая 2024 05:08 449 Просмотров: 449 0 Комментариев: 0
Акции
- » Раздел: Акции
- Внимание! Акция на STAEDTLER! 2 Апр 2022 20:03 14355 Просмотров: 14355 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Суперпредложение на KUM! 2 Апр 2022 20:00 31601 Просмотров: 31601 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- С Новым годом, друзья! 30 Дек 2021 12:53 35050 Просмотров: 35050 0 Комментариев: 0