Главная Мнения Дмитрий Ловейко, ГК «АНИМАККОРД»: «С российскими лицензиями легче работать: они чаще идут навстречу лицензиатам»

Дмитрий Ловейко, ГК «АНИМАККОРД»: «С российскими лицензиями легче работать: они чаще идут навстречу лицензиатам»

09.02.2015 в 13.52 846Просмотров: 846 0Комментариев: 0
Группа порталов «Сегмент.Ру» открывает серию публикаций на тему лицензирования в кризис.

Дмитрий Ловейко, управляющий директор ГК «АНИМАККОРД»: «Анимация является мощным культурным мостом между странами и народами – это факт»

Первым на наши вопросы ответил Дмитрий Ловейко, управляющий директор ГК «АНИМАККОРД», продюсер проекта «Маша и Медведь», «Машины Сказки», «Машкины Страшилки».

- Дмитрий, по вашей оценке, как за год изменился лицензионный рынок с учетом происходящих в России и мире событий? 

- Лицензионный рынок в основной своей массе – рынок детских товаров и услуг, а поскольку российского товаров российского производства в нем около 20%, то последние события и изменения ситуации на рынке ничего положительного не несут. В первой половине года рынок рос по инерции, заданной последними 3-5 годами, а тогда рост был на 15-20% ежегодно, сейчас рынок детских товаров скатывается к стагнации, как минимум.

- Какие сложности рынка лицензирования сейчас встречаются? Чего не хватает? Как с ними можно справиться?

- Есть три основных участника рынка – правообладатели (и их представители), лицензиаты (производители лицензионной продукции), потребители. Потребители теряют потребительскую способность, лицензиаты вынуждены снижать объемы заказов лицензионной продукции в силу падения рубля, плюс рост стоимости лицензионной продукции. И все это отражается на доходах правообладателей и на их возможностях поддержки брендов новым контентом. Поэтому будут глобальные улучшения на рынке – будут и положительные моменты. 

- Какими основными критериями должен обладать лицензиат, чтобы приобрести бренд? Не первому же попавшемуся продают лицензию?

- В первую очередь целевая аудитория лицензиата должна совпадать с целевой аудиторией бренда. Во вторую очередь, уровень лицензиата должен соответствовать уровню развития бренда на территории. Под уровнем лицензиата можно понимать и его долю на рынке, наличие у него ресурсов под использование бренда, уровень дистрибуции. Если лицензиат, как производитель или поставщик товаров, работает в небольшом регионе, то бренд федерального уровня известности и лояльности в целевой аудитории вряд ли будет с ним работать – очень много издержек и низкий уровень отдачи. То есть, если под детским брендом можно продать в стране 500 тысяч кукол, то нужен партнер, который имеет ресурсы их качественно произвести и поставить во все федеральные каналы продаж.

- Может ли лицензирование помешать развитию собственных торговых марок компаний, то есть не составит ли конкуренцию СТМ?

- Это разные стратегии маркетинга. Лицензирование использует всю мощь бренда и косвенную поддержку других товаров под этим брендом. То есть позволяет быстро вывести товар на рынок, где уже есть лояльный потребитель к бренду. СТМ - элемент капитализации компании, это еще не бренд, но может им стать при больших и длительных вложениях. В зависимости от маркетинговой стратегии компании можно выбирать любой из путей.

- Для чего нужна поддержка лицензиаров, то есть маркетинговое сопровождение? Вы чем помогаете? А в разработке дизайна продукта? 

- Лицензиар, правообладатель заинтересован в самой широкой известности бренда и высоком уровне лояльности к нему со стороны целевой аудитории. Поддержка бренда и есть поддержка лицензиатов. Её можно расширить за счет совместных с лицензиатами маркетинговых программ – поддержку новых товаров на цифровых ресурсах бренда, формирование совместных бренд-зон в ритейле, проведение совместных PR-кампаний и так далее. Дизайн лицензионной продукции производится на основе брендбуков или стайлгайдов, которые готовит и предоставляет лицензиар. Он, при необходимости, может и помочь при разработке дизайнов лицензионной продукции. Мы помогаем всеми способами.

- Правда ли, что сильнее всего кризис ударит по товарам импульсного спроса?

- Ситуация, в которой цены на все лицензионные товары могут подняться вдвое, отразится на всех категориях товаров. Если импульсный товар производится из российского сырья, то рост цен на него будет меньше, да и сам импульсный товар обычно недорогой – поэтому при падении покупательской способности населения именно такой товар может выжить…

- Сильные бренды, в том числе лицензионные, продажи сохранят? 

- Они могут сохранить продажи, например, если слабые бренды уйдут с рынка – слишком много факторов сейчас работают на рынке, чтобы делать однозначные прогнозы.

- На выставке «Детство 2015» собираются установить стенд «Центр лицензионных предложений». Насколько Вы считаете своевременным и востребованным данный маркетинговый инструмент? Собираетесь ли Вы через Центр реализовывать лицензии? В крайнем случае, посетить его? 

- Это инструмент новый и его можно попробовать. Мы будем участвовать в данном проекте – посмотрим, что он сможет дать лицензиарам.

- Почему на российском рынке сегодня присутствует все же так мало российских лицензионных брендов?

- Потому что создание бренда – это много ресурсов, и творческих, и финансовых, и временных. Серьезный анализ этой ситуации требует много времени. Можно лишь только констатировать, что за последние 10 лет на рынок вышли не более 5 новых российских брендов (я имею в виду анимационных), создание каждого бренда занимает не менее 3-4 лет – и все это время необходимо его развивать и расширять, поэтому это всегда долгоиграющий и рискованный проект, который к тому же и новый (с точки зрения управления) для российского рынка.

- Вы когда-нибудь сталкивались с откровенным контрафактом своей лицензионной продукции в промышленных масштабах?

- Да. Два примера: рынок DVD еще 2-3 года назад, где до 80% дисков были контрафактными. И промышленное производство кукол «Маша» в Китае – там около 5 фабрик на нас специализируется.

- Как изменился (меняется) лицензионный рынок в России на фоне колебаний валюты и падения цен на нефть?

- Испытывает серьезные трудности, как и другие отрасли экономики. Поскольку российское производство детских товаров только начало развиваться, то производители испытывают большие сложности в силу и ситуации с валютой, и с кредитной ситуацией, соответственно, сохраняет неопределенность и с приобретением ими лицензий. С другой стороны, без сильных лицензий производителю можно потерять долю на рынке – поэтому сейчас сложно сказать что-то определенное.

- Насколько доступными будут зарубежные лицензии сейчас, в виду происходящих событий в экономике, для российских компаний? Будете ли Вы корректировать цену на лицензии? 

- В большинстве случаев как таковой цены на лицензию нет. Есть договоренность о размере роялти (в % от оптовой цены продукции) и авансовые платежи по этому роялти. Будет меньше продаж – будет меньше роялти в абсолютной величине, будут снижаться авансы. Если бренд международный, то потери на российском рынке он может компенсировать за рубежом. Пойдет ли он для улучшения условия для российского производителя – это стратегия бренда – для кого важен российский рынок, возможно и пойдет. Мы пока условия лицензий для российских производителей не меняем – договоры лицензионные обычно долгосрочные, мы выполняем свои обязательства по поддержке бренда и выпуску нового контента – и ждем выполнения обязательств от партнеров.

- Действительно ли зарубежные лицензии считаются наиболее выгодными даже в период кризисов, в чем причина? Не в том ли, что они приходят на наш рынок уже раскрученными?

- Не согласен. В разных товарных группах и в разных целевых аудиториях работают разные лицензии, но в первом десятке «мультитоварных» лицензий есть и «Маша», и «Смешарики», и «Фиксики», актуальными остается и «Лунтик», и «Барбоскины». На мой взгляд, с российскими лицензиями легче работать, они чаще идут навстречу лицензиатам, они гибче в проведении маркетинговой политики, и они быстрее реагируют на предложения лицензиатов или изменения условий на рынке. В конце концов, к ним растет лояльной аудитории в силу российского производства и близости к нашему менталитету.

- Хотя по объемам производства российская анимация не сравнима с западной, все же сейчас она покоряет заграницу: «Смешариков» перевели на 60 языков, бренд «Маша и Медведь» начал уже товарное лицензирование в 25 европейских странах, в Латинской Америке и в Азии, мультфильм «Алиса знает, что делать!» собираются показать больше, чем в десяти странах. «Киноатис» осенью презентовала в Америке англоязычную версию мультфильма «Белка и Стрелка». Выгодно ли покупать и поддерживать такие проекты?

- Покоряет – это сильно сказано. Есть определенные успехи у полного метра, сильной остается авторская анимация, регулярно получающая призы на международных фестивалях. Но задача сериальной продукции, нацеленной на лицензирование, немного сложнее, чем разместить сериал в эфире местного канала или поместить дублированный вариант сериала на YouTube – надо осуществлять комплексный подход по завоеванию целевой аудитории через все каналы коммуникаций. А это задача на порядок более сложная, чем просто продать права на телеканал. Это еще и довольно большие затраты – продвижение бренда. Здесь, мне кажется, нужна помощь государства не отдельным проектам, а всей российской анимации в комплексе – в защите нашей интеллектуальной собственности за рубежом, в организации нашего присутствия на мировых анимационных форумах, в компенсации затрат на качественный дубляж фильмов и т.д. Я сейчас не могу прогнозировать ситуацию, но то, что анимация является мощным культурным мостом между странами и народами – это факт.


Варвара Фуфаева,
"Игрушки. Сегмент.Ру"

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные беседы "Сегмент.Ру" с представителями различных компаний рынка и другие интересные интервью
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza